Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Художественное проектирование типового орнаментального декора на Императорском фарфоровом заводе : 1830-1850-е гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06

Год: 2005

Номер работы: 289350

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Глава 1 Этапы художественного проектирования типового орнаментального декора на И Ф З в 1830-1850е годы

1.1. Предпосылки формирования проектной культуры на ИФЗ Первая

глава диссертации посвящена предыстории развития культуры проектирования типовой орнаментальной росписи фарфоровых изделий, которая сформировалась на Императорском фарфоровом заводе в 1830—1850е годы, и этапам проектирования типового декора. Период историзма отмечен небывалым расцветом проектной культуры. Основным источником, который наглядно демонстрирует художественнокомпозиционные приемы и методы художественного проектиро

Период художественного проектирования типового декора изделий ИФЗ характеризуется наличием нескольких этапов проектирования. Наиболее 30 'Hit важным из них является создание образца типовой орнаментальной росписи — проектирование в материале. Ему, как правило, предшествует создание графического проекта и расчет технологической карты.

На стадии графического проекта на ИФЗ выполнялось плоскостное изображение изделия с учетом масштаба и с детальной подачей ключевых элементов декора. Он, в свою очередь, подчинялся общему ритму и делился на половины, четверти или локальные композиции. Эскиз, рисунок будущего изделия отличается тщательной прорисовкой деталей, смоделированных светотенью или колористическими приемами. В первые альбомы типовых проектов форм и росписи продукции ИФЗ вошли графические листы уже упоминавшегося нами Фр

Химико-технологическое проектирование связано с предварительным расчетом технологической карты для внедряемого в производство изделия. На этом этапе определяется степень технологичности продукции. Он включает коррекцию проекта, расчет необходимого количества материалов, числа обжигов, трудоемкости производства и себестоимости будущего изделия. Химико-технологические параметры производства учитывались должным образом с первых дней существования «Порцелиновой мануфактуры». Дмитрий Иванович Вино

Методика выпуска плоских изделий, которые демонстрировали все многообразие вариантов орнаментальной росписи, использовалась уже в XVI веке. 44 «I Тогда же появились и одни из первых предшественников «промышленных образцов» орнаментальной росписи. К ним относится дошедшая до наших дней серия блюд, выполненных в технике итальянской майолики. На одном из этих них, выпущенном в 1525 году и входящем ныне в собрание Национального музея керамики в Севре, представлены фрагменты типовых полихромных о

1.3. Выводы по главе 1 1. Коллекция проектов типовой орнаментальной росписи, выполненной на фарфоровых пластах («плакетках пробных») из фондов Музея фарфора является достаточно полным источником для анализа художественнокомпозиционных приемов и методов проектирования типового орнаментального декора изделий ИФЗ в 1830—1850е годы с точки зрения современной теории дизайна. Образцы ИФЗ суш,ественно отличаются от западных аналогов, 2. Проектирование типовой орнаментальной росписи изделий ИФЗ в ука

Глава 2 Характеристика коллекции «плакеток пробных» из собрания отдела «Музей фарфора» Государственного Эрмитажа

«Реестр произведений искусства — современное изобретение, он родился из осознания настоящим своей неполноценности по отношению к прошлому, неисчислимые богатства которого надлежит инвентаризировать», — отмечал известный французский ученый Жермен Базен в своем блестящем философском труде « История истории искусства от Вазари до наших дней».^ Вполне признавая справедливость этого замечания, в основной части работы мы представим первые результаты изучения неизвестной ранее коллекции проектов тип

f# Проекты типовой орнаментальной росписи воплощались на готовых изделиях. В этом разделе работы вполне уместно сравнить рассмотренные нами проекты с выпущенной на их основе продукцией ИФЗ и с близкими по стилистике изделиями известных западноевропейских предприятий. Решение этой задачи облегчается тем, что совсем недавно появилась возможность сравнить проекты, выполенные на фарфоровых пластах, с образцами выпускавшейся на ИФЗ в изучаемый нами период (1830—1850е годы) готовой продукции (музей

в процессе разработки данной темы нам не только удалось провести первоначальную классификацию коллекции и выявить основные методы реали82 зации представленных на фарфоровых пластах проектов типовой орнаментальной росписи на готовых изделиях, но и определить круг авторов этих проектов. Речь идет о целой группе художников-декораторов (живописцы, мастера, подмастерья, ученики), которые работали на ИФЗ в 1830—1850х годах: Григории Зюзине, Филиппе Дудине, Фроле Даладугине, Николае Лифантьеве, Алек

Данная

глава посвящена подготовке профессиональных кадров на ИФЗ в 1830—1850е годы. Эта важнейшая для обеспечения высокого художественного уровня уникальной фарфоровой продукции ИФЗ проблема впервые рассматривается в контексте конкретных требований производства и соответствия общенациональным задачам подготовки художников-прикладников. Особое внимание обращено на обучение художников-декораторов ИФЗ с точки зрения их подготовки к выполнению и воплощению типовых проектов орнаментальной ро

в данном разделе мы можем рассмотреть два вида учебных работ художников-декораторов ИФЗ, выполненных в 1833—1849 годах: графические проекты из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА)^'* и подписные учебные «проекты в материале» (фарфоре) из уникальной коллекции «плакеток пробных» Музея фарфора.^^ Эти материалы вводятся в научный оборот впервые. В фондах РГИА находится рисунок, выполненный учеником ЙФЗ Николаем Лукиным в 1833 году.^^ Здесь представлен графический проект