Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Феноменологический метод и его границы : от немецкой к французской феноменологии : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03

Год: 2013

Номер работы: 15619

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Введение Актуальность темы диссертационного исследования Широкое реформирующее влияние, которое оказала феноменология на развитие гуманитарных наук в XX веке, в значительной мере обязано специфике понимания феноменологии как феноменологического метода. В феноменологии рефлексия над методом, включающая в себя ограничивающую и совершенствующую метод», составляет «критику, необходимую часть ее методического самообоснования в качестве философской науки. Особую важность имеет вопрос об уточнении

-Л. Мариона, «бесконечное» Левинаса, «жизнь» Анри, а также сближение деконструкции и негативной теологии в работах Ж. Деррида. Стремительное расширению и яркое развитие феноменологии привело как к методов; поля исследований, так и к появлению новых встает вопрос о том, возможно ли соответственно применение феноменологического метода к тем областям, которые исходно должны были быть исключены из строго феноменологического исследования, а если возможно, то каким именно образом. Границы

Глава 1. Феномен как основная проблема феноменологии

§1. Что это такое - феноменология? Как известно, философия начинается с удивления, 6au|adCeLV . Удивления перед тем, что есть так, как оно есть, удивление перед тем, что привычно и якобы понятно, перед тем, что якобы хорошо и достоверно познано. Именно удивление является тем рычагом, который позволяет философу сдвинуть установившийся взгляд на вещи, обнаружить в себе то целительное незнание, которое одно может дать место новому. Толь

В отличие от «Идей I», которые должны были «проложить путь» к «чистой феноменологии»4 , «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», последняя большая работа Гуссерля, в значительной степени посвящена размышлению о науке вообще и попытке отграничить философию от частных наук. Если для раннего Гуссерля, Гуссерля - ученика Карла Вейерштрасса, научность являлась некритически понятым идеалом, то в «Кризисе» Гуссерль^фактически^осуществляет—суд (крш1

§-)над-самой идеей научн

§2Ъ: О самоограничении феноменологического метода Теперь мы обратимся к самому первому тексту, посвященному методу феноменологической редукции: к лекциям 1907 года «Идея феноменологии». анализируется нетрадиционным способом. В сущности, рассмотрение метода феноменологической редукции в отрыве от тех целей и задач, для которых он был создан, лишает этот метод его сущностного своеобразия, которое состоит в переплетении технического и экзистенциального, теоретического и практического моментов.

Если для Гуссерля сама возможность философии определяется тем, что феноменологический метод порождает ее правомочный предмет - «феномены в смысле феноменологии», регион абсолютной данности и самоданности, сознание как особый бытийный регион - то для Хайдеггера дело обстоит наоборот. Философский метод сам по себе не способен породить предмет, но напротив, сам метод должен быть приспособлен, адаптирован под подлинный предмет философии. Именно потому, что предмет наук отличен от предмета филосо

§8Ь. Явленность жизни). В переводе А.Г. Чернякова - «деятельное отношение», «образ действия» (Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. С. 77, п. 48). Как тонко подмечает Р. Бернет, «в глазах Хайдеггера феноменологическая редукция есть операция отделения, диаметрально противоположная бытию интенциональности, которое есть бытие соотношения, связи» (Bernet R. La vie du sujet. P. 57). интендирован, в

§17 V Логического исследования . Хайдеггер набрасывает Т- «покров стыдливости»

§ЗЪ. Феноменология сокрытого ) одним из самых заметных лейтмотивов своей Отвечая о. Вильяму Ричардсону на вопрос о смысле «пресловутого поворота», Хайдеггер считает необходимым подчеркнуть, что для него смысл слова «феноменология» не исчерпывается «философской позицией Гуссерля», но, напротив, означает «допущение самопоказывания как собственнейшую пет задачу бытия» ; именно в этом смысле его философский путь не был путем «из феноменологии», но «через феноменологию»254. Самопоказывающее -

Глава 2. Феноменология интенциональная и неинтенциональная Обратившись к французской рецепции феноменологии, мы увидим, что на первом этапе развития французской не феноменологии а другие вопросом моменты первостепенной важности оказалась редукция, феноменологического метода. Например, в дискуссии после доклада ван Бреды на конгрессе 1959 года в Руйомоне Левинас отозвался о феноменологической редукции сходным образом: Я думаю, что редукция не оказалась ни самой существенной идеей, ни само

§4. От редукции к дескрипции тсс Для Гуссерля метод феноменологической редукции был «главнейшим» из методов; только на основании редукции может быть введена «чистая дескрипция», позволяющая вести исследования в рамках установки» . Феноменологический дескрипции, в метод качестве в метода «эйдетической метода чисто качестве описания феноменологической усмотренных структур сознания является производным по отношению к редукции, которая, согласно Гуссерлю, одна лишь может обеспечить ту область

§5. Критика гуссерлевского интуитивизма у Левинаса и Деррида Проблема созерцания связывает воедино целый ряд ключевых для мысли Гуссерля тем; роль ее росла и изменялась вместе с самой феноменологией. Сам прорыв, связанный с идеей интенциональности, с представлением о сознании как «сознании чего-то», подразумевал знаменитое различие, открывающее I Логическое исследование, а именно различие между пустой интенцией и интенцией, наполненной созерцанием. Введенный в «Идеях» «принцип всех принципов»

§6. Феноменология дара. О различии «поверхностных» и «глубоких» феноменов см. например Bernet R. Conscience et existence. Perspectives phenomenologiques. Paris : PUF, 2004. P. 229-230. Фактическое расширение области феноменологической работы, произведенное в работах Левинаса и Деррида (и, по-своему, в работах МерлоПонти и Мишеля Анри), метода и поставило его под вопрос завещанное соотношение Гуссерлем. с помощью самим и феноменологического предмета, Оказалось, что предмет феномено

Марион начинал не как феноменолог, а как теолог и специалист по Декарту; его работы, посвященные мышлению Бога («Идол и дистанция» (1977) и «Бог без бытия» (1982)), обеспечили ему заметное место во французской философии уже к началу восьмидесятых годов. Однако когда в 1989 году вышла его первая большая книга по феноменологии, «Редукция и данность», феноменологическое сообщество встретило ее недружелюбно - как экспансию теологии в область феноменологии, как «метафоризацию»529 и искажение феном

§6Ъ. Дар как граница феноменологии Среди философских тем XX столетия проблема дара занимает особое место. Основополагающие работы Марселя Мосса и Жоржа Батая заставили современную философию пересмотреть связи между сугубо этической проблематикой дара и прощения и классическими вопросами теологии и Отметим, что хайдеггеровский ужас - это, если верить Лакану, далеко не психоаналитическая тревога; не случайно Лакан, перечисляя философов, пытавшихся «спроецировать я в процесс рождения тревоги

§7. От пассивности к аффективности Понятие пассивности, каким оно сформировалось в истории философии, содержит в себе определенную двусмысленность: с одной стороны, со времен Аристотеля словом «пассивность» называют страдательность, то есть способность к претерпеванию, с другой стороны, этимологически слово «пассивный» отсылает к страстям, то есть к аффективным состояниям человеческой души. Сплетение онтологической и этической проблематики привело к тому, что, в соответствии с тезисом Аристо

. 733 212 Однако для того чтобы понять, что же именно «обосновывает и выносит обвинительный приговор сразу всей современной мысли, которая через бессознательное повторение Бёме оказалась во многом зависима от греческих предпосылок»734, нам следует вернуться к книге Койре. Итак, Абсолют (еще не Бог, а лишь недо-Бог) желает познать себя, открыться себе; для этого он должен удвоиться, разделиться на две инстанции . Это удвоение есть отчуждение следствие воли к познанию. Для познания же необхо

§10. Левинас и мышление Бога. Levinas Е. Quatre Lectures Talmudiques. Paris, 1968. P. 70-71. затронутости, аффицированности ею. И только исходя из этого следа мы можем мыслить Бесконечно Иное. Иначе говоря, общим условием как религиозной, так и этической мысли оказывается гетероаффективность 7, то есть способность оказаться затронутым бесконечно иным, а точнее, способность обнаружить эту затронутость, высказать ее след в слове. Согласно и Койре, и Левинасу, наиболее важным в картезиево

Глава 4. К возможности феноменологической метафизики Фактическое

введение аффективности как ключевого методического понятия позволило французской феноменологии выйти за пределы опыта - во всяком смысле, за пределы опыта в кантовском или гегелевском смысле. Область феноменологической работы оказалась радикально расширена: теперь в нее оказались включено и то, что выходит за рамки собственно опытного познания. Как мы видели из предыдущей главы, работы и Мишеля Анри, и Эмманюэля Левинаса

§11. Проект пост-феноменологической метафизики в работах Ж.

-Л. Мариона Сходное стремление заменить хайдеггеровскую «истину раскрытия» перформативной «истиной мученичества»971 мы встречаем и в ранних работах Ж.

-Л. Мариона, в частности, в «Идоле и дистанции», в первой книге, где Марион выступает не как специалист по истории философии, а как оригинальный мыслитель. И первые строки этой, первой, работы задают тон всему последующему: «Итак, остается допрашивать». Марион определяет с

§12. Теолого-политическая проблематика в работах Ж. Деррида Совершенно по-другому Бог возникает в философии Деррида. Действительно, если Марион говорит о возможности, легитимности, правомочности - наконец-то, с помощью феноменологии - говорить о Боге, если Левинас, вслед за Ансельмом, исходит из того, что Бог уже присутствует в мышлении, и этот факт определенным образом отражается в философии, то Деррида двигается ровно в обратном направлении. Деррида начинает с того, что у нас есть опред