Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Онтология свободы в религиозно-философской мысли XX столетия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13

Год: 2005

Номер работы: 192925

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Введение. Обоснование темы и ее актуальность Идея фундаментальных свободы является одной из наиболее философских идей, организующих философскую нроблематику. Проблема свободы человека относится к вечным темам философии, увлекающей многие ноколения мыслителей и кочующей из одной философской системы в другую, но нигде не нолучающей своего окончательного разрешения. Огромная притягательная сила этой проблемы заключается в том, что человек всегда пытался понять смысл своего существования и приб

Глава 1. Разработка онтологической проблематики свободы в трудах П.Тиллиха.

§1. Общая характеристика и особенности системы П. Тиллиха. Тиллих считал себя нрежде всего теологом, который в своих трудах использовал метод корреляции между теологией и философией в апологетических целях, чтобы дать "символам Вести" такую интернретацию, которая была бы близка и понятна современному сознанию. Он настаивал на тесной взаимосвязи Бога человека, вводя доктрину "теономного" понимания сущности человека, которое восходит к идее Августина о непосредственном при

§2. Идея Бога и связи Его с творением в трудах П. Тиллиха . Идея Бога, предложенная Тиллихом, отвечает его положению о тесной взаимосвязи божественного и человеческого. Поэтому он не рассматривает Бога как некое начало, помещенное над природой в трансцендентном мире. Под влиянием идей Шеллинга он противопоставляет этому пониманию панентеистическую трактовку сущности Бога, которая носит трансцендентно-имманентныи характер. Бог у Шеллинга представлен как абсолютное тождество идеального и реал

§3. Человеческая свобода и Духовное Присутствие в трудах П.Тиллиха. Свобода для Тиллиха является поворотным пунктом от бытия к экзистенции: "Свобода в полярности с судьбой является структурным элементом, который делает возможным экзистенцию, поскольку он превосходит эссенциальную необходимость бытия, не уничтожая его".^^ Свободой обдадает лишь человек, а применительно к другим существам можно говорить лишь о противоположности "самопроизвольности" и закона. Только человечес

Глава 2, Бог и человеческая свобода в трудах С.Л.Франка и других русских мыслителей.

§1. Бог и человек в системе С.Франка. Франк, по признанию его современников и последователей, являлся одним из крупных мыслителей двадцатого века, в работах которого были предвосхищены некоторые последующие течения европейской философии. Сам мыслитель пишет в своих работах, что он является продолжателем мощной традиции Платона и неоплатоников, а в области философии религии едва ли не единственным своим учителем он считает Николая Кузанского. Большое влияние на Франка оказал немецкий идеализм

§3. Бог и человеческая свобода в панентеистических системах первой половины двадцатого столетия. Проблема человека, его внутреннего мира и его связи с высшим божественным бытием находились в центре внимания П.Тиллиха и С.Франка. Отмечается очевидный параллелизм основными интересами и заключениями русской учения Тиллиха с "софиологической" идеализме. В школы, а также их общее основание в немецком построениях П. Тиллиха и С.Л. Франка можно обнаружить поразительно сходные интуиции, о

Глава 3. Разработка онтологической проблематики свободы в коицеициях К.Раиера и Э.Корета.

§1. Учение о свободе Фомы Аквинекого и антропологический иоворот в неотомизме. Неотомизм сохраняет в своей основе положения философии Фомы Аквинекого, у которого понятие свободы изначально «ценностноориентировано», связано со способностью отличения добра от зла, с естественной склонностью к добру и к истине. Свобода воли, согласно учению Фомы Аквинекого, не состоит в абсолютной индетерминированности, не является «ценностно-индифферентной» и понимаемой как потенциальная способность человека к

§2. Бог и человек в концепции К. Ранера. Прежде всего Бог у Ранера воспринимается как таинство: «имеется непроглядное, темное таинство полной и прочной непостижимости— Бог».'^ В этих рассуждениях заметны сходные интуиции с высказанными в работах С.Франка. Также как и Франк Ранер пищет, что в глубинах духовной жизни каждого человека кроется таинство, как невыразимое, как основа и средоточие личностного бытия. Под Богом, по мысли Ранера, понимается абсолютная тайна, в которой всегда ''' К.Ране

§3. Свобода в работах К.Ранера и Э.Корета. По мнению К.Ранера, свобода и выбор человека могут быть ноняты только в связи с историческими формами бытия человека. Историчность и трансценденция, но Ранеру, являются сущностными характеристиками человека, а главной характеристикой историчности человека является свободное деяние неред лицом Госнода. Это деяние не оносредовано нредшествующей основой, оно рождается из сознательного свободного целенолагания. «Историчность в человеческом смысле имеется

§4. Бог и человек в концепции Э.Корета. Всякое высказывание о Боге возможно лишь в аналогических понятиях, пишет Корет, которые - в некоем «отрицании отрицания» — сами себя превышают, превосходят всякое человеческое представление и постижение.^^ Придерживаясь традиции томизма Корет пишет, что Бог как само бытие есть изначальное единство и бесконечная полнота всех чистых содержаний бытия, всей лишь возможной действительности бытия и совершенства бытия.^^ Это абсолютно необходимое бытие как тож

Глава 4. Значение свободы в теории сиасения различиых христианских традиций. Поиски конфессий религиозных во многом мыслителей общую различных христианских всех имеют направленность: для характерен антропологический поворот богословской проблематики. Крупнейшие протестантские и католические теологи, такие как Тиллих и Ранер, призывают к тому, что христианская философия должна вступить в диалог с секулярным миром, чтобы "выяснить возможности веры сегодня". К.Ранер поставил в своих

Глава 5. Э, Левинас: свобода уступает ответственности.

§1. Диалогическая коицеиция Э.Левииаса. Работы философов второй половины 20 века отразили изменившуюся реальность, после катастроф и мировых потрясений ушли в прошлое большие синтезы, стремившиеся тотально рассуждать о действительности и создавать окончательно верный универсальный дискурс о человеке. В новых теориях отразилось более сложное понимание природы человека с более глубоким анализом его сознания. Одной из самых заметных тенденций этого периода философии стала смена одного универсал

§2. Бог и человек в диалогических коицеициях религиозиой философии двадцатого столетия. Другой у Левинаса является тем, кто свидетельствует о Боге, своего рода «связкой» нашего бытия в мире и Того, кто по ту сторону сущего.''^ Прежнее представление о Боге, считает Левинас, утратило знаменитым свое влияние на людей и эта утрата была возвещена парадоксом о смерти Бога. Представление о Боге монотеизма автор определяет как "хозяйственное": вмешательство его на правах некоей бесспорно

§3. Свобода и ответственность в этнке Левннаса. Мыслитель создает свою метафизику свободы, которая становится философией ответственности. Прежде всего он критически оценивает попытки решения проблемы свободы в западной философской традиции от Спинозы до Гегеля, где свобода сводится к отражению универсального порядка, который сам себя обосновывает и сохраняет, а познание является тем путем, где эта свобода изобличает свой случайный характер и растворяется в тотальности."'^ В такой филос

§4. Время и свобода. Религиозные мыслители двадцатого столетия присоединяются к важнейшей интуиции Хайдеггера о том, что подлинная сущность времени может быть постигнута в результате анализа сложнейших отношений между присутствием человека в мире и пониманием сути его бытия. Они используют предложенный экзистенциализмом подход к пониманию личностного, индивидуального времени—времени переживания человеком своей жизни, жизненного пути и опыта, вбирающего в себя не только настоящее, но и безвоз