Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13

Год: 2005

Номер работы: 192930

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, задачами стабилизации социально-политической ситуации в полиэтническом пространстве Российской Федерации, где идет сложный процесс конструирования новых общественных отношений, сонряженных с результатами изменений в культуре и этническом сознании как отдельных индивидов, так и целых народов. Последнее десятилетие XX века стало особым для народов Российской Федерации. Одни восприняли его как время нового "национального возрождения

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ

§ 1. Этногенез и этническое сознание монголов как научная нроблема отечественного востоковедения Традиция исследования этнического сознания имеет широкую теоретическую и эмпирическую базу, в основе которой лежит различное понимание сущности, природы и структуры этноса. При этом изучение этнического сознания осуществляется в рамках различных наук - философии, этнологии, психологии, социологии и др. Исходя из опыта исследования сознания, можно констатировать, что человек, сохраняя в себе устой

§ 2. Проблема этногенеза н этнического сознания западных монголов (ойратов) в отечественном калмыковеденни В истории мировой цивилизации кочевая культура занимает особое место. Надо нризнать, что до недавнего времени культуру номадов рассматривали либо как застойную и изолированную, либо как находившуюся в непосредственной зависимости от соседних земледельческих культур. Превалировало мнение, что кочевники в своем развитии не продвигались далее нротогосударственных структур, племенных нротог

§ 3. Религиозный опыт западных монголов (ойратов): проблема соотношения религии и мифологии Изучение этнического сознания в определенных культурно- нространственных границах, описание и объяснение его конкретных форм с опорой на определенный культурологический материал требует осмысления мифолого-религиозных составляющих сознания. Представления о себе как существе разумном проявилось у человека в его познавательной деятельности. В своем развитии оно соединялось со стремлением объяснить

ГЛАВА П. ЭТНООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕРНОЙ ВЕРЫ

§ 1. Этногенез и мифическая биография западных монголов (ойратов) Способность человека к культурному развитию помогает ему на основе осознания своей этнической принадлежности создавать сложные системы индивидуальной и групповой социальной стратификации. Это осознание на всех уровнях этнической структуры было наполнено "мифической биографией", своеобразными коллективными представлениями о своей непохожести и . отличительности от других. Сознание этноса включает в себя, прежде всего

Анализ динамики развития мифолого-религиозных основ этнического сознания, неизбежно вытекающий из исторической изменяемости самого общества, невозможен без учета как религиозных верований, так и функций социальных институтов, действующих в этом обществе. Формированию традиции нредшествует процесс закрепления в этническом сознании модели мироздания, включающей представления как о мире в целом, так и о его социальном и культурном устройстве в особенности. Установление строго определенного поряд

Представления этнической общности о человеке, о жизни, о смерти и загробном существовании отражают глубинную взаимосвязь, которая прослеживается между этими представлениями и древними обрядами, вытекающими из этих верований, и политическими институтами. Этническая общность существует в социальной действительности в рамках определенных социальных институций, в которых отражаются особенности этнокультурного сознания. Одной из таких особенностей является потестарно-политическое сознание, порожда

ГЛАВА III. ЭПИЧЕСКАЯ ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЗАНАДНЫХ МОНГОЛОВ (ОЙРАТОВ)

§ 1. Эволюция этнического сознания от архаического тууль-улигера до героического эиоса В идентификационном пространстве личности существенным является понимание того, что мир личности представляет собой системную целостность. Ценности и потребности индивида не могут быть поняты каждая в отдельности, они взаимосвязаны и как компоненты типологической системы личностной мотивации экстраполируются в общественную сферу. Этническая идентичность опирается на структурированное множество систем, кото

§ 2. "Свой - чужой" в этническом сознании заиадных монголов (ойратов) Утверждение эпической формы организации этнического самосознания у западных монголов (ойратов) выразилось, как было проанализировано выше, в специфическом развитии эпических произведений и последующем закреплении этой традиции в книжном эпосе. По мнению А.А. Потебни, "только в литературе - конечно, здоровой, самостоятельной, и окончательно и вполне может выразиться личная физиогномия народа".' Момент ро

§ 3. Эволюция этнического сознания в процессе социализации личности в занадномоигольском (ойратском) обществе Этническая картина мира - есть производная от этнических констант и ценностных ориентации. Этнические константы являются парадигматическими формами традиционного сознания, направленность которого определяется ценностными ориентациями. Последние могут со временем меняться, а этнические константы остаются неизменными на протяжении всего периода исторического существования этноса. При а

ГЛАВА IV. СОТЕРИОЛОГИЯ БУДДИЗМА: "ПУТЬ К СВЯТОСТИ" В ЭТНИЧЕСКОМ СОЗНАИИИ ЗАПАДНЫХ МОНГОЛОВ (ОЙРАТОВ)

§ 1. Практика Прибежища: традиционалистский ресурс и стабилизация Религия, которая согласно теологической формулировке есть подчинение Богу, артикулирует зависимость человека от трансцендентного и с точки зрения верующего распространяется на всех людей. Характеризуя религию как явление психологическое, историческое и социальное, К. Тиле утверждает, что под религией следует понимать все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддержать связь с ней

§ 2. Религиозный опыт западных монголов (ойратов): трансперсональные состояния и психотехника буддизма Духовно-практическое освоение является принципиально важным способом адаптации человека к действительности, которая всегда осуществляется на основе сознания, дающего возможность конструировать действительность, создавать этнокультурную среду, свойства и проявления коей оказываются наиболее точно прогнозируемыми в связи с тем, что сама среда создается за счет активности этнического сознания.

§ 3. Этапы пробуждения сознапия в буддизме махаяпы Буддийская мораль выражает важнейшую сторону новой реальности, так как в результате коллективной работы этнического сознания в ней вырабатываются такие понятия, которые позволяют людям сплотиться в единое этнокультурное целое, обрести общий смысл бытия и иметь достаточно надежные гарантии устойчивости их поведения в отношение вновь принятой веры. Одно из нейтральных определений религии, которое принадлежит Э. Шредеру, гласит, что религия пре

§ 1. Три Драгоценности буддизма в этническом сознании занадных монголов (ойратов) Традиционное общество, реорганизуясь, приспосабливается к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях даже обеспечивают источники легитимации для достижения новых целей. Тем самым механизм самосохранения этнической культуры включает в себя процесс стереотипизации религиозного учения в социально-исторический опыт. Культурные традиции народа, воспринятые буддизмом, несли в себе те черты сак

§ 2. Карма и судьба в этническом сознании заиадных монголов (ойратов) Понятие народной религиозности включает в себя не только конфессиональную, но и этнокультурную идентификацию, т.е. те представления, которые были адаптированы буддизмом и отражали мировосприятие с царившей в ней верой в магию и ритуал. Необычность популярного буддизма заключается в синкретизме сознания, где традиционные представления о себе и о мире переплелись с буддийским учением о спасении, в параллельном сосуществовани

§ 3. Святые "хубилганы" и буддийское понимание смерти в народном сознании Национальное видение мира - это неотъемлемое право каждого народа на свой, не похожий на другие, культурный взгляд на окружающую действительность. Формирование нредставления о себе является актом сознания, который невозможен без религиозной культуры. На сопоставлении "своего" и "чужого", через утверждение своей целостности закрепляется этническое самосознание. Однако народные массы в своем

ГЛАВА VI. СОСТОЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КАЛМЫЦКОГО ОБЩЕСТВА

§ 1. Социально-политические ироцесеы в калмыцком общеетве XIXначала XX вв. и их влияние на эволюцию этнического сознания Период коренной трансформации этнического сознания калмыков приходится на XIX - начало XX вв., которые стали для них эпохой социальных потрясений. Калмыцкому этносу в этот период бифуркационного состояния приходилось перестраиваться, адаптироваться к новым политическим и социально-экономическим условиям, вследствие чего переосмыслению подвергались те составляющие этническо

§ 2. Этническое сознание калмыков в иериод социалистического строительства (1917 - 1943 гг.) "Кризисное" сознание как характерная черта российского общества конца XIX века сохраняло свою типичность и в первой половине XX столетия. Репрезентация событий данного периода и выявление причинных факторов позволяют назвать Октябрьскую революцию 1917 года и установление Советской власти в Калмыкии основными событиями, повлиявшими на изменение вектора развития этнического сознания калмыков.

§ 3. Этническое сознание кризисного нериода: депортация и современность У разных народов этническое сознание фокусируется вокруг значимых для них символов. Среди таких символов следует выделить отношение этноса к территориям своего традиционного обитания. Для всякого этноса отношение к родной земле есть одна из основных этнообразующих констант. Исход из отечества, а нринудительный тем более, вызывает состояние "культурного шока". Вынужденная миграция в иную географическую и культур

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ мифолого-религизных основ формирования этнического сознания калмыков, проведенный в рамках данного исследования позволяет сделать ряд выводов, которые могут быть эвристически ценными при дальнейшем широком исследовании проблем этнического сознания кочевых народов как в философско-культурологическом, так и в конкретно-историческом плане. Основная концепция диссертационного исследования заключена в положении о том, что в западномонгольской (ойратской) картине мира на протяжен