Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Смерть как проблема нравственной философии : На материале русской философской культуры XIX-XX веков : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.05

Год: 2005

Номер работы: 199430

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

4.2. Смерть как благо

4.3 Трагизм как выражение аксиологического антиномизма смерти 326 291 297

ГЛАВА 5. ДЕОНТОЛОГИЯ СМЕРТИ - НРАВСТВЕННОЕ РЕШЕНРТЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1. Нравственная сотериология Н. Ф. Федорова

5.2. Нравственная сотериология А. Платонова

5.3. Структура нравственного сознания

5.3.1. Зло и смертность - базовая дихотомия нравственного сознания

5.3.2. Неприятие смерти - ядро нравственного сознания личности

Заключение (Перспективы нравственной философии в современной России) Список литературы 393 408 373 368 340 340 356 368

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Смерть — сфера фундаментальной неопределенности и неопределимости. И вне нравственного к ней отношения, смерть делает бытие человека шатким, если не совсем безосновным и бессмысленным, а значит открывает дорогу патологическим формам морального зла, цинизму и мизантропии. Этика по своей внутренней суш;ности не может игнорировать проблему смерти. «В сущности, этика, в центре которой не стоит вопрос о смерти, не имеет никакой цены, она лишена серьезности и глу

ГЛАВА 1. ОБРАЗЫ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ А пока есть законы, пока законы судят — Смерть остается властелином мира. Л. Шестов Д. С. Мережковский в 1907 г, в статье «О воскресении» писал: «... ежели смерть есть, то ничего нет, кроме смерти; ежели смерть есть, то все - ничто [230; 3]. Другой русский философ В. Ф. Эрн в статье о социализме говорил: «Я умираю. Чем может быть осмыслена моя смерть? Ибо если в ней нет никакого смысла, то нет смысла и во всей моей жизни» [424; 74]. Нравственная

Если смотреть на философию как на один из способов добычи «знания о мире», то ее онтологические возможности значительно сужаются. В силу вступают тогда «положительные науки» и сама философия становится одной из наук. В такой парадигме вопрос о смерти просто снимается, ибо сама смертность философствующего оказывается неучтенной. Способ снятия личной вовлеченности в размышления о смерти - полагать смерть «объективным», т.е. нормальным, естественным и закономерным явлением жизни. Смерть как зако

Несмотря на то, что «большое время» экзистенциализма прошло, значительные рецидивы этой философии встречаются сегодня в самых различных областях культуры. В экзистенциализме было много сказано о позитивной значимости смерти. Чтобы выявить подлинность человеческого бытия, оно должно быть помещено в ситуацию радикального предстояния перед смертью. "Экзистенциальная философия утверждает, что, хотя отношение к смерти и не должно являться обязательной частью любого сюевременного сознания, тем

1.4. Эзотерический образ смерти

1.4.1. Реинкарнационная модель В начале XX века в России была популярна магнетическая теория смерти. В книге «Смерть тела - безсмертие души, или умершие живут» (1908) достаточно полно представлены эти взгляды. «Человек — своего рода микрокосм и в нем сгущены все силы макрокосмоса — вселенной, а потому человек обладает также магическими силами, которые при соблюдении известных условий, проявляются. Это именно и совершается с абсолютное полнотою в момент смерти» [322; 60]. Сгущенный микрокосм я

1.4.2. Онирическая модель Найти то, с чем можно было бы сравнить смерть, чему ее уподобить --' давний соблазн. Одним из наиболее излюбленных образов, с которым отождествляется смерть, есть образ сна. Он настолько распространен, что является, пожалуй, самым популярным в художественных и философских мирах Запада и Востока. Не случайно Тютчев сказал: Есть близнецы - для земнородных /Два Божества — то Смерть и Сон. Скорее всего, Платон был одним из первых мыслителей, кто задал способ интерпретаци

1.5. Танатологическая доминанта

1.5.1. Эвтаназийная парадигма В западной философской литературе первой работой по танатологии принято считать книгу, вышедшую в 1970 году "Loss and Grief: Psychological Management in Medical Practice" авторов Dr. A. Kutscher, B. Schoenberg, D. Peretz, Помимо широко распространенного уподобления сна и смерти, есть сопоставление смерти с состоянием "до рождения". Но это сопоставление тоже ложное: «небытие» «до рождения» — это небытие вырастающее до рождения, и следовательно

1.5.2. Танатологический дискурс постмодернизма Если высокоблагочестивый и высокомудрый Н. Кузанский в своем «философском завещании» говорил, что «мы ищем премудрости, чтобы не знать смерти» [181; 400], то современный постмодернист-ироник может сказать, что «мы ищем смерть, чтобы не знать премудрости». Этот тезис имеет под собой реальные основания. А. А. Грякалов, говоря об «антропологических тематизациях современности» выделяет три главных: «смерть человека», «смерть автора», смерть романа» [

1.6. Смерть в русской философской традиции

1.6.1. Нравственная доминанта русской философии Постановка и разрешение некоторых философских вонросов требует особого склада мышления и духовного настроя всего народа. Тезис о единстве «мировой философии» далеко не бесспорен. И подобно тому, как национальный язык раскраивает мироздание лингвистическим узором, лишь одному ему присущему, создавая, тем самым, «языковую картину мира» народа, так и философский логос нации создает свою «философскую

1.6.2. Становление и развитие нравственной философии смерти в России Рассуждая о жизни в ее трагическом измерении, о жизни в свете смерти, нельзя, конечно, обойти стороной таких выдающихся представителей, западной мысли как Августин, Паскаль, Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Унамуно, Хайдеггер, Сартр, Левинас, Янкелевич и огромное количество иных имен, которые, бесспорно, оказали определенное влияние на отечественных философов. Не игнорируя западный опыт переживания жизни как конечной жизни, в н

ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ СМЕРТИ Исходя из сущностных характеристик русской мысли, можно обозначить некоторые пути исследования и описания смерти, представленные в контексте отечественной философской культуры XVIII-XX веков. При всем разнообразии взглядов и подходов, имеющихся в отечественной традиции за последних два-три столетия, можно выделить некоторый универсальный метафизический архетип, создающий целостность, уникальность и личностно-конкретную оформленность русского отношения к смерти. Анали

Всякая онтология укоренена в сущностной взаимосвязи категорий «единого», «бытия» и «иного». Здесь каждая категория — бытийный пласт, начала и концы которого упираются в те основы, где еще «земля безвидна и пуста». Онтологические понятия «чреваты» вечностью и бесконечностью, и это значительная «методологическая» трудность для их рационального постижения. Триада единое-бытие-иное содержит третий элемент, представляющий наиболее существенный интерес для аналитики смерти. Почему есть смерть, если

Рассмотрение смерти в контексте отечественной христианской философии позволяет более глубоко войти в проблематику вопросов о духовной природе и нравственном смысле смерти. Здесь сущность смерти, ее «бытийное пространство» («бытие небытия») оказывается связанным с концепцией творения мира из ничто, которая позволяет увидеть, как смерть, сама не являясь тварной реальностью, входит в тварный мир как его уничтожение и как показатель его несовершенства. Концепция творения помогает понять как и как

ГЛАВА 3. ГНОСЕОЛОГИЯ СМЕРТИ

Л. П, Карсавин, конечно, не без изрядной доли иронии, называет гносеологию лженаукой, измышленной «лукавыми людишками». В этом ироническом тоне нроявляются, однако, глубинные особенности русской философии. Для гносеологии смерти важнейшим является нахождение языка смерти, иными словами, выявление того, какого рода языковые единицы (слова, понятия, образы, символы, метафоры) могут быть адекватны небытийной суш;ности смерти? Как быть с тем, что не имеет собственного бытия, что небытийно по свое

Таинство смерти никто ведь не разгадал. В. В. Розанов Апофатика - центральное понятие святоотеческого богословия, отрицательный метод которого состоит в стремлении познать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть. Заимствование данного понятия из богословия оказывается оправданным при решении философских задач, связанных с возможностью рефлексии над смертью*. Онтологическая не-бытийность смерти говорит о ее абсолютной гносеологической непостижимости. Приведем рассуждения некоторых

3.2.3. Страх смерти как нравственно негативное проявление апофатики Наиболее обш;ее представление о механизмах формирования страха связано с опасностью внезапного появления иного, непохожего и непривычного, вызывающего крайне негативные состояния психики, «Страх, как явно переживаемое и осмысленное человеком состояние, появляется тогда, когда в сознании людей уже достаточно четко закрепляется образ «другой формы жизни», организованной по правилам, резко отличаюш;ихся от тех, которые действуют

«Зачем миры, с их славой звездною, Несутся в пляске гробовой». Бальмонт «Смерть и смертность всегда в этом мире и есть источник бессмыслицы этого мира и всего в нем происходящего» [26; 362] - говорит Н.А. Бердяев, обнажая тем самым, самый острый и нелицеприятный аспект проблемы. «Неиз- 264 бежная смерть - говорит С.Л.Франк, — рано обрывающая и самую счастливую, и самую неудачную жизнь, делает их одинаково бессмысленными» [392; 526]. Именно так свойственно русским философам воспринимать налич

И скажи мне, дедушка, зачем маленькому перед смертью мучиться? А.П. Чехов Страдания и смерть детей является одной из наиболее мучительных проблем нравственной философии. В русской традиции она была осмыслена на высшем уровне. Достоевский в наиболее радикальной форме поставил вопрос об оправданности существования мира, все культурные достижения которого не стоят «слезинки ребенка». По словам Н. О. Лосского: "Особенно мучают его страдания ни в чем не повинных детей"; а Н. Бердяев гов

Зло существования создается тем, что человек умирает ни рано, ни поздно, но всегда время небытийного сгущения своего бытия в точке смертного часа. Смерть трагична по-существу безотносительно к возрасту. Вопреки распространенному убеждению, смерть в старости также противоестественна, как и в молодости. Согласно логике секулярного гуманизма - чем дольше человек живет, тем лучше. Долгая жизнь в этой мировоззренческой парадигме самоценна. Поэтому смерть в старости считается естественной, нормальн