Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01

Год: 2005

Номер работы: 265887

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства в связи с расширением пространства его действия и новых форм функционирования. Такие технические средства как радио и телевидение образуют особую форму общения человека, прежде всего с музыкой, которая оказывает на него огромное воздействие, В настоящее время эта проблема усложнилась и приобрела особый смысл, так как в современном обществе восприятие музыки носит массовый и пов

Глава 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ЧЕЛОВЕКА

1.1. Систематизация факторов, детерминирующих восприятие и психологическое воздействие музыки. Изучением психических явлений и процессов, вызываемых музыкой и порождающих её, их теоретическим анализом и обобщением занимается музыкальная психология. Музыкальная психология как сумма эмпирических знаний о воздействии музыки на человека возникла в глубокой древности. В многообразной человеческой деятельности (трудовой, воспитательн

на человека.

. Предкоммуникационный этап начинается со времени получения первой информации о взаимодействии музыки и человека или со времени возникновения желания услышать музыку и продолжатся до начала её восприятия. Таким образом, изначально выделяются два различных по мотивации начала предкоммуникационного этапа взаимодействия музыки и человека. В первом случае «толчок» к слушанию музыки дается извне: например, урок музыки в школе, объявление музыкального номера по радио или в телевизионной передаче, р

. Длительность коммуникационного этапа музыкально-перцептивного процесса ограничивается временем восприятия музыки. В процессе восприятия музыки существуют первичные и вторичные эмоции. Первичные эмоции детерминируются содержанием музыки. Вторичные эмоции являются ^' субъективным отражением хода перцептивного процесса и его переживания. Вторичные эмоции корректируют и перенастраивают отношение индивида к воспринимаемой музыке [27]. Эмпирической иллюстрацией этого утверждения служит исследов

. Данный этап является итоговым в процессе взаимодействия музыки и человека. Он представляет собой отрезок времени после восприятия музыки, во время которого происходит оценка и конечная реализация эстетического, социального, психологического и физиологического эффекта воздействия музыкального произведения. Слушатель дает оценку музыкальному произведению, осознает чувства, которые наполняли его во время восприятия музыки. Механизм ценностно-смысловой рефлексии, который заключается в соУ отнес

. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Оно может и отравлять, и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка». Метод психотерапии, использующий музыку в качестве лечебного средства, называется музыкотерапией. В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед врачом задачами. ^х

.

Теоретическое изучение проблемы взаимодействия музыки и человека показало, что процесс восприятия и психологического воздействия музыки включает осознаваемый и неосознаваемый уровни протекания этапов. Неосознаваемые компоненты процесса восприятия и психологического воздействия музыки, прежде всего, такие как переживание музыки, изменение психического состояния под её влиянием, обычно исследуются с помо- ^' щью проективных методик [90]. Для анализа «отклика» бессознательного на предъявляемую

. Музыка - особая форма отражения человеком окружающей действительности и специфичная форма человеческого общения. Человек откликается на музыку своими мыслями, чувствами переживаниями, идеями и образами. Он по своей природе является глубоко «музыкальным» существом: не только физиологические процессы, но и высшие психические функции (например, речь) связаны с музыкой. Интересно, что функциональные ритмы нашего организма часто соответствуют музыкальным ритмам. В состоянии эмоционального напряж

. В эксперименте использовались следующие методики: тест Люшера, цвето-социометрический метод, субъективное шкалирование, вербальное оценивание музыки и состояния по предложенному списку характеристик, особенности музы­ кальной семантики, зафиксированные в музыкальных произведениях различА метод словесной оценки длительности, метод свободных ассоциаций на музыку. Каждая методика направлена на изучение определенной стороны, как осознаваемой, так и неосознаваемой, музыкально-перцептивного про

. ^ Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов: прослушивание музыкального отрывка, оценка музыки, оценка состояния до и после прослушивания музыкального отрывка. Вербальная оценка музыки производилась при помощи субъективного шкалирования по 5-балльной шкале «не нравится - нравится», а также выбора 5 эпитетов, характеризующих музыку, из списка, состоящего из 60 прилагательных. Невербальная оценка музыки включала цветовые ассоциации на музыку, фиксирование музыкальных ассоциац

. Корреляционный анализ является первым этапом в поиске причинноследственных связей между психологическими явлениями и процессами. На его основе рассчитываются более сложные виды анализа (факторный, кластерный, регрессионный и др.), которые позволяют более аргументировано объяснить детерминированность изучаемых признаков. С помощью корреляционного анализа мы можем определить направленность связи между переменными, коэффициент корреляции укажет тесноту и значимость взаимосвязи между переменным