Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Dynamis как причина движения в "Физике" Аристотеля : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03

Год: 2013

Номер работы: 15682

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность исследования Сейчас наиболее актуальными кажутся исследования, связанные с философским осмыслением общественно-политической сферы, культуры и искусства. Однако обращение к истории, в данном случае - к истории знания, несмотря на кажущуюся чуждость современному общественному интересу, не теряет своей важности. Необходимо понимать, что современность, какой бы мы ее ни мыслили, имеет свои основания, и дело истории философии помешать забвению этих оснований. Представленное исслед

Глава I. Движение и сила. Действующая причинность 1. Движение. Dynamis как начало движения

движение. Аналогия «Всякое движущееся необходимо приводится в движение чемнибудь» . В VII книге «Физики» Аристотель постулирует, что для всякого движения необходима внешняя, отличная от подвижного причина - движущее. Таковую причину в 5 главе VII книги он называет dynamis , или силой движущего, само же движение здесь описывается как отношение пройденной длины ко времени, которое зависит от отношения движущей силы к тяжести подвижного: «движущее всегда движет чтонибудь, в чем-нибудь и до чего

1.2.1. Подвижное как сущее в возможности и действенности «Из существующего одно существует только в действительности, другое в возможности и действительности» 44 . Сущее только в действительности есть просто, то есть без сложения с материей, и потому не имеет величины и качества, не занимает места - а значит, не может изменяться (двигаться) по месту, количеству или качеству. Далее, не имеющее материи по собственной сущности не имеет способности к изменению, а потому не должно рассматриватьс

1.2.2. Первенство действенности по отношению к возможности Тем не менее, в порядке сущего «...очевидно, что действительность, или деятельность, первее возможности, или способности. Я имею в виду, что она первее не только той определенной способности, о которой говорится как о начале изменения вещи, находящемся в другом или в ней самой, поскольку она другое, но и вообще первее всякого начала, способного вызвать или остановить движение чего-то...»49 (10496 7-10). Таким образом, действенность сп

Поскольку подвижное «движущее всегда движет что-нибудь», а и в всякое «что-нибудь» есть в возможности действенности, Аристотель определяет движение как «действительность существующего в По поводу первенства действенности ср. Ackrill J. Aristotle's Distinction between Energeia and Kinesis// New Essays on Plato and Aristotle.

- London, 1965.

- P. 121-141; Beere, J.B. The Priority in Being of Energeia// Dunamis: autour de la poissance chez Areistote.

- Louvain-la-Neuve, 200

Наука о движении предполагает рассмотрение причин, из которых движение следует по необходимости. Причинами Аристотель называет материю, форму цель и «то, откуда начало движения», то есть движущее. По большей части в качестве движущего Аристотель рассматривает иное сущее, имеющее силу двигать. Именно эта сила, как видно из рассмотренного ранее примера («Физика» VII-5), понимается как начало движения - начало, без которого само движение невозможно. Исходя из понимания силы как условия движения

1.4.1. Движение как действенность двух возможностей «Так как некоторые [вещи] существуют и в возможности, и в действительности, только не одновременно и не в отношении одного и того же (как, например теплое в возможности, но холодное в действительности), то многие [из них] будут действовать друг на друга и испытывать воздействие друг от друга, ибо каждая такая вещь будет действующей и вместе с тем испытывающей воздействие» . Каждое такое сущее будет действовать как движущее и вместе с тем ис

1.4.2. «Всякое сущее движется от иного» Разбирая движение и претерпевание в VII и VIII книгах «Физики», Аристотель указывает, что «всякое сущее движется от иного, или от самого себя как иного». Определенное в «Метафизике» первенство действенности по отношению к возможности (Аристотель воспроизводит этот аргумент в VIII книге «Физики») предполагает, что для движения как перехода из возможности в действенность необходимо не только подлежащее, способное к такой действенности, но и уже действенн

Вечность движения доказывается, во-первых, из аксиомы о том, что сложное сущее существовало всегда и поэтому либо всегда должно было двигаться, либо должно было бесконечное время покоиться, прежде чем произошло какое-либо движение, во-вторых, из положения, что в природе нет беспорядка, а значит, движение не происходит без необходимой причины (то есть, по случаю или по совпадению). Поэтому доказательство можно разложить на ряд аргументов, которые, по утверждению Аристотеля, действительны как

2.2. Вечный двигатель как необходимая причина вечного движения. Доказательство вечного двигателя Мы доказали, что движение сложных сущих вечно, однако возникает вопрос, будет ли вечным движение всех сущих, или только движение какого-либо одного сущего. Одно движение не может быть бесконечным, поскольку движение есть изменение из чего-то во что-то, или из одной противоположности в другую, например - из холодного в теплое или из необразованного в образованное, то есть из лишенности - в

2.3 Возможность и действенность первого двигателя «Если же необходимо, чтобы все движущееся приводилось в движение чем-нибудь - или тем, что приводится в движение другим, или тем, что не приводится, и если тем, что приводится в движение другим, то необходимо должен быть первый двигатель, который не движется другим, и если он первый, то в другом нет необходимости (невозможно ведь, чтобы движущее и движимое другим составляло бесконечный ряд, так как в бесконечном ряду нет первого). И вот если,

Глава II. Природа как начало движения 1. Начала подвижного сущего

«Из существующих [предметов] одни существуют по природе, другие - в силу иных причин» . Вопрос о природном сущем и о способе бытия природного Аристотель начинает с поиска начал, причин и элементов . Как начало Аристотель определяет то, что явно из самого себя, необходимо причиняет сущее (или подчиненный началу род сущего), а также с необходимостью в силу своей явности есть основание познания (или - теоретической науки). Явность начал можно трактовать как их несокрытость для познающего ума,

1.2. Определение природного через наведение. Явность природного из самого себя относится Аристотелем в разряд вещей, не требующих доказательства: «а пытаться доказывать, что природа существует, смешно, ибо очевидно, что таких предметов много» . Аристотель ссылается на явность начала, из которого есть природное сущее, и предлагает наведение как метод его усмотрения. Наведение не приводит к началам путем силлогизма, но наводит взгляд на начала, устанавливает их внутреннюю необходимость и дает

Поскольку природа является слишком общим понятием, для определения природы Аристотель ограничивает область природных сущих через указание на неприродные. Неприродным сущим может быть математическое116 или политическое, но математическое сущее не имеет дела с движением и его причинами, а значит заведомо исключено из возможного рассмотрения подвижного и его начал, а политическое соотнесено с природным не настолько явно и, кроме того, имеет иные, чем природное, начала, поэтому также не может пр

2.1. Подлежащее как начало движения Всякое возникающее возникает из противоположностей : из холодного возникает теплое, из образованного - необразованное, причем в результате такого возникновения одна из противоположностей исчезает, как исчезает холодность при изменении в тепло. Однако в основе этих противоположностей есть некое «что», например, человек или нагревающееся тело, которое не исчезает вместе с противоположностью но, напротив, остается, как остается человек, когда исчезает его

«Из существующего... одно есть определенный предмет, другое количество, третье - качество; то же относится и к прочим категориям сущего»141. Сущее рассматривается многими способами, один из таких способов - роды категорий, которые определяют сущее как «сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то», или «где», или «когда», или «находиться в каком-то положении», или «обладать», или «действовать», или «претерпевать»...»1 . Каждое из этих обозначений относится к сложной вещи

Единство подлежащего как сложного может быть понято трояким способом: как единство сущего во множественности родов или категорий, как единство вещи из начал и как единство целого из частей. Во всех перечисленных способах причиной единства является форма как сущность вещи, действующая в определенной для такого действия материи, - форма как действенность или энтелехия собирает множественность в одно целое, и потому понимается как начало бытия вещи, тогда как материя является причиной множествен

Помимо присутствующая ограничения природы по определению, материю форма, в материи, ограничивает как некоторую величину. Поэтому подлежащее, как составное из формы и материи, всегда есть как целое, имеющее величину, и потому разложимое на части. Например, дерево, составленное из древесной формы и материи, по материи имеет величину или количество, а также, как целое, может быть разделено на части: ствол, ветви, листья, корни - однако каждая из этих частей уже определена в отношении целого.

Движение называется единым, если единым будет подлежащее (то, «что» движется), вид движения (то, «в чем» движется), и время, за которое происходит движение . В первую очередь единство заключается в подлежащем - предмет движения должен быть один и тот же; через подлежащее, которое движется из лишенности в форму, определяется единство по роду и виду. Движение должно быть в том же самом роде: перемещение отличается от возрастания, и если что-то растет и перемещается, то эти движения не могут б

3.2. Единство подвижного в множественности В движений. Аристотель физическом поле, заданном началами, которые рассматривает как первые в «Физике», подлежащее понимается именно как подвижное - можно сказать, что сам горизонт как таковой возможен в силу такого понимания движения. С одной стороны, движение имеет свое единство по движущемуся в силу его непрерывности, с другой - сама форма или природа подвижного предполагает его единство как способного. Такое единство понимается через подвижнос

. Сложенность сущего в возможности и действенности из начал соответствует сложенности его движения из причин. Природу Аристотель определяет именно как причину движения: наиболее общим образом - как причину движения сущего, поскольку само, далее - как причину движения сущего в качестве материи, формы и цели. Аристотель называет четыре причины движения: «то, из чего» движется, «то, во что» движется, цель движения и «то, откуда начало движения». «То, из чего» есть материя, а «то, во что» - форма

3.4. Причинность по необходимости и по совпадению (kata symbebekos) В природе связь причины и сущего необходима, - не может случиться такого, что одна и та же причина будет в одно время действовать одним образом, в другое - иным. Причины и начала есть katholou, то есть общие для всякого подвижного как подвижного (по его природе, или по его сложенности), выпадение какого-либо сущего из причинной связи невозможно - как невозможно движение без формы или материи, - хотя какая-либо из возможных пр

«[Душа] есть сущность как форма (logos), а это — суть бытия такогото тела, подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор. А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже Физика.

-С. 100, 199Ь25. перестал бы быть топором и был бы таковым лишь по имени. Однако же это только топор. Душа же есть суть бытия и форма (logos) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом с

4.1. Элементы как «простые» подвижные тела и как материя сложных тел Подлежащее, поскольку оно оформлено, имеет определенный вид (eidos), в каковом оно присутствует двояким образом - а именно, с одной стороны, как определенное нечто, или сущность (человек) и, с другой, как определенная видность, фигура, обычно присущая такой-вот сущности как целому. Схватывая фигуру, или контур тела как целого и расположение его частей, общее чувство может отнести ее к определенной сущности (так, фигуры дере

В каждом движении можно найти все четыре причины - форму, материю, цель и движущее, «часто, однако, три из них сходятся к одной, ибо «что именно есть» и «ради чего» - одно и то же, а «откуда первое 91 f\ движение» - по виду одинаково с ними: ведь человек рождает человека» . Цель и форма в смысле сущности («что именно есть») указываются здесь как совпадающие причины - так, душа в материи как сущность и завершенность сущего в каком-либо виде (например, человека) будет причиной движения суще

4.4.2. Материя как начало стремления Определенность материи в отношении сущности Аристотель называет необходимостью: «необходимость - это так называемая материя и ее движения» , - как топор должен быть сделан из железа, меди или камня, чтобы рубить, то есть соответствовать своей цели и своему определению, так и природное должно иметь определенные части и способности, чтобы соответствовать своей природе. Цель определяет как материю сущего по природе, так и его способности: «ради цели 99&

Глава III. Физическая система: порядок причин и порядок в Целом 1. Порядок причин. Движение как основание соотнесенности сущих в Целом Вспомним аналогию, приведенную в первой главе - сила движения может быть измерена по скорости этого движения. Скорость здесь выступает как фундаментальная характеристика движения (если что-то движется, то оно движется во времени и по какой-либо из категорий, например, по месту, то есть всякое движение само по себе характеризуется возможностью построить отношен

Природа - это причина бытия и движения элементов, растений, животных. Сущим по природе называется огромное количество живых существ, каждое из которых имеет особые части тела, среду обитания, способы питания, размножения и движения, особую длительность жизни. Кто-то движется ползком в земле, кто-то для собственного перемещения имеет такую сложную часть, как нога с различными видами суставов. Кто111 то откладывает яйца, а кто-то - родит живое потомство и кормит молоком. Все это разнообразие жи

Сила, причиняющая движение, связывает сущие под Небом, - связь имеет место, поскольку сущие действуют друг на друга в различных движениях, порядок этой связи обусловлен тем, что сущие движутся не случайно, но в соответствии с природой как целью. Порядок сущих может быть определен через действенность видов, ограничивающую соотношение видов в движении по их способностям, относимым к форме или к материи, которые определены в нескольких аспектах (материя и элементы, органы и части тела, различны

. Движение солнца - одна из составных частей природного порядка, который определяется Аристотелем также и через последовательность возникновения и определенность сроков жизни всякого вида: «Ведь все имеет свой порядок, и всякая жизнь и время измеряются периодом. Но не у всех он один и тот же: у одних меньше, у других больше. Ведь мера жизни для одних год, для других же больший, а для иных меньший период» . В «Физике» Аристотель определяет время как считаемое число движения: «Мы не только из

Солнце указывается как причина цикличности - смены дня и ночи, времен года, холода и тепла, и потому - как причина нагрева и охлаждения, превращения элементов друг в друга. Однако всякое рождение и другие движения имеют более близкую причину, внешнюю по отношению к подвижному. Например, отец - причина сына, нагрев воздуха и земли (от солнца) - причина цветения дерева. Для указания на О возникновении и уничтожении.

- С. 437, 337а 5. такую причину Аристотель в «Физике» использует поняти

2.1. Порядок причин в движении от иного При рассмотрении движения из движущего и движимого причины движения можно обозначить следующим образом: Физика.

- С. 234, 255Ь 33 - 256а 3. 1. «То, откуда начало движения» есть дюнамис движущего (поскольку оно может двигать) - то есть способность учителя учить, каменщика строить, а некоего А двигать некое В. 2. «То, из чего» - пригодность, или способность движимого к такому именно движению, как способность дерева гореть, меди плавиться,