Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Диалектика бытия и ничто: классика и современность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01, 09.00.03

Год: 2006

Номер работы: 190797

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Проблематика, связанная с категос риями бытия и ничто концентрирует в себе ряд принципиальных онтологических вопросов, по сей день представляющих жгучий интерес для философской мысли. Диалектическая симметрия бытия и ничто образует горизонт раскрытия и тематизации философских проблем, которые не позволяют иссякнуть «факельной эстафете» (Ф.Ницше) философствования. Современная философия, равно как и наука (особенно междисциплинарные области исследований: виртуал

ГЛАВА I. Бытие и ничто в пространстве онтологии разума

1.1. У логических истоков проблемы В данной главе речь пойдёт о «месте» и «роли» категорий бытие и ничто в классической западноевропейской онтологии. И сразу же мы оказываемся перед лицом проблемы. Западноевропейскую философскую классику принято определять как рационалистическую. Весь опыт понимания западного пути как обнаружение его смысловой доминанты свидетельствует о правильности этого определения, но как только мы пытаемся мыслить этот путь, само наше мышление сразу же выдвигает противоп

1.2. Основания онтологнн Г.Гегеля: «онтологическая симметрия» и нроблема становления Г.Гегель - знаковый философ во всех смыслах. Уже К.Маркс, наряду с резкой критикой идеалистического характера его системы, тем не менее, испытывает восхищение перед основными принципами диалектики.' Ю.Хабермас видит в нём первого философа модерна^, М.Хайдеггер связывает с его именем завершение западноевропейской метафизики^, другие восхищаются диалектикой"^, иные критикуют за панлогизм и имперсона

Онтологизация всеобщей субъективности, в действительности, не выводит мысль к насущности проблематики бытия и ничто в нространстве онтологии. Хотя, вместе с тем, именно философия трансцендентальной субъективности, похоже, впервые открывает перспективу существенного пересмотра ряда ключевых онтологических вопросов. Сказанное звучит противоречиво до тех пор, пока мы не тематизируем тот горизонт, в котором идёт речь о самой субъективности. Поскольку в данной главе первичный интерес прикован к кл

ГЛАВА П. Диалектика бытия и ничто в горизонте человеческой реальности: онтологическая нерснектива философии экзистенциализма

2.1.Экзистенция и бытие Прежде чем рассматривать концепт ничто в русле экзистенциальной философии, необходимо подготовить соответствующее такому рассмотрению смысловое пространство. Именно поэтому логически необходимо сначала выйти к тому горизонту, в котором бытие и ничто, обнаружат своё новое понимание, открываемое экзистенциализмом. Таким горизонтом является концептуальное поле, задаваемое понятием экзистенции как феномена, неизвестного классике, что и обусловливало многие неразрешимые тру

' Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. — М . : Республика, 2000.

- С. 55. Превращать экзистенциализм в учение, целиком, посвященное онтологической проблематике, или говорить о всецелой поглощённости данной философии вопросом о бытии (к которому из её представителей тяготел, пожалуй, лишь М.Хайдеггер) не совсем корректно. Исходно уже в философии С.Къеркъегора экзистенциализм как учение возникает на основе проблемы человеческой свободы, выбора, самоопределения че

1 данной главы говорилось о мире как о бытии, противостоящем экзистенции; теперь же мир открывается и как «ничто», парадоксальным образом отсылая к первым абзацам гегелевской «Логики». В «Пролегоменах к истории понятия времени»', в фундаментальном труде «Бытие и время» и докладе позднего периода творчества «Время и бытие»^ Хайдеггер постоянно ищет возвращения к теме, в которой бытие, время, мир взаимосвязаны, а норой даже попросту неразличимы в этой взаимосвязи (создается впечатление, что, го

2.3. Становление как событнйность экзистенции, бытия и ничто Рассмотрение проблематики бытия и ничто, её дальнейшей перспективы, намеченной в философии экзистенциализма, грозит остаться неполным, логически незавершенным, если не будет проделана попытка выявления взаимосвязанности онтологического и онтического уровней суш;ествования. Экзистирование как спонтанность свободы, открываюш;ейся в опыте ничто спонтанности, экстатичности к горизонтам бытия, приводит к становлению человека и его наличн

ГЛАВА III. Бытие и ничто в философских традициях Запада и Востока

В первых двух

главах речь шла главным образом об исключительно философской специфике, роли и категориально-систематическом назначении понятий бытия и ничто в контексте становления западноевронейской философской мысли. Вместе с тем, философия никогда не является некой абсолютно автономной и изолированной областью человеческого постижения мира в отрыве от иных нроявлений того, что традиционно именуется культурой. На уровне глубинной архитектоники философия всегда тесно сопряжена с другими

Многие мыслители пытались выдвинуть своеобразную формулу Запада. О.Шпенглер видел гётевского Фауста олицетворением западного духа Нового времени,' Ф.Ницше выражал сходное в формуле «воля к власти»^, М.Хайдеггер, во многом наследуя пафос идей последнего, часто прибегал к формулировке «воля к воле»'^, М.Фуко говорил о «воле к зна- ' См.: Шпенглер О. Закат Европы.

- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.

- С.277-317. ^ См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей//Ницше Ф

Если основы онтологии Запада, которые рассматривались выше, не требовали подробного анализа, поскольку им было посвящено достаточно места в предыдущих

главах, то обращение к истокам онтологии Востока, несомненно, требует более тесного контакта с идеями, ставшими основозадающими стезями восточного типа мышления. В качестве предмета рассмотрения следует выбрать наиболее примечательные с точки зрения своего влияния и авторитета памятники восточной мысли, причем, руководствуясь при этом тре

ГЛАВА IV. К философским осиованиям онтологии XXI века

4.1.Проблемное пространство современной онтологии Философская мысль современности представляет собою некую пёструю ткань самых различных течений, порою в своей «официальной» направленности настолько далёких друг от друга, что представители одной традиции с трудом могут услышать то, о чём ведут речь их соседи, даже если в некоторый момент, сами того не предполагая, изначально противоположные школы начинают работать в обп];ем теоретическом пространстве. Вместе с тем, несмотря на то, что философ

4.2. «Единственный возможный мир»: к онтологии виртуальной реальности и синергетики Генезис дискурса о виртуальной реальности имеет глубинные онтологические основания, не сводимые исключительно к перевороту в сфере информационных технологий и их влиянию на переосмысление нроблем когнитивистики и эпистемологии. Природа виртуальных миров, сама виртуальность как таковая, врываясь в пространство существования современного человечества, настоятельно заявляет о необходимости собственного приведения