Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Контркультура как радикальная трансформация романтического мифа : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01

Год: 2013

Номер работы: 27312

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

. Актуальность исследования. Интерес к проблематике идентификации феномена контркультуры не прекращается на протяжении нескольких последних десятилетий. Несмотря на то, что в Западной Европе и США изыскания на эту тему начались во второй половине 60-х годов, а в нашей стране - в конце 80-х годов XX века, до сих пор нет чёткого определения места контркультуры в картине общего состояния культуры; и оно определяется в довольно широком диапазоне: от некой маргинальной культурной области до полноп

9) изучен вопрос о собственных основаниях контркультуры;

10) произведён сравнительный анализ образцов поэзии романтизма и контркультуры по различным критериям;

11) Создана и апробирована логическая схема изложения вышеобозначенных научных разработок при чтении лекций по мировой и отечественной культуре. Положения, выносимые на защиту.

1) Культурологическая идентичность романтического мифа не является основой для культурологической идентичности современной контркультуры.

. Современная контркультура, как результат синтеза разных культурных процессов, нуждается в идентификации своих родовых признаков. Несмотря на свою многогранность, она имеет множество общих позиций для того, чтобы можно было рассуждать о ней, как о чём-то целом. Но, в то же время, отдельные её виды могут внешне иметь признаки отличающихся друг от друга давно известных культурных феноменов. В контексте данной работы нас, в первую очередь, интересуют проявления контркультуры, которым внешне при

1.1. Философская идентичность романтического мифа В названии данной работы уже задаётся исходное направление поисков, относящее нас к культурному явлению, возникшему на рубеже XVIII и XIX веков - романтизму, этому «новому мировоззрению» только что просвещённого европейца. И после появления этого «нового мировоззрения» - зачастую не ясного до конца для самих его носителей, - в культурной жизни Европы появляются своеобразные клише, по типу того, как они появляются вокруг любого культурного явле

1.2. Рабочие определения культурологических терминов, рассматриваемых в данном исследовании. Прежде, чем приступать к изложению основных тезисов и положений данного диссертационного исследования, необходимо определить рабочие значения ключевых понятий и терминов, проходящих через структуру работы, и составляющих её базовый эквивалент. Для данной работы ключевыми являются термины «культура», «высокая культура», «элитарная культура», «низовая культура», «массовая культура», «субкультура», «ко

1.3. Культурологическая матрица романтизма. Культурологическая матрица романтизма сводится к классификации романтических идентификационных признаков по философским категориям сравнения, так как в условиях данного исследования становится актуальным использовать философские подходы анализа исторических явлений и процессов. Культурология вообще тесно смыкается с философией там, где требуется классифицировать идентификационные признаки, к тому же философия представляет собой особый тип знания с с

1.4. Романтизм и низовая культура Дихотомическое разделение на «высокую» и «низовую» можно проследить во всех крупных культурах, и европейская здесь не исключение. Романтизм и низовая культура образовывали между собой пару, в которой, несмотря на явную культурную оппозицию, существовала односторонняя связь. Романтизм тяготел к низовой культуре, пытаясь найти в ней черты, составляющие первооснову национального духа. Во многом это отношение исходило из того, что низовая, по преимуществу крестья

1.5. Трансформация романтизма в течения, лишь внешне похожие на него. Романтизм в чистом виде существовал довольно недолго, постепенно уступая дорогу течениям, которые, корнями уходя в его основу, тем не менее несли в себе иное наполнение. Возникновение этого процесса можно объяснить тем, что природное начало - так важное для романтиков, - вошло не только в романтическое творчество, но и в романтический экзистенциальный стержень; и вместе с этим началом в суть романтизма проникли внешние силы

1.7. Романтизм и массовая культура Прежде всего, надо сказать, что романтизм и массовая культура непосредственно не пересекаются в культурологической ретроспективе. Во времена романтизма не было массовой культуры, во времена массовой культуры романтизм присутствует лишь как обозначенное направление в европейской культуре, которое зафиксировано во временных рамках и которого, по сути дела, больше нет. Но данный параграф необходим для более глубокого определения различий культурного фона XIX и

1.8. Признаки невозможности наследования романтических идей современными культурными течениями. В принципе, признаки невозможности этого наследования ясны из контекста параграфа

1.4., но только внешне. Конечно, если постромантизм не наследовал идеи и ценности романтизма, то как современные культурные течения, номинально появившиеся после постромантизма, могут напрямую наследовать то, от чего они отделены некой культурно оформленной преградой, которая, вроде бы, сама во многом была пре

1.9. Выводы по итогам первой главы. Первая

глава была посвящена анализу идентичности романтического мифа, а также его сравнению с культурными течениями, в которые трансформировался романтизм. В первую очередь был произведён анализ «нового мировоззрения в культурной жизни Европы на рубеже XVIII и XIX веков, которое изменило сознание мыслящего человека, внеся в его личность новую онтологическую составляющую. Для этого, прежде всего, были вычленены течения и эпохи, в ряду которых можно рас

Глава 2. Классификация мифа о контркультуре по отношению к мифу о романтизме.

2.1. Характер идентичности современной контркультуры. Контркультура современности - как наследница контркультуры второй половины XX века - имеет, как и все более-менее самостоятельные явления, свои родовые признаки. Но, так или иначе, любое социальное явление замыкается на типе личности, к этому явлению принадлежащей. Именно личность, как таковая, выступает носителем всех идей и поведенческих стереотипов, опре

2.2. Теодор Роззак, как создатель концепции контркультуры. Теодор Роззак - в другой транскрипции Теодор Рошак (Theodore Roszak, 1933 - 2011), профессор истории мировой культуры Калифорнийского университета, в последнее время до июля 201 1 г.

- почётный профессор. Степень В.А. (бакалавр искусств) получил в Калифорнийском университете ЛосАнджелеса, степень Ph.D. (доктор философии) - в Принстонском университете. Считается создателем термина «контркультура», а также концепции, связанной с

2.3. Массовая культура и низовая культура В первой главе настоящей работы уже проводилось сравнение массовой и низовой культуры с романтическим мировоззрением. Теперь необходимо произвести сравнение непосредственно между ними, чтобы определить их связи, зависимости и степень родства. В

§

1.6. говорилось о точке зрения автора диссертационного исследования на проблему массовой культуры, поэтому здесь мы тоже будем исходить из позиции, согласно которой массовая культура сформировала

2.4. Контркультура и массовая культура Контркультура появляется в тот момент времени, когда массовая культура начинает достигать своего «апогея» в посткультурном, если пользоваться шпенглеровской терминологией, пространстве европейской цивилизации 72 то есть, в середине и второй половине XX века. Она практически сразу становится широко известным общественным явлением. Кроме уже описанных в данной работе причин, этому способствовало распространение ранее неизвестных средств массовых коммуника

2.5. Виды и направления контркультуры, имеющие типологическое сходство с романтическим мифом. Если говорить о типологическом сходстве некоторых видов контркультуры с романтическим мифом, то здесь, прежде всего, приходит на ум так называемое готическое движение, или движение «готов», внешней своей стороной декларирующее связь со средневековой и новоевропейской эстетикой, понятой в основном так, как это преподносит кинематограф и популярная литература. Из этого заимствования или подражания сл

2.6. Культурологическая матрица контркультуры в сопоставлении с культурологической матрицей романтизма.. Культурологическая матрица контркультуры сводится к классификации идентификационных признаков контркультуры по философским категориям сравнения - так, как это было сделано по отношению к романтизму в параграфе

1.2. Таким образом выявляются характерные особенности течения в их отличии от характерных особенностей романтизма. Таблица 5 Эпохи и течения: Категории сравнения: Онтология

2.7.Выводы по итогам 2-й главы. Во второй главе данного исследования была дана характеристика современной контркультуры, и определён характер её идентичности. Были выделены направления контркультуры, имеющие типологическое сходство с романтическим мифом. Был проведён анализ родовых признаков «протестных» тенденций в культурной жизни Европы и Северной Америки, появившихся на рубеже 50-х и 60-х годов XX века. Была произведено разделение экзистенциального начала контркультуры, и мифа о ней, сф

. Данная

глава, названием своим ставящая проблему, вроде бы не входящую напрямую в задачу данной работы, тем не менее, крайне важна для понимания позиций, изложенных в двух предыдущих

главах. С начала XIX до начала XXI века, как мы выяснили, культурные течения, сменяющие друг друга, не имели между собой прямой генетической связи, и только типологически могут походить одно на другое. Но существует родовой признак, который объединяет все культурные особенности вышеобозначенного пери

. Характерная для романтизма дихотомия небесного и земного, где небесное недостижимо, а земное непредпочтительно, породила ощущение таинственности далёкого идеализированного «неба», которое неподвластно рациональному пониманию. От этого возникли, с одной стороны, очарование метафизикой желанного, но недостижимого «верха», а с другой - тревожность из-за несоответствия земных устоев тому идеальному модусу, ради которого романтик, собственно, и живёт, но который сам толком объяснить не может. Эт

3.5. Выводы по итогам 3-й главы. Третья

глава данной работы показывает, что романтизм и контркультура, сравниваемые между собой по критерию нигилизма, являют совершенно разные экзистенциальные признаки содержания «ничто». Разделённые между собой продолжительным историческим периодом культуры, они представляют собой начало и конец поэтапного проникновения «ничто» в человеческое сознание, но никоим образом не могут сравниваться на предмет общих нигилистических интенций.

Глава начи

Глава 4. Сравнительный анализ романтизма и контркультуры по критерию их онтологических оснований.

4.1. Эстетическая оформленность суицида. Генрих фон Клейст и Курт Кобейн. В современном мире, где «каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства», как правило, исследования суицида переходят в социальную плоскость. Действительно, суицид является отражением взгляда человека не только на себя, но и на его отношение к обществу; так что социальный ракурс в исследовании добровольного отказа индивида от жизни вполне оправдан. Тем более что суицид в наши дни становится о

4.2. Ночь. Смерть. Фридрих фон Гарденберг и Николас Кейв. Культурное освоение темы ночи, и осмысление идеи смерти в её различных аспектах: мистическом, оккультном, религиозном - прямым образом влияло и влияет на смыслообразование мировоззрения культурных течений: от эпохи античности до эпохи постмодернизма. Поэтому этот аспект культурного дискурса очень важен лля понимания и метафизической составляющей романтизма и контркультуры. Тем более, что основная «сущность ночи - тьма - оказывает мощ

4.3. Подменное и подлинное бытие в романтизме и контркультуре. Иоганн Х.

-Ф. Гёльдерлин и Аллен Гинсберг. Тема бытия и в романтизме, и в контркультуре, как некая двойственность, восходит к античным понятиям о бытии. Ещё Парменид утверждал, что подлинное бытие мира открывается только в мышлении, и есть само мышление; что подлинное бытие не дано человеку непосредственно - оно скрыто, отлично от повседневной реальности, и постижимо только силой мышления. Несколько позже подобное понятие подлинного бытия закрепилось в концепции Платона, который не только сохранил па

4.4. Обезличенность предмета в изобразительном искусстве. Уильям Блейк и Энди Уорхол. Личностную мотивацию в изобразительном искусстве романтизма и контркультуры имеет смысл сравнить не на предмет отображения каких-то конкретных тем в искусстве, а в чисто техническом смысле, как бы парадоксально это не выглядело на первый взгляд. До этого сравнивались между собой проявления, имеющие различие по импульсам личностной мотивации, но типологически сходные между собой. Живопись контркультуры нико