Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Внутриличностная коммуникация как предмет теоретико-социологического анализа : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06

Год: 2006

Номер работы: 278553

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы диссертациоииого исследоваиия обусловлена нричинами как практического, так и теоретического характера. Проблема внутриличностной коммуникации, на наш взгляд, имеет прямое отношение к главным тенденциям развития общества конца XX - начала XXI. На протяжении почти всего XX века западную цивилизацию преследовал призрак безжалостной государственной машины, готовой в целях порабощения личности воспользоваться возможностями, которые eq предоставило ипдустриальпое массовое общество

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения внутриличностной коммуникации

§ 1. Информационно-коммуникативный нодход к нроблеме внутрилнчиостной коммуникацин Коммуникативистика как особая область теоретического и прикладного знания возникла в середине XX века иа пересечении исследовательских интересов представителей большого числа научных дисциплин, среди которых называют кибернетику, логику, риторику, герменевтику, семиотику, лингвистику, психологию, социологию, этнографиЕО и др. [22]. Вплоть до сегодняшнего дня специалисты продолжают говорить о том, что коммуникат

§ 2. Семиотико-культурологичсский подход к анализу феномена внутрнличностной коммуникацнн В своих работах Ю.М. Лотман развивал семиотический подход к изучению культуры. Семиотика рассматривает системы знаков («тексты»), в которых закодирована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание и значение. Культура рассматривается сел«ютикой как совокунность знаков и нравил, по которым эти зпаки организуются, а культурные явления - как тексты, несущие информацию и смысл [51]. Как са

§ 3. Психологический подход к изучению впутриличностной коммуникации При изучении внутриличностной коммуникации нельзя не коснуться теоретических и эмпирических исследований, проведенных в рамках психологической науки. Выше мы уже употребляли психологические термины, такие как Я-концепция, аккомодация, ассимиляция, внутренпяя речь, что неудивительно в силу интраперсопальной природы предмета нашего исследования. Результаты психологических исследований внутреннего мира человека несут чрезвычайн

Основополагающая нроблема теоретической социологии состоит в том, как совместить две различные онтологические трактовки общества - общества как результата развития объективно складывающихся структур и институтов (объективистский нодход) и общества как результата взаимодействия активно (субъективистский нодход). и свободно действующих индивидов объединяет так называемые Объективистский нодход макросоциологические нарадигмы, к которым относят структурный функционализм, исторический материализ

§ 1. Впутриличностная коммуникация и социальное действие Принципиальным моментом социологии М. Вебера является требование «раздробить» все без исключения социальные процессы на «понятные» действия, т.е. действия отдельных ее y^iacTHHKOB. Понятие социального действия является краеугольным понятием социологии М. Вебера. Для него малоприемлемы такие словосочетания, как «социальное действие группы» или «социальное действие государства». Ни одно из этих социальных образований не обладает ни свобод

§ 2. Значение внутриличностной интеракцин для межличностной коммуннкацнн в теорнях Дж. Мнда, Г. Блумера н И. Гофмана Американский социолог Дж. Мид (1863-1931) был современником М. Вебера, однако работал независимо от него, но, как выяснилось позже с некоторыми оговорками, в русле концепции немецкого социолога. Центральным понятием социально-психологической и социологической теории Мида является попятие интеракции, или межличностного взаимодействия. Именно совокунность процессов, связанных с

§ 3. Внутренние коммуннкатнвные нроцессы в теории А. Шюца Линия, намеченная в социологии Вебером, была подхвачена не только символическими интеракционистами, но и основателем феноменологической социологии А. Шюцем (1899-1959) и его последователями. В своей единственной изданной при жизни книге «Структуры жизненного мира:

Введение в попимающую социологию» Шюц отталкивается от веберовского определения социального действия и отмечает, что Вебер недостаточно четко обозначил то, что понимае

§ 4. Внутриличностная коммуникация в коитекстс теории коммуиикативиого действия Ю. Хабермаса Все вышеизложенное наглядно доказывает тот факт, что явление внутриличиостной коммуникации имеет важное значение для основных социологических теорий, разработанных в рамках интерпретативной парадигмы. И Дж. Мид, и Г. Блумер, и И. Гофман, и А. Шюц, как выяснилосъ в ходе нашего аналитического обзора, в своих концепциях уделяли достаточно много внимания проблеме интраперсональной коммуникации. Их работ

§ 5. Интегративная модель внутренней коммуникацнн лнчности Эту главу мы закончим описанием объединяющей авторской интегративной модели и внутриличностной методологические коммуникации, наработки содержательные, попятийпые информационно-коммуникативного, семиотикокультурологического, нсихологического и социологического подходов к изучению данного феномена. За основу была взята модель Робертса - Эдвардса - Баркера (см. рис. 1), которая была видоизменена главным образом па основании интерп

§ 1. Интериализация социального опыта в процессе виутрпличиостиой коммуникации Ценность исследований внутриличностнои коммуникации для социологии, но нашему мнению, состоит в том, что они позволяют детализировать социальных проблем, таких понимание различных как социализация личпости, формирование идентичности, выяснить значение социальное влияние и др. Цель данной главы состоит в том, чтобы внутриличностпой коммуникации на основных этапах социализации и самоидентификации личности, а также

§ 2. Изменение смысловых иозиций в нсрвнчиой и вторичной социализации Любые нормы, воспринимаемые как само собой разумеющееся, не представляют для индивида проблемы до тех пор, пока им не будет брощен вызов. Тем не менее человек все время нуждается в подтверждении правильности своего видения мира, своей субъективной реальности. В особенности это касается центрального и «решающего» ее элемента - идентичности или шире Я-концепции, т.е. представления о себе самом. Функцию поддержания идентичнос

§ 3. Динамика внутриличностной коммуннкацнн на основных этанах становления идентичности Теперь нодробнее рассмотрим явление идентичности - центрального комнонента субъективной реальности человека в качестве основного результата процесса социализации. Понятие идентичности обязано своей нонулярностью работам Э. Эриксона, который описывал это явление как «психоаналитик со склонностью к социологии» [13, с. 88]. В своей знаменитой книге «Детство и общество» Эриксон определяет чувство идентичности

§ 4. Я-концепция, идентичность, самоидентификация в коитексте иитранерсональной коммуникацнн Обсуждаемый в этой главе феномен идентичности, как уже было сказано, имеет много общего с психологическим попятием Я-копцепции. По проблеме Я-концепции и связанным с ней проблемам самосознания, «Я», самости и др. в научной, преимущественно в психологической, литературе накоплено гигантское количество материала. Поэтому мы даже не ставим себе задачи пытаться в рамках одного параграфа дать исчерпывающий

§ 1. Социальное влияние и внутрнлнчностная коммуннкацня Феномен социальной коммуникации тесно связан с проблемой социального влияния. Шеннон и Уивер, авторы одной из первых моделей коммуникации, уже обсуждавшейся нами ранее, поднимали в качестве одной из трех проблем коммуникации вопрос о том, «насколько эффективпо полученное значение повлияет на поведение в желаемом направлепии?» [161, р. 4]. И если проблема семантической точности передаваемого сообш;ения частично решается добавлением в осно

§ 2. Внутриличностная коммуникация и социальиос влияние в межличностной среде (атрнбуция, самоатрибуции, сннжеиие когиитнвиого диссоиаиса) Часто влияние на человека оказывается с помощью вовлечения его в различного рода деятельность или провоцирование того или иного его поступка или целой линии поведения. Поведение является мощным рычагом влияния, действующим па установки человека с помощью особых внутренних процессов, с нашей точки зрения, па прямую связанных с внутриличностной коммуникацией

§ 3. Бнутриличиостная коммуникация и социальный контроль В предыдущей главе при обсуждении феномена социализации мы уже отмечали двоякую роль внутриличностпой коммуникации. С одной стороны, она обеспечивает социальную детерминацию сознания - с ее номощью в течение всей жизни происходит интернализация образцов мышления и поведения, принятых в том социуме, в котором нребывает личность. С другой стороны, внутриличностная коммуникация является важнейшим механизмом контролю. противостояния само