Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Календарные праздники и обычаи уйгуров в контексте обрядовой культуры народов Центральной Азии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07

Год: 2013

Номер работы: 14218

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Главный фактор, определяющий актуальность диссертации, - относительно малая изученность традиционной культуры уйгуров XIX-XX вв. в мировой науке. Уйгуры - один из крупных тюркоязычных мусульманских народов Центральной Азии (около 10 млн.), издавна живущий на северо-западе Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР)1. Эта территория заселена преимущественно некитайскими народами (уйгурами, киргизами, казахами, монголами, дунганами, джунгарами и др.

Глава I - Весенние праздники и обряды

Хозяйственно-климатическая характеристика Восточного Туркестана. Народный календарь уйгуров У уйгуров существовал свой фенологический календарь, фиксировавший большие и малые отрезки времени по сезонам на протяжении всего года, приближенные к трудовой деятельности земледельцев и скотоводов. Самым важным и ответственным был весенний период сельскохозяйственного календаря - решающий в жизни крестьянина, естественно, он же был наиболее насыщен обрядовыми действиями. От того, как тщательно он ра

1.2. Обряды проводов зимы, появления первой зелени. Пахота и посев зерновых Цель всей этой главы - сравнить весенние праздники и календарные обряды уйгуров и окружающих народов Центральной, Средней и Восточной Азии (китайцев). Для этого рассмотрим сохранившиеся фрагменты уйгурской обрядности, связанной с природными явлениями и сельскохозяйственной деятельностью земледельцев весной, на фоне центральноазиатских аналогий. Подобный способ описания материалов нагляднее всего показывает степень и

Ареал термина «Навруз». Новый год отмечают все народы мира, и хотя он не всегда совпадает с весенним равноденствием (как у уйгуров), но уже с древних времен оседлые земледельческие народы чаще всего связывали его с началом (или окончанием) сельскохозяйственных работ. Обычай начинать новый год со дня весеннего равноденствия был известен ещё на Древнем Востоке (например, в Месопотамии), но в древнем Иране он сложился как определенный цельный праздник зороастрийцев (Навруз) еще в I тыс до н.э. С

1.3.2. Новый год у северных китайцев и «китайский» новый год у уйгуров Поскольку уйгурский праздник Нового года - Навруз выделялся своей значимостью и разноплановым комплексным содержанием не только среди весенних обрядов, но и являлся центральным годовым праздником, постольку есть необходимость китайцев. Уйгуры издавна проживают на территории Восточного Туркестана и на протяжении почти полутора тысячелетий постоянно контактируют с китайцами, то образуя самостоятельные государства, то попада

Глава II - Летне-осенние и зимние обряды и обычаи

После Навруза наступает очередной важный этап в хозяйственной и обрядовой деятельности уйгуров. Вскоре после сева главной заботой становится полив полей и, соответственно, предварительная чистка оросительных каналов. В связи с этим каждый год в начале очередного поливного сезона уйгуры совершали общественное жертвоприношение, связанное с водой. В благоприятный день, обычно в четверг, всем селением собирались возле истока главного канала, приглашали муллу и закалывали там жертвенного барана т

Весна и лето в сознании людей всегда связаны с цветами, поэтому неудивительно, что во всех традиционных культурах они служили либо вспомогательными обрядовыми атрибутами, либо даже основными объектами специальных праздников. У уйгуров тоже было несколько небольших, но весьма заметных - общественных - «цветочных праздников», которые отмечали с ранней весны до начала осени. В конце XIX-XX вв. у них были распространены боичечак (ак чечак), или гул барра сайли - «праздник молодых цветов», лола с

Мэшрэп (машраб). После окончания посева озимых и других сельскохозяйственных работ поздней осени, примерно с ноября крестьяне становились ещё свободнее и всё больше времени уделяли отдыху, прежде всего устройству разнообразных вечеринок (мэшрэп), как мужских, так и женских. Особенно популярны были мужские товарищеские собрания, которые устраивали вскладчину, встречи на них были довольно регулярными, два-три раза в неделю, и продолжались с осени до конца зимы и до подготовки к весенни

Животноводство играет подчиненную роль в традиционном хозяйстве уйгуров, поскольку сами они занимались главным образом земледелием, и только у одной небольшой этнографической группы уйгуров - полукочевых горцев-таглыков Хамийского оазиса Синьцзяна - основой хозяйства было отгонно-пастбищное горное скотоводство (иногда в сочетании с земледелием). Во всех остальных оазисах уйгуры отдавали свой скот на выпас соседним киргизам, иногда казахам. Поскольку внутри оазисов земли были заняты, обычно в

Глава III - Мусульманские праздники у уйгуров Уйгуры - мусульмане-сунниты, поэтому основные религиозные праздники до сих пор являются неотъемлемой частью их праздничной культуры, но в СУАР они (вместе с казахами, киргизами, памирцами, дунганами) издавна живут в Китае в окружении народов с иными религиями. В этой связи важно выяснить, насколько глубоко ислам и, в частности, общемусульманские праздники и обряды сохранились в Синьцзяне и какое место они занимают в традиционной уйгурской культу

Первый месяц в мусульманском лунном календаре (по хиджре) - мухаррем считался священным месяцем поста и покаяния [Марр 1998: 80] (наряду с рамазаном). Мухаррем начинался с десятидневного поста и заканчивался своеобразными ритуалами, десятый день месяца для суннитов (а значит и для уйгуров) был днем ниспослания Аллахом великой благодати десяти пророкам ислама. Но, несмотря на это уйгуры (как и все туркестанцы) отмечают его очень скромно, главным образом, слушают проповеди имама - роузе о пока

3.2. Мавлюд, Исра Ми рад ж, Барат Эти три исламских праздника не относятся к числу самых религиозном календаре, но тем не менее их соблюдение важных в уйгурами свидетельствует о степени их приверженности общемусульманской культуре. Мавлюд. День рождения Пророка Мухаммеда - Мавлюд (уйг.), маулид ан-наби (араб.) молид (перс), мавлуд (узб.), отмечается в 12-й день ряби аль-авваль третьего месяца по хиджре [Климович 1971:246]. В знаменитом труде Ибн Исхака (VII в.) «Жизнеописание господина наш

3.3. Месяц поста рамазан'. Лейлеи кадэр, Роза Нейти Рамадан (ар.), или Рамазан (перс, тюрк.) - один из священных месяцев мусульман, девятый месяц лунного календаря. В исламском мире это месяц всеобщего ежегодного тридцатидневного поста (ас-саум), который является обязательным предписанием (фарз) и входит в число пяти «столпов» поведения каждого правоверного мусульманина - наряду с верой в единого Аллаха (шахада), с ежедневным пятикратным намазом (салят - ар.), с паломничеством в Мекку (хадж

3.4. Курбан Нейти - праздник жертвоприношения Праздник жертвоприношения Курбан heumu (уйг.), курбон хайит (узб.), алъ-ид алъ-кабир, ид алъ-курбан, ид ал-адха, ид ан-нахр (араб.), эйд-е корбан (перс), эйдэкурбан (курд.), курбан-байрамы (тур.), курбан-байрам (казах.), курман-айт (кирг.), буййук-байрам (татар.) - один из главных праздников мусульман, начинающийся десятого зуль-хиджжа через семьдесят дней после окончания тридцатидневного поста в месяце рамазан и продолжающийся три-четыре дня. Ку