Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Культура питания низовых чувашей : конец XIX - начало XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07

Год: 2013

Номер работы: 14211

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В традиционной этнографии пища рассматривалась, как правило, в качестве одного из компонентов так называемой «этнографической триады» важнейших явлений народной материальной культуры (пища, одежда, жилище) и одним из непременных элементов классического этнографического описания . Пища является важнейшим компонентом системы жизнеобеспечения каждого этноса, в котором больше, чем в других элементах, сохраняются традиционные черты. Этнографическую науку

ГЛАВА I. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ ЧУВАШЕЙ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕМЫ) Пища чувашского народа и ее этнические особенности неоднократно были предметом этнографических исследований. В основных чертах она описывалась в XVI-XVIII вв., была охарактеризована и системно изучена в исследованиях конца XIX - начала XX вв. В этот же период прослежены этнографические связи с соседними народами. Специальных исследований в области традиционной культуры питани

§1. Пища чувашей в опубликованных источниках XVI-XXI вв. Систематическое изучение этнографии народов Поволжья в отечественной науке восходит к деятельности Российской академии наук и Русского географического общества. Для дореволюционной историографии характерно в основном накопление и описание материла. В этот период пища не становилась предметом специального изучения, тем не менее, в работах дореволюционных авторов содержится немало ценных этнографических сведений, касающихся жизни и быта

§2. Изучение системы питания чувашей в середине X I X - начале XXI в.

2.1. Историография культуры питания низовых чувашей во второй половине XIX — начале XX в. Вторая половина XIX в. связывается в истории российской этнографии с началом собственно научного этапа. Изменения в общественно-политической жизни повлияли на развитие этнографической науки. В этот период выросла провинциальная печать, в которой обсуждались вопросы местной жизни, нужды и потребности народных масс. Хотя эти материалы имели публицистический характер, но содержали немало ценных сведений

. Революции начала XX в. и образование автономий вызвали подъем национального самосознания народов России. Это отразилось и на этнографической науке. В Чувашии в области гуманитарных наук имелись объективные трудности: отсутствие местных кадров, научных учреждений и т.д. На первых порах этнографическое изучение чувашей продолжали вести 1 "ХП ученые, работавшие в Казани . В упомянутый период изучение культуры питания чувашей шло по следующим направлениям: экспедиции по выявлению тради

- начале XXI в. С начала 90-х гг. XX в. издаются капитальные труды по этнической истории и культуре чувашского этноса. В монографии «Этническая история и культура чувашей» пище чувашей посвящена целая

глава (автор главы В.П. Иванов), в которой описывается культура питания этноса в сравнении с соседними народами, а также скотоводческими племенами Азии, от которых, по мнению автора, были заимствованы способы хранения и приготовления некоторых блюд 168 . Первая статья В.П.Иванова о чуваш

§1. Растительная пища Растительная пища являлась главной составляющей рациона питания низовых чувашей. В основе питания были зерновые культуры, из которых получали муку и различные крупы, и бобовые культуры - горох и чечевица. На муку размалывалась в большей степени рожь, из нее пекли, в основном, хлеб. Пшеницу сеяли мало, поэтому и пироги выпекались из ржаного теста, Культура жизнеобеспечения и этнос. С. 189. 68 иногда с добавлением пшеничной муки. Овес шел на муку, в т.ч. и толокняную, и

§2. Пища животного происхождения Пища животного происхождения занимает важное место в рационе питания низовых чувашей. Блюда из мяса, молока и другие продукты животного происхождения своеобразны в приготовлении и хранении. Низовые чуваши употребляли в пищу мясо и субпродукты крупного рогатого скота, овец, коз, свинины, домашней птицы. Забой скота и птицы обычно происходил поздней осенью или в начале зимы. В другое время скот резался по мере острой необходимости: при поминках на сороковой ден

§3. Традиционные напитки Напитки - особый компонент системы питания, служащий, прежде всего удовлетворению жажды. Этим напитки отличаются от всех видов пищи, в том числе и жидких, которые служат удовлетворению голода. Если пища должна содержать какое-либо количество калорий, то в напитках его содержится ничтожное количество. Освежающие и жаждоутоляющие напитки готовились в обыденной жизни, а приготовление алкогольных напитков связано с различными праздничными, обрядовыми и ритуальными празд

ГЛАВА III. ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ НИЗОВЫХ ЧУВАШЕЙ

§1. Застольный этикет: к теории вопроса Великодушие, доброта и щедрость человеческой души высоко ценились в любом народе. Свое наивысшее воплощение они получили в обычае гостеприимства, зародившемся в глубокой древности и ставшем доброй традицией в современной культуре ' . Еда и напитки, стол с яствами, посуда и утварь, сам процесс принятия пищи, в целом, характеризуют важнейшие стороны жизни народа: материальное производство и общественные отношения, нормы и правила поведения, образ жизни,

§2. Этикет во время повседневной трапезы Прежде чем начать характеристику этикета во время повседневной трапезы, отметим, что у чувашей, как и у других земледельческих и даже полукочевых народов (например, башкир ) в меню наблюдались сезонные различия. Таким образом, их можно разделить на - весенне-летний и осеннезимний. Основу весенне-леетнего сезона в основном составляла пища Матвеев Г.Б. О некоторых особенностях традиционного жилища чувашского населения Татарской АССР, Ульяновской и Куй

§3. Гостевой (окказиональный) этикет Хождение в гости - акт в достаточной степени регламентированный.

- Вкультуре гостеприимства веками вырабатывались и отшлифовывались конкретные правила приглашения в гости, поведения хозяина и гостя. Без особых изменений они дошли до наших дней, образовав смысловое ядро современных канонов гостеприимства . Гости делились на несколько категорий: специально приглашенные (званые), неожиданные (незваные, случайные люди), гости, которые могли прийти б

§4. Семейные праздничные застолья Застольный этикет низовых чувашей был тесно взаимосвязан с праздничной и обрядовой трапезой, ритуальной едой и ритуалом угощения. В застолье участвовали в первую очередь родственники, но также соседи и односельчане. В данной части работы рассматривается трапеза во время имянаречения ребенка, проводов в армию, свадьбы и похорон. Обрядовая трапеза имела символический характер, обусловленный социальной и религиозно-сакральной функциями самого обряда. Она сос

§5. Застолья календарного цикла Кроме семейных трапез чуваши проводили календарные праздничные гуляния, в которых существовал своего рода застольный этикет и нормы поведения детей, молодежи и старшего поколения.

Глава дома оказывался в центре внимания не только при семейно-родовых ритуалах, но и общественных. К примеру, он раздавал жертвенную пищу во время моления киремети, первым начинал трапезу во время обрядов освящения нового урожая чуклеме, девичьего пива хер сари, поминовения ус