Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Категории свободы в этике Ансельма Кентерберийского : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05

Год: 2005

Номер работы: 199426

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Проблема свободы в этической мысли является одной из важнейших. В зависимости от определения свободы, различения видов свобод, связи свободы и необходимости, свободы и случайности, свободы и разума человека находится построение целостной этической и мировоззренческой концепции. В истории этической мысли свобода предстает и как необходимый фундамент нравственной жизни, и как высшая нравственная ценность, и как основание вменения человеку нравственного предписания. С другой стороны, неограничен

Отечественный исследователь этики средневековья Г.Г. Майоров справедливо отмечает, что для средних веков характерно обостренное моральное сознание. Писать о средневековой культуре значит писать о морали. Но, «писать о средневековой морали значит писать обо всем».' В силу этого, представляется методологически верным в первую очередь рассмотреть развитие проблемы человеческой свободы в христианской мысли до Ансельма, а также представить связанные с ней проблемы. Сочинения Ансельма, посвященные

Первоначально понятие свободы в раннехристианской этике следует рассмотреть в антропологическом ключе. Так можно корректнее определить сущность понятия (понятий) именно о человеческой свободе, причем в связи с этическими проблемами. Иначе проблема может быть подменена другими философскими и даже богословскими вопросами (отношение в человеке сущности и существования, иерархия сущностей, взаимоотношения бога и человека, свобода бога и т.п.). Ниже речь идет в первую очередь именно о нравственной

В христианской философии бог однозначно представлен как единственный источник бытия сущего и нравственности. Развитие этой идеи - не только абсолютное подчинение твари божеству, но и совершенная необходимость, царствующая в мире, источником которой является бог (см. ниже проблему предопределения). Свобода человека вступает в противоречие со свободой и всемогуществом бога: наличие совершенно свободно действующего индивидуума. СКОЛЬ бы мы не уменьшали меру этой свободы, непосредственно наноси

Важные аспекты понятия свободы, а также ряд проблем, возникающих с

введением этого понятия в контекст христианского вероучения, могут быть раскрыты исключительно в контексте христианской этики, представленной как целостное учение. Такой подход позволяет проработать различные понятия о свободе, согласовать их между собой, а также с основными положениями христианского вероучения. В перспективе изучения этики средневекового христи­ * ? анского Запада необходимо обратиться к концепции Авгу

Данный параграф является предварительным в той части работы, которая посвящена непосредственно учению Ансельма Кентерберийского о свободе. Необходимо, во-первых, представить краткий обзор основных сочинений схоласта, посвященных этической проблематике, в которых рассмотрены вопросы, связанные со свободой человека, обозначенные в 1 гл. Во-вторых, необходимо •> определить круг проблем, затрагиваемых Ансельмом. Следует определить так же характер учения Ансельма в целом, особенности построени

В параграфе рассматривается учение Ансельма о воле в целом, а также те понятия, которые связаны с этим учением как в самом широком традиционном '* Anselmus Cantuariensis. De concordia...

3.1. проблемном аспекте (основные положения антропологии, понятие человека как разумной природы, представление о душе и теле, а также о разуме и воле в душе), так и в специфической связи категорий, характерной для схоласта (аналитика «способности» - «potestas»). Понятия - элементы учения о воле (ее са

В данном парафафе проводится понятийная реконструкция определения свободы выбора у Ансельма Кентерберийского («potestas servandi rectitudinem voluntatis propter ipsam rectitudinem» - «способность сохранять правильность воли ради самой правильности», Ансельм везде опирается только на это свое определение'^ ), а также дается анализ понятия о свободе выбора с точки зрения рассмотренного учения схоласта об устройстве человеческой воли. Следует точно указать на связь терминов в определении, а такж

В главе рассматриваются аспекты учения Ансельма Кентерберийского о свободе человека, связанные с широким контекстом проблем христианской этики, вызываемых

введением представления о божестве как источнике нравственных норм. Основная цель главы - определить круг проблем, заставивших Ансельма отличить нравственную свободу от других видов свободы и утверждать, что именно в нравственном выборе заключена подлинная свобода. В первом и втором параграфах будет рассмотрена проблема согласования н

§ 1. Категории необходимости и свободы в этике Ансельма Кентерберийского Необходимо рассмотреть учение Ансельма о месте силы, самодвижения, независимости и спонтанности человеческой воли в универсуме, т.е. о соотношении свободы и сущности человека (природы), свободы и необходимости. Фактически, это проблема принципиального соотношения божества и тварного универсума, связь которой с понятием свободы указывалась в 1 гл.

§ 3 диссертации. Из трех вопросов, поднимаемых в трактате "О со

§ 2. Проблема свободы и природы человека у Ансельма Кентерберийского Цель параграфа - рассмотреть понятия природного и неприродного действия и связанное с ними учение о двух видах "правильности", видом которой является "праведность".^ ^^ Anselmus Cantuariensis. De casu diaboli. 12. ^^ Anselmus Cantuariensis. De concordia...

1.3. ^'^ Visser S., Williams Th. Anselm's Account of Freedom // Canadian Journal of Philosophy 31, no. 2 (June 2001).

§ ii-iii.

§ 3. Цель творения человека и проблема свободы в учении Анселыча В данном параграфе следует рассмотреть учение Ансельма о специфическом соотношении воль божества и человека, на которое как на основании выделения особого терминологического ряда терминов "правильность" должное - "неприродное" действие было указано в предыдущем параграфе. Это будет детальным исследованием человеческой воли с точки зрения ее '^•^ Anselmus Cantuariensis. De casu diaboli. pass. '^'^ Rakus D.T. T

Ансельм Кентерберийский как один из первых крупных представителей схоластики оказал существенное влияние на последующих мыслителей. Дискуссии об онтологическом доказательстве, а также о сотериологических проблемах, восходят, без преувеличения, ко времени жизни самого Ансельма. Оказало воздействие и его этическое учение: например, разработка понятия "праведности".^'^^ Но в данном параграфе рассматривается именно учение Ансельма о свободе и именно его влияние. ^''* Бердяев Н.А. Фило