Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Проблема единства исторического и логического в науках о мегамире: философско-методологический анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.08

Год: 2005

Номер работы: 198864

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования В XX столетии проблема развития вышла за рамки философии, с одной стороны, с другой стороны - за пределы отдельных областей знания (например, космогонии, геологии, биологии, социо;югии и др.)- В настоящее время эта проблема является одной из краеугольных и в философии (проблемы диалектики), и в науке в целом (проблематика концепции универсального эволюционизма, синергетики и, конечно же, проблема эволюции Вселенной в современной космологии), и в отдель

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ходе дискуссии по проблемам диалектики, логики и теории познания, развернувшейся сорок нять лет на^ад в О1ечественной философской литературе, известный российский философ Э. В. Ильенков однажды заме1ИЛ, 410 «вопрос об отношении логического к историческому, или, как сформулировал его К. Маркс, об отношении научного развития к действительному развитию - это один из сравни iельно молодых философских вопрос

1.1. Становление нден юждества исторнческого и логнческого в нстории философии

1.1.1. С|и\ийная диалектика древннх греков В истории человеческого познания, включая и историю научного гюзнания, вопрос об отношении логического к историческому имплици1но содержался в проблемашке еще древнегреческой философии. Один из самых известных представителей диалектической философии XIX века Ф. 3Hiejn.c отмечал, что «древнегреческие философы были все прирожденными, сжхийными диалектиками», для них «вся природа, начиная от песчинок и кончая солнцами, находится в вечном возникновении

Постепенно стихийная диалектичность мышления древних сменилась метфизическим способом мышления, окончательно сложившемся и утвердившемся в эпоху Нового времени. Этот способ осмысления мира имеет свое историческое оправдание. Несмотря на то, что взгляд на мир древних греков «верно схватывает общий характер всей картины явлений, он все же недостаточен для объяснения тех частностей, из которых она складывается, а пока мы не знаем их, нам не ясна и обищя картина. Чтобы познавать эти частности, мы

1.2. Принцип единства исторического и логического в философских концеициях развития

С нолной уверенностью можно утверждать, что в философской системе 1". В. Ф. Гегеля (1770 - 1831) идея развития трансформируется в общефилософский принцип, лежащий, наряду с дру1 ими, в основании всей его системы. Сведя воедино зародыши идеи всеобщего, универсального развития, имевшиеся в предшествующей ему философии, он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, нреобразовании и развитии, и сделал попытку р

Единство исторического и логического, являясь принципом общей теории познания (гносеологии), а значит и теории научного познания (эпистемоло1ии), выражает определенную закономерное 1Ь познавательною процесса, и в этом смысле выступает в качестве закона познания. По эюй причине тождество исюрического и логического не может использоваться по желанию субъекта и проявляется в процессе познания, в юм числе и научного, независимо от воли и желания познающего субъекта, ю ес1ь объекшвно. Но, как изве

Глава 11 Принцип единства испорическою и ложческого в структуре научной мсюдологии 49 вторых, какое влияние оказывает общая логическая модель развития на понимание истории изучаемого объекта. Экспликация указанных выше аспектов проблемы отношения логического и исторического позволяет внести ясность в некоюрые неоднозначные моменты того или иного понимания принципа единства исторического и логического. В одной из работ огечественного философадиалектика Э. В. Ильенкова, в которой рассматривает

2.2. Исходные категории: логические иачала В системной организации философских оснований научного знания можно выделить, по меньшей мере, две взаимосвязанные подсис1емы. Вопервых, онтологическую, которая копс1И1уализируется в сетке категорий, образующих «матрицу понимания и гюзнания исследуемых объектов» (категории вещи, свойс1ва, отношения, процесса, состояния, причинности, необходимости, случайности, пространства, времени и т. п.). Во-вторых, эпистемологическую, реализующуюся в категориаль

2.3. Общефилософские принципы как оитологические основания единства исторического и Л01 ическо1 о Открьпия в различных областях науки XX века, а также возникновение новых отраслей научного знания (кибернетика, системология, синер1етика, информа1ика и т. д.), привели к кардинальному сдви1у в научной парадигме наших дней, узловыми пункшми которой являются представления о сложности, нелинейности, неопределенности, принципиальной стати- стичности и вероятности происходя1цих в мире процессах. Со

2.4. Понятие «научно-исследовательская нрограмма» в современной научной меюдологии В методологию научного познания, особенно в части исследования истории науки, концепция научно-исследовате]н>ских программ была введена И. Лакатосом, английским философом науки венгерского происхождения. Основное понятие концепции И. Лакатоса «научно- исследовательская программа» - впервые применяется им в статье «Бесконечный регресс и основание математики» в связи с анализом философских профамм обосновани

Глава III Проблема единства исторического и логического в натурфилософских концепциях рического и логического в науках о мегамире. Таким образом, переход от натурфилософских модусов концепций космогенеза к естественнонаучным может рассматриваться как переход от абстракпюго единства исторического и логического к их конкретному тождеству. В настоящей главе будут рассмотрены натурфилософские концепции эволюции космических структур, естественнонаучные концепции будут проанализированы в следующей

3.1.1. Материалистический иодход Как справедливо отмечает И. Д. Рожанский, двумя фундаментальными проблемами, лежащими у истоков современного естествознания, которые занимали умы ранних античных мыслителей, были проблема Космоса (Коацод), рассматриваемого как единое целое, и проблема микро- ' Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

- 2-е изд. Т. 20.

- С. 369.

Глава III Проблема единства исторического и логического и натурфилософских коицспциях 1 Ig стр

До сих пор рассматривались космогонические концепции ангичных материалистов. Теперь посмотрим, как проблема развития ставилась и решалась в рамках идеалистического подхода. Идешшстическая традиция древнегреческой физюсофии имеет свое начало в натурфилософских построениях пифагорейцев. В отличие о г материалистических систем греков, рассмотренных выше, которые носили преимущественно качественный характер, пифагорейцы сосредоточивают свое внимание на количественных отношениях окружающею нас мир

3.1.3. Единство логического и историческою в философском учении стоиков В эпоху поздней аншчности, получившей название эпохи эллинизма, на первый план философской рефлексии выдвигается этическая проблематика, осмысление индивидуальною бытия человека, его мироош,ущения. Тем не менее, в этот период развития античной мысли интерес к онтологии не пропадает совсем, но О1одвигае1ся на второй план. В эпоху эллинизма наиболее основательно разработанная он1оло1ия принадлежит стоической школе, просуще

3.2. Философское обоснование огношения логического к историческому в натурфилософской космологии

3.2.1. Эманационистские реконструкции космо1енеза В средние века происходит коренная «переоценка ценностей», смена установок сознания. Коренным образом изменяется дух философствования, основу которого в этот период развития человеческой мысли составляла идея творения мира трансценденшым существом - Богом. Однако такая смена ориентиров мышления не означала невозможности постановки проблемы создания, происхождения мира, то есть проблемы его истории, космогенеза. Более того, проблема космогенез

3.2.2. Ренессаиспые натурфилософские космологические модели Эпоха Возрождения является тем периодом развития европейской культуры, в рамках которой происходит формирование предпосылок становления и развития науки Нового времени. Именно в недрах науки Нового времени начался процесс преодоления офаниченного понимания историчности космоса в античности (цикличное 1ь и изрядная доля антропоморфизма) и эпоху Средневековье (креациониш и мистицизм), равно как и развитие их достижений (в античности о

3.2.3. Формирование научной космологии: между С1ациоиарностью и эволюционизмом Науки о мегамире Нового времени в целом не историчны, за исключением космогонической гипотезы Р. Декарта. И у Галилео Галилея (15641642), и у Иоганна Кеплера (1571-1630), и у создателя теории механики Исаака Ньютона (1643-1727) идея развития отсутствует. Но заслуга этих «титанов мысли» сое шит в гом, что они установили и выразили в математической форме первые законы физики, то есть открыли закономерности функциони

4.1. Становление принцина развн1ии в науке XVH-XIX веков Во второй половине XVII века и большей части XV111 века развитие физики, астрономии, космологии и космогонии прошло «под знаком борь-

Глава IV Тождество исторического и логического в рамках естественнонаучного подхода бы картезианства и ньютонианства»'. При этом в рамках последнего механика получила развитую математическую форму благодаря трудам Ж. Л. Д'Аламбера, А. К. Клеро, Ж. Л. Лагранжа, П. С. Лапласа, Л. Эйлера и других. Весьма активно развивалась также и эмпирическая база, которая выводила молодую науку о природе за пределы Солнечной системрл: оценки межзвездных расстояний X. Гюйгенса и И. Ламберш, открытия собственн

4.2. И. Кант о принципах естественнонаучного иодхода к проблеме космогенеза В XVIII веке механическая теория приобрела развитую матемагическую форму. Таким образом, естественнонаучная база для реализации идеи космообразования была подготовлена. Необходимо было дать философское обоснование идеи эволюции космических объектов, которое учитывало бы тот уровень знаний, которого достигло к этому моменту естествознание. Это сделал немецкий философ и естествоиснытатель Иммануил Кант (1724- - 1804).

4.3. Механистическая космогония П. С. Лапласа: нсрвое естественнонаучное воилощение единства исторического и логического В предыдущем параграфе было показано, что Кант дал, прежде всего, философское обоснование естественнонаучного подхода к проблеме космогенеза. При этом с необходимостью обнаруживается действие принципа единства исторического и логического, некоторого аспекты которого четко осознаны немецким мыслителем. Да и сам принцип реализован достаточно полно. Первая же основательная и