Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Канонизация святых русской церкви как объект социологического исследования : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06

Год: 2005

Номер работы: 278312

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Введение

Введение Актуальность темы исследования В современной России происходит общее для постсоветского пространства явление: возрождение религиозной жизни, участие религиозных организаций в общественных мероприятиях. Сегодня десятки тысяч церквей по всей России возвращаются верующим. Делаются попытки как со стороны церковных структур, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения, роли. Несмотря на происходящее в нашей стране видимое возрож

глава «Социальное происхождение и мобильность русских святых» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Социальное происхождение святых» на основе сборника житий святых арх. Филарета (Гумилевского) анализируется социальное происхождение представителей различных социально-демографических агиографических типов. Во втором параграфе «Социальная мобильность представителей социально-демографических агиографических типов» рассматриваются карьерные росты и падения русских святых. В третьем

Глава 1. Классификация основных понятий исследования

Глава 1. Классификация основных понятий исследования

1.1. Почитание святых и канонизация Слово «святость» в текстах Ветхого Завета связано с семитским корнем «кодеш», что значит «святость», «священность». Прилагательное «святой» всегда является религиозным термином, который при отнесении его к божеству всегда равнозначен понятию «божественный»^ ^ Новозаветное употребление термина «святость» исходит из того, какими призваны быть верующие как получившие дар благодати крещения и давшие при этом «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Слово «

6. ' С. 191. Цит. по Голубинский Е. Е. Указ. Соч. С. 28. 20 щ

Глава 1. Классификация основных понятий исследования святой благоверный князь Александр Невский перед кончиной принял монашеский постриг, а прославлен как благоверный князь). Тот или иной титул даётся святому тем церковным органом, который проводит канонизацию (епархиальным архиереем, если канонизируется местночтимый святой. Синодом или Собором, если канонизируется общечтимый святой). Важно помнить, что в любом случае акт к

типология житий святых Одним из условий канонизации является наличие жития святого. Житие специфический жанр биографии святого. От обычной биографии житие отличается определённым каноном, формой составления. Разница между житием и биографией, по меткому замечанию В. О. Ключевского, примерно такая же, как между иконой и портретом. Смысл житияне только увековечивание памяти ^ W * Показательным примером в этом смысле могут служить несостоявшиеся канонизации Григория Распутина и царя Ивана Грозно

Когда мы будем анализировать социальное происхождение святых, их социальную деятельность, а сейчас - состав совокупности, мы будем использовать метод анализа документов. В качестве эмпирического объекта будут использованы «Жития» арх. Филарета (Гумилевского). Все данные, которые мы получали на основе чтения житий, мы заносили в таблицу (программа Statistica

6.0). В строках указывались имена святых, в столбцах - основные социальные характеристики, которые сообщались в текстах: социальное

приступая к исследованию социального происхождения святых и их мобильности, мы, в первую очередь, вынуждены обратиться к теории стратификации П. А. Сорокина. Человек или социальная группа постоянно перемещается в социальном пространстве. Условно общество может быть поделено на страты (подобное деление используется в геологии, когда речь идёт об отложениях пород в разных временных интервалах), которые представляют собой пирамиду. «Социальная стратификация— это дифференциация некой данной совок

ЖЕНЩИНЫ Святые женщины не случайно были выделены нами в отдельный социально-демографический агиографический тип. Начиная рассматривать их социальное происхождение, мы сразу видим, что среди всех святых князей пятую часть составляют женщины. У одиннадцати женщин из 16 родители были князьями, у д в ) ^ - бояре, у однойдворяне, и только у двух отцы были древолазом и новгородским старостой соответственно (см. Таб.

2.2) Таблица

2.2. Социальное происхождение святых женщин Социальное по

2.3. Мобильность социально-демографических агиографических типов Под мобильностью социально-демографических агиографических типов мы будем понимать перемещение вверх или вниз того или иного типа в религиозном сознании общества во временном промежутке Х-ХХ вв. Мы уже говорили о том, что отдельному святому может начаться почитание, через некоторое время оно может прекратиться (нисходящая мобильность), а может из местного превратиться в общее (восходящая мобильность). Подробное изучение каждого

3.1. Типология деятельности святых Кажущееся на первый взгляд однообразие в житиях русских святых при углублённом прочтении разворачивает перед нами пёструю картину социальной деятельности святых. Шаблонность биографических черт, о которых сообщается в отечественной историографии, при исследовании социальной деятельности святых не обнаруживается. Но что мы будем понимать под понятием «социальная деятельность»? Для этого обратимся к классику социологии - М. Веберу. Понятие «социальное действие

3.2. Анализ деятельности представителей социально-демографических агиографических типов ЖЕНЩИНЫ о пятерых женщинах из шестнадцати жития не дают никакой информации о их деятельности. Тем не менее, имеющиеся данные в текстах позволили нам сделать некоторые выводы. Во-первых, специфика деятельности святых женщин выражается преимущественно в отсутствии политической деятельности. Безусловно, княгиня Ольга (Хв.) занималась политикой, однако это, скорее, исключение из общего правила. Для святых жен

3.3. Анализ типов деятельности Рассмотрев как выражен тот деятельность или иной тип представителей деятельности в каждого зависимости от социально-демографического агиографического типа, посмотрим теперь в целом, социально-демографического агиографического типа. В приведённых ниже таблицах мы представили все четыре типа деятельности святых. Чем больше случаев «Прочей деятельности», тем более нестандартен агиографический тип, относительно других. К «Прочей деятельности» относятся те действия,

п о о (-( и PQ 4 16 12 7 и 3 45 33 25 21 50 45 219 16 0 1 0 22 19

Глава 3. Социальная и несоциальная деятельность русских святых Представленная таблица аскетической деятельности святых показывает, что именно эта деятельность наиболее присуща русским святым, она встречается ^ практически у всех типов (за исключением митрополитов, которых всего двое). Чаще всего упоминается мученическая смерть (50 слз^аев), но она, как мы уже указывали в предыдущей главе, в основном присутствует у мирян

Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых

Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых

4.1. Две модели функционирования практики канонизации святых Представленный в первой главе анализ практики почитания святых позволил нам выяснить основные принципы функционирования этой практики с точки зрения структурно-функционального подхода Т. Парсонса. Первая работа американского социолога «Структура социального действия», вышедшая в 1937 г., была посвящена не структурам и функциям, а индивидам и их действиям. Социальное действие, по Парсонсу, характеризуется тем, что оно нормативно регу

2000 г. в первой главе мы указали состав святых, канонизированных до XX в. До XX в. в Русской церкви было канонизировано около 379 святых. Цифра 379 -

Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых условная, т. к. у Филарета Черниговского, сборник житий которого мы взяли для анализа, включает 379 русских святых, а, как уже говорилось, Верный месяцеслов, изданный Священным Синодом в 1903 г., включал в себя 381 святого. В XX в. было канонизировано 40 святых. На Соборе 2000 г. было ка

2000 г. Мы рассмотрели две модели канонизации святых и пришли к выводу, что в целом они соответствуют принципам институционализма и '^^ в это число не входят данные по Варшавской епархии и по ведомству Протопресвитера военного и морского духовенства.

Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых неоинституционализма. Однако сама по себе такая классификация ничего не даёт в плане объяснения социальной природы этих канонизаций. Единственное, что может быть очевидным на данном этап