Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Музеи войсковых частей в дореволюционной России : Становление и историко-культурное значение : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.03

Год: 2005

Номер работы: 302455

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Приложение IV. Биографии офицеров, причастных к деятельности Музея л.

Иллюстрации ( I - X I V ) 3 19 23 23 30 44 60 63 68 77 88 103 103 109 112 118 121 125 129 138 142 1^5 152 164 164 167 174 189 193 204 214 227 232 250 252 ^•^ л^ * " 1 3

ВВЕДЕНИЕ История музейного дела является неотъемлемой частью истории отечественной культуры и составной частью музееведения. Изучение и анализ прошлого современных музеев - одна из основ научного подхода к решению актуальных теоре;* тических и прикладных вопросов. «Важным звеном в истории музейного дела является ис

-гв. Преображенского, Семеновского, Измайловского, Финляндского, Конного и Кавалергардского Ея величества полков. Впрочем, основное место в данных исследованиях было уделено военно-историческим музеям вообще, поэтому автор не ставил своей целью детального анализа деятельности музеев войсковых частей. Со времени написания работ A.M. Разгона прошло более 40 лет, и сегодня многое в оценке дореволюционной истории изменилось. Так, например, отдавая дань времени, основные неудачи в работе военно-ис

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ РУССКОЙ АРМИИ

1.1 МУЗЕИ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ - ОДНА ИЗ ГРУПП ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ В РОССИИ Интерес к военно-историческим памятникам в России прослеживается с древних времен'. Обращаясь к далекому прототипу будущих музеев - церковным хранилищам и княжеским кладовым, среди вещей, хранящихся там, можно найти оружие, одежды князей-полководцев, прапоры. Собрание Оружейной палаты Московского Кремля, впервые упоминавшееся в XVI в., в значительной степени формировалось как военно-историческое. На первых порах он

1.2 ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННЫХ РЕФОРМ 1860-1870-Х ГГ. В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙСКОВЫХ МУЗЕЕВ. УСТРОЙСТВО ОФИЦЕРСКИХ СОБРАНИЙ Освещение вопроса возникновения полковых музеев Русской армии невозможно без воссоздания истории появления и устройства офицерских собраний при частях, так как все они возникли именно на базе собраний и составляли их неотъемлемую часть. Открытие офицерских собраний логически вытекало из реорганизации хозяйственного управления в Русской армии, которое явилось одной из составляющих военных

1.3 ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ Другой важнейшей предпосылкой создания войсковых музеев явилось наличие исторических, мемориальных и художественных предметов, собираемых на протяжении всего времени суш;ествования частей. Создание Русской регулярной армии относится ко времени петровских реформ. Первые, в будущем гвардейские полки, Преображенский и Семеновский, возникли в Москве в начале 1690-х гг. из потешных; два других, Бутырский и Лефортовский - из полков иноземного ст

1.4 ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ И ЮБИЛЕИ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ. Побудительным моментом в деле организации полковых музеев также явилось празднование юбилеев полков и написание их историй. История вопроса написания полковых хроник относится ко времени Петра I, когда, приступая к сбору материала для истории Северной войны, император повелел составить справки, так называемые «сказки» по каждому полку'^'. Позже ввиду постоянного реформирования армии полковые хроники были совершенно запутаны. В бытность Алекс

1.5 МУЗЕЙ Л.

-ГВ. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА Есть все основания полагать, что первым войсковым музеем Русской армии являлся Музей л.

-гв. Преображенского полка, так называемый. Арсенал. В одном из рапортов 1901 г. начальника АИМ генерала Н.Е. Бранденбурга Арсенал упоминается, как «бывший afferant /юридически причитающаяся часть/ музей л.

-гв. Преображенского полка, от которого сохранились лишь жалкие остатки»'^^. 64 Л.

-гв Преображенский полк, как первый и самый знамениты

1.6 ВОЙСКОВЫЕ МУЗЕИ ПОРЕФОРМЕННОГО ВРЕМЕНИ Документально установить точную дату появления первого музея при воинской части Русской армии едва ли представляется возможным. Организация войсковых музеев официально не санкционировалась военным руководством. Причина этого, на наш взгляд, кроется в том, что музеи устраивались на базе офицерских собраний, которые уже функционировали в соответствии с предписанными директивными документами, и являлись лишь самодеятельной структурой внутри офицерского

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЙСКОВЫХ МУЗЕЕВ Как отмечалось выше, разработанные положения о войсковых музеях так и не были внедрены в практику музейной работы. В реальной жизни свою деятельность музеи выстраивали в соответствии со сложившейся практикой, беря за образец работу известных полковых музеев, которая широко освещалась военной прессой. Музеи обменивались опытом, состояли в переписке. Только некоторым из них удалось выработать и издать собственные положения и правила, в соответствии с котор

2.1 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Во главе войскового музея стоял один человек, его называли заведующим или хранителем. Функции руководителя и хранителя не были разделены. Руководитель музея избирался общим офицерским собранием из числа действующих офицеров. В редких случаях привлекался отставной офицер части. Так, общим собранием офицеров 4-го пехотного Копорского генерала графа Коновницына полка хранителем музея был избран полковник в отставке М.П. Петров^. Хранителем Музея 36 пехотного Орловского полк

2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ Финансирование музейной деятельности осуществлялось в рамках финансирования офицерского собрания части. На музей выделялась определенная сумма, которая расходовалась по усмотрению заведующего: на приобретение новых экспонатов, реставрацию музейных предметов, изготовление и ремонт музейного оборудования, оплату за сбор исторических сведений в архивах и справок из сторонних хранилищ и пр. Финансовая отчетность осуществлялась по установленным в присутствуют в планах по войсков

2.3 КОМПЛЕКТОВАНИЕ Методика и источники комплектования полковых музеев были выработаны Б.В. Адамовичем при создании Музея л.

-гв. Кексгольмского полка. При этом указывалось, что на «собирание хранящихся предметов не было затрачено никаких особых средств и усилий». На первых порах организации музея комплектование «сводилось к разысканию, сосредоточению в особой комнате и приведению в систематический порядок всех тех свидетельств старины и жизни полка, которые по- 113 ныне неведомо хранят

2.4 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ФОНДОВ Количественный состав фонда войскового музея можно оценить от нескольких десятков до двух и более тысяч единиц хранения. Установить точное количество предметов, числящихся за музеем, представляется весьма сложной задачей не только из-за отсутствия дошедшей до нас учетной документации, но и по ряду других причин. К ним, в частности, относится размытость принадлежности того или иногр предмета к музейному фонду в зависимости от его местонахождения. Например, обра

2.5 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. УЧЕТ В отличие от комиссий по написанию истории родной части, где научные задачи формулировались перед ее составителями, перед организаторами войсковых музеев конкретные научные цели не ставились. Научная деятельность войсковых музеев сводилась к минимуму: комплектованию фондов и изучению музейных предметов. Относясь к корпоративному типу и не располагая специальными кадрами, музеи войсковых частей изначально не могли в полной мере решать научные проблемы, сегодня яв

2.6 СОХРАННОСТЬ, РЕСТАВРАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ С устройством музеев при воинских частях пришло осознание уникальности и ценности их собраний. Для сохранности и безопасности музейных ценностей принимались определенные меры. Тем не менее, правила полковых музеев имели свою специфику. В войсковых музеях не разрешалось прикасаться к регалиям и реликвиям. По отношению же ко всем другим предметам это правило не было оговорено. Следовательно, экспонаты можно было брать в руки. В правилах Музея Волынског

2.7 ЭКСПОЗИЦИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Устройство экспозиций войсковых музеев в значительной степени зависело от " te, материальных возможностей части, а также от подготовленности заведующего музеем в этих вопросах. Поэтому среди экспозиций войсковых музеев имел место разброс уровня их организации от кунсткамерных, построенных по декоративному, натюрмортному принципу с демонстрацией «раритетов и курьезов», с присутствием не связанных какой-либо идеей подлинных и копийных предмето

2.8 МУЗЕЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерьерный способ размещения экспозиций полковых музеев предполагал использование такого оборудования, которое сочеталось бы с обстановкой офицерского собрания. Музейные предметы, находящиеся в помещениях собрания, размещались как обычные, бытовые вещи без этикетажа за исключением портретов и картин, и ничем не выделяясь из обстановки. В тех случаях, когда для их хранения требовались шкафы, использовалась стандартная мебель. Музеи, имеющие отведенное под них помещен

2.9 ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Как уже отмечалось, отправным моментом создания войсковых музеев частей Русской армии явилось стремление проследить историю родного полка, начиная со дня его учреждения и по современный период, путем сохранения материальных свидетельств, связанных с жизнью полка. Иными словами, полковые музеи возникли как ответ на потребность общества в знании военной истории своей страны. «Полки берут на себя новую обязанность перед будущим отмечать память о наиболее замечате

ГЛАВА 3. МУЗЕЙ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ КОННОГО ПОЛКА. ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ I

3.1 ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА РЕКОНСТРУКЦИИ МУЗЕЯ Войсковые музеи Русской армии навсегда прекратили свое существование в 1918 г, и относятся к безвозвратно утраченному типу музея. Связанные по всем аспектай своей деятельности с бытом офицеров, они должны были исчезнуть вместе с демобилизацией старой армии. Для понимания историко-культурного значения этого типа военноисторических музеев нам представляется необходимым проследить их судьбу и пути дальнейшей трансформации. Существующий до сих пор во Фран

3.2 ИСТОРИЯ Л.

-ГВ. КОННОГО ПОЛКА В ряду музеев войсковых частей особое место занимали музеи гвардейских частей, стоявших в Санкт-Петербурге и его окрестностях. К ним, прежде всего, относились старейшие полки императорской гвардии такие, как лейб-гвардии Преображенский (старшинство'"* - 1683 г.), Семеновский (1683), Измайловский (1730), Конный (1706), Кирасирский Его Величества (1702), а также Кирасирский (1704) и Кавалергардский (1799) Ея Величества полки. 168 Возникнув в начале

3.3 ИСТОРИЯ КОННОГВАРДЕЙСКОГО МУЗЕЯ Яркая история Конной гвардии нашла свое отражение в мемориальных, реликвийн'ых и художественных памятниках, собираемых и сохраняемых в полку, которые в дальнейшем положили основу его музея. Историко-художественное собрание л.

-гв. Конного полка представляло собой весьма внушительное по своему качественному и количественному составу собрание различных предметов, числящихся за полком и рассредоточенных по разным хранилищам как непосредственно в помещени

3.4 СОБРАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Л.

-ГВ. КОННОГО ПОЛКА Собрание изобразительного искусства или Картинного отдела Конной гвардии традиционно состояло из скульптуры, живописи, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, представленное портретным, батальным и бытовым жанрами, включая формы одежды русской и иностранных армий. Количественно эта группа составляла порядка 600 единиц. Собрание включало ряд ценных скульптурных работ. Среди них можно назвать 4 фарфоровые скульпту

3.5 СУДЬБА МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В каждом полковом музее на случай мобилизации предусматривался способ передачи хранения. Перед отправкой на фронт Конного полка из Зимнего дворца был доставлен штандарт, который на протяжении всей войны находился при штабе полка. Полковые литавры остались на своем традиционном месте в Зимнем дворце. Георгиевские трубы, защитное обмундирование, оружие из различных помещений казарм были упакованы и сразу отправлены в Артиллерийский музей. Полковое серебро, согласно