Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Культурная детерминация образа сознания : На примере русской и японской культур : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01

Год: 2005

Номер работы: 265907

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

глава посвящена культуре и рассматривает различные подходы к объяснению и иснользованию феномена культуры в психологических теориях. Вторая

глава касается проблемы сознания в психологии и рассматривает различные теории сознания в истории науки. Третья

глава рассматривает образ как предмета междисциплинарных исследований и как единицу сознания в психологии. Четвертая, заключительная

глава, называемая «Культура работы сознания», посвящена объяснению через призму культуры и сознания феномена культурдетерминированной организации образа сознания или культуры образа.

1.1. Культура как предмет психологических исследований Число определений понятия «культура» пасчитывает несколько сотен. Существует огромное количество концепций описывающих функционирование и смысл культуры, в числе которых: позитивизм (Э. Конт), эволюционизм (О. Спенсер), диффузионизм (Л. Флобениус), концепция «культурно-исторических типов» (П.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпепглер) и др. Философский энциклопедический словарь дает следующее определепие понятия. «Культура - это специфиче

§ 1. История психологических исследований культуры С самого своего возникновения различные теории культур отличались психологическими подходами. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы семьи и брака, выяснения причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религий. Один из первых исследователей и создателей концепции «культуры» А. Бастиан (1826-1905) в исследовании культур и человеческого духа и

§ 2. Проблема «культуры» в общей психологии В обш;ей психологии в отношении к проблеме культуры наблюдались три отчетливо прослеживающихся крена. Во-первых, классическая психология старалась уйти от любых детерминаций извне, пытаясь найти чистое сознание. Многие годы западная экспериментальная нсихология, пыталась вычленить из культуры чистые психические функции, максимально абстрагировавшись от 1огльтурных, индивидуальных вариативностей. а в некоторых случаях и Отечественная культурно-исто

1.2. Сознание как предмет психологических исследований Сознание всегда остается, по сути, основной темой общей психологии. Многие ученые указывают на актуальность и значимость проблемы сознания и проблему сознания упоминают как одну из глобальных проблем современности. (Г. Хант, С. Крипнер, Дж. Баарс и др.). Проблема сознания становится предметом изучения и исследования все большего числа наук и пограничных областей знаний (физики, психофизиологии, этнопсихолингвистики, психосемантики, психос

1.3. Проблема образа сознания

§ 1. Образ как единица психологического иодхода к созиаиию В истории психологии были попытки выделения в качестве элементарной единицы сознания различные его составляющие, например, значения (Л.С Выготский). Однако, логично, что такая элементарная единица должна содержать в себе свойства всего сознания. Многие авторы (В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, Г. Хант и др.) признают в качестве такой единицы «образ сознания» или «мысленный образ». А.А Гостев, отмечая нехватку целостной сист

§ 2. Строение образа. Одной из наиболее известных в отечественной психологии концепций строения образа сознания является модель образа сознания А.Н. Леонтьева, который выделил в образе сознания следующие составляющие: чувственную значение и личностный ткань, смысл. «Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем, прежде всего, чувственную ткань. Эта ткапь и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуа

§ 3. Образ как предмет меяедисциплинарных исследований Хотя наше исследование нсихологическое, оно проводится в междисциштинарном контексте, с учетом данных других дисциплин, изучающих образ. Поэтому существенно поставить вопрос о том, как образ является предметом исследования других наук. Факгически различные подходы, говорят об исследовании образа, но, по сути, исследуют различные его составляющие', а так же образы разного класса. Если рассмотреть образ как предмет междисциплинарного иссл

§ 4. Исследовательская модель. Модель психосемиотического тетраэдра образа созиания Модель дает возможность полно описывать взаимосвязи и удельный вес каждой составляющей структуры предмета. образа, не упуская из внимания телесные проявления, влияние слова и конкретного языка и аспекты чувственной ткани Рис. 1. "Психосемиотический тетраэдр" - модель образа сознания (по Василюк, 1993) П - предметное содержание образа; п — чувственная ткань предметного содержания; Л личностный смысл

1.4. Культура работы сознания

§1. Анализ категории «Культура работы сознания» В существующих общепсихологических концепциях сознания не достаточно учитывается его культурная вариативность. По словам В.П. Зинченко «для преодоления деформаций представлений о сознании, связанных с идеологическими ограничениями в науке необходимо развитие культурно-исторических традиций в изучении сознания>у и еще: «Задача любой науки, претендующей на изучение сознания, состоит в том, чтобы наполнить его конкретным онтологическим содержани

2.1. Экспериментальное исследование культуры образа

§ 1. Обоснование выбора японской н русской культур как объекта экспериментального исследования Экспериментальное исследование культурдетерминированной организации образа сознания мы проводим, сравнивая и сопоставляя между собой предмет нашего исследования в двух культурах. Мы выбрали объеьсгом экспериментального из5^ения русскую и японскую культуры. Выбор русской культуры очевиден. Выбор японской культуры обусловлен многими причинами. Во-нервых, нроверка идей западно-евронейской психологии на

§ 2. Обоснование выбора метода экснериментального исследовання Помимо выбора культур, на материале которых будет проводится исследовапие, перед нами стояла сложная задача: придумать или найти в арсенале современной психологии методики, способные подробно описывать трудно уловимый образ индивидуального сознания, которое представляет собой сложную, не прекращающуюся череду полимодальных образов и ощущений. Чтобы уловить образ сознания «на срезе» сознания, мы обратились к проективной рисуночной

§ 3. Описание методики и этаиов исследоваиия Методика «Пиктограммы» изначально применялась русским ученым и пракгиком А.Р.Лурия, для исследования «опосредованного запоминания». А.Р.Лурия указывает в 1964 году, что метод был разработан Л.С. Выготским. Первое исследование данным методом было проведено Г.В. Биренбаум (1934) в целях изучения мышления у больных с различными нервно-психическими заболеваниями. Б.В. Зейгарник и СЯ. Рубинштейн активно использовали методику в диагностической и исследов