Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Проблема объективности ценностей : Критика нравственного релятивизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05

Год: 2005

Номер работы: 199438

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Глава 1. Личностное и социальное измерении чслопска. Роль иосннтанни в их фор.мнропаннн

§ 1. Человек —«личностное жнпогное»' Нам следует четко понять, что сониальное измерение человека есть нечто радикальное, включенное в его онтологическую структуру, а не BHCHHICC ИЛИ вторичное. Если не учитывать данное измерение, невозможно дать объясне1И1с человеческой действительности. Но одновременно 01ю не исчери1ивает всю действительность полностью человека, от делая его лии1ь обн1ественным и продуктом, всякой зависимым окружаюн1СЙ среды лииюиным индивидуальной специфики. ' См. Zubiri

§ 2. Чслокск-социальная реальность Человеческое существо должно, следовательно, создать са.\юго себя, выбирая из тех вoз^южнocтcи, которые предлагает ему ситуация. Тем самым оно приобретает личностный облик, индивидуальность, которая определяет его уникальный характер, не сводимый просто к понятию представителя вида. Все человеческие индивиды, в отличие от остальных животных, у которых вид, образ1Ю говоря, количественно «наполняет» отдельный индивид, отличаются качествен1ю — в том смысле, что

§ 3. Роль понимании ценностей в восннтаннн личности: дне нротивоноложныс воспитательные модели Теперь нам следует уточнить понятие воспитання в плане ценностей, которые неизбежно его направляют. Что значит воспитывать и какие типы цепностей должны направлять восгщтательную деятельность? Кажется понятным, что выбор типа воспитания дюлжен определяться нмеюпщмися ценностя.чщ, которые, в свою очередь, зависят от naojcro представления о них. 39 Схематично и предварительно можно иредложить две пр

§ 4. Рсллтипизм и субъективизм. Терлтны и определении До сих пор, как это принято в философской среде, мы противопоставляли понятия «релятивизм» и «объективизм». Но, строго говоря, релятивизм противоположен абсолютизму, а объективизм - субъективизму. Не всё, что относительно, субъективно, поскольку первое люжет быть зависимым от чего-то, отличного от субъекта. Например, понятия «выше», «н1Г/ке», «сходство» и «равенство» прпнпипиальпо отпосительпы, но ни в коем случае не субъективны. То же люж

§ 5. Чисто инструментальное ноннмлпне разулт Триумф научного разума, начавшийся в XVI веке, благодаря математическо!! точности, возможности экспериментальной проверки и технического применения полученных результатов, исторически привел к сужению идеи разума до уровня инструментальной целесообразности. Таким образом, всю область целей воли, а значит, и оценок стали считать чуждой разуму и отнесли к области воли, понимаемой как внерацнональная способность, или субъективное чувство каждого челов

§ 6. Реллтшлп.м: аргумент несогласии в нравственных вопросах Релятивизм обычно исходит из факта лпюгообразия кодексов поведения, зав[1сяпи1Х от эпохи, культуры и т.д., то есть пз несогласия, имеющего место в нравственных вопросах', поэтому он реже встречается в (|)илософской среде и чаще в сфере обществегщых паук. Как правило, такие взгляды распространяются тогда, когда люди сопоставляют свои нравственные убеждения с нравственнылп! убеждения.чп! других пародов и культур и тем самым ставят под

§ 9. Воспитание с точки ipcHHsi релятивизма

9.1. Наука и технология поведения согласно Б.Ф. Ск1Н1иеру Релятивистская философская этика сводит нормативную этику к чисто описательной, ведь нет ничего ценного самого по себе, у человека нет никаких обязанностей, то есть нет категорического нравственного долга, как ошибочно считала моральная этическая традиция до тех пор, пока наука не открыла подлинные механизмы человеческого поведения. Эти меха1Н13мы - такие же факты, как атмосферные явлен

§ 12. Употребление слова «добро» в обыденно!! речи' Слово «доброе» («хорошее» и т.д.) употребляется в обыденной речи в двух основных значениях: в качестве прилагательного (атрибутивное унотребление) и в качестве предиката (предикативЕюе употребление). Грамматически атрибут, или определение второстепенньп1 член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета. Следовательно, атрибут - это прилагательное, соединенное с существительным, которое либо ограничивает, либо оп

§ 14. Мотив действия и идея пртсгического разулт Если действительно ценность - первичная реальность, не сводящаяся ни к какой другой, от нее отличной, то следует искать к ней косвенные подступы например, через способ ее появления в человеческом опыте. То есть, вместо попыток метафизически исследовать конечную цель человеческих устремлении (и вообще человеческой природы), которая порождает разнообразные исторические (из-за её современного субъективного понимання) и теоретические (из-за обусло

§ 16. Опыт II приоритеты восприятия ценностей Реальность, с которой человек сталкивается каждый де1н>, не предстает перед ним как нечто безликое, как простая совокупность чистых фактов. В конкретном опыте человека она порождает как бы «рельефы», которые привлекают к себе его внимание. Правда, существует и безлнктн1 уровень реальности, представляющий собой набор чистых фактов. К примеру, сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам, но нам в приищ1пе безразлично, paBEia ли она 180

§ 17. Цсшюсти идеальные и реальные' Когда говорим о ценностях, опираясь на конкретный опыт в этой области, то сознаём, что используемые нами ценностные терхишы имеют универсальный характер (красивое, приятное, честное и т.д.): они касаются не просто индивидуальных, но универсальных свойств, где в принципе может присутствовать пеограничепное число реалий. С другой стороны, мы часто сталкиваемся с ценностными качествами в отдельных предметах или явлениях. Следовательно, в аксиологической област

Ценности предстают перед нами феноменологически. Ио каково их бытие? Это сложный вопрос, на который философия не имеет пока окончательного ответа. Субъективизм сводит их к элширическим механизмам человека. Релятивизм убежден, что ценности представляют собой категорию отношеши"!. Более того, релятивизм сводится к субъективизму, когда утверждает, что именно отношения создают ценности, прежде всего, в зависимости от субъекта и его интереса к объекту, который сам по себе нейтрален. Нам следу

§ 21. Соцпологип ценностей: объективность в нерспс1стнвс Мы провозгласили объективность ценностей (пока хотя бы на уровне феноменологических данных) и попытались объяснить характер их бытия. Но если ценности, будучи качествами самих предметов, объективны, то почему так много в их оценках разногласий, создающих впечатление их относительпости? Даже если аргумент несогласия, как мы еще увидим, недостаточен для последовательного обоснования релятивизма, должны быть некие причины, объясняющие таки

Глава 6 Критика релятивизма

§ 24. Подлинный смысл относительности ucHHocTcii В споре о степени действительности цегпюстей и нравственных норм часто противопоставляют термины относительное и абсолютное. Релятивизм, как известно, опирается на факт существования ^пюжecтвa оценок и нравственных кодексов и стремится к защите индивидуальной свободы, плюрализма и «права на отличие». В наше время их обществен1юе признание воспринимается как обязательный элемент делюкратии, соблюдения прав чело

§ 25. Критика аргумента несогласии Несомненный факт лпюжества нравственных кодексов и систем ценностей, свойственных разным историческим эпохам и культурам и существующих даже внутри одного общества, может представляться как неоспоримый аргумент в пользу нравственного релятивизма'. И действительно, даже перед противники подобным нравственного релятивизма испытывают замешательство множеством, как об этом свидетельствует Цицерон: «Нас беспокоит разнообразие мнений и разногласий между людь\п1

§ 26. Критика аргументов субъс1сгивизма В самом начале мы говорили, что релятивизм есть внешнее, социальное выражение субъективизма, поэтому его аргументы эмпирические, то есть слабые. Субъективизм представляет собой теорию, объясняющую появление цеииостеи в нашем опыте в качестве реальностей, исключительно зависимых от субъекта (от его интереса, воли и чувств). Если субъективизм прав, все наши усилия по опровержению аргумента несогласия бесполезны. На самом деле, в случае доказательства субъ

§ 27. Гедонизм, присутствующий по всяком релятивизме Несостоятельность теории субъективизма приводит нас к убеждению, что в конце концов её защитники признают, более или менее сознательно, хотя бы один вид внутренней ценности -удовольствие^. Если быть хорошим идентич1ю тому, чтобы быть объектом интереса, то быть хорошим вообще - значит вызывать желание. Но понятно, что суи1ествуют и отрицательные желания - неприятие, отторжение, отвращение и ненависть. Тогда нужно сделать вывод, что такие вещ

Глава 7 Свобода II правствспиал автоиолит

' Противоречие между релятивизмом и его «нравственными причинами» (защита личной свободы и борьба с тоталитаризмом) ясно проявляется при рассмотрении связи ценностей и нравственных норм со свободой. Человеческая свобода возможна и имеет смысл тогда, когда ценности понимаются как объективные источники мотивации воли, которые не определяют ее принудительно, но предлагают ей основу для самоопределения. В свою очередь, нравственные нормы отражают объективные требова1П1я к человеческой воле, котор

§ 31. Смысл нравственной автоиолит Автономия нравственного субъекта - это центральная тема моральной философии, но не всегда ясен точный смысл этого тср\нп1а. Принято считать, что Кант был те.м, кто открыл и распространил это понятие в качестве главной практической черты человеческой этики. Можно согласится с тем, что данный термин впервые появился в философии Канта, однако само по себе понятие было известно и его предшественникам. Очень часто, цитируя Канта, полагают, что у него, да и вообщ