Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Советское зрелищное искусство 1920-х годов: проблема "нового зрителя" : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01

Год: 2005

Номер работы: 289308

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

1.1. Власть - аудитория - зрелище: роковой треугольник В первые послереволюционные годы театральная жизнь России отличалась одновременно и высокой активностью, и такой же высокой неустойчивостью. Так, если в 1914 году в Москве работали два Императорских и 19 частных театров, то к 1917 году их общее число выросло до 32. В следующем году в Москве было уже 45 театров, в их числе 18 так называемых советских. Показательно сопоставление роста сети театров с интенсивностью их работы: в 1914 году в с

1.2 Репертуар: мемсду государственным предложением и частным выбором Почему мы обращаемся к анализу популярного репертуара именно этого периода, 1921- 1927 годов? Многие исследователи сходятся во мнении, что это период расцвета советского театра, по словам Н.А. Горчакова, «беспримерная в истории мирового театра эпоха поисков новых форм сценического искусства, с почти сказочной щедростью и роскошью обогатившая на десятилетия новыми путями, приемами и школами не только ^ 1Q советский театр, но

1.3.3. «Осязаемый кусок жизни»: «Дни Турбиных». Пьеса «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, поставленная И. Судаковым, одна из самых популярных у публики современных пьес, вызвала мощную волну травли и длительные дебаты критики. Премьера спектакля состоялась в Московском Художественном театре 5 октября 1926 года. Постановка «Дней Турбиных» явилась событием в жизни театральной Москвы. За один только сезон постановка была показана 108 раз, и собрала, по данным Могилевского, более 100 тысяч зрителей. З

1.3.4. «Внутренняя тема»: взаимоотношения личности и государства Освоение нового бытового материала наблюдается в следующем театральном сезоне в пьесах «Конец Криворыльска» Б. Ромашова, «Яд» А.В. Луначарского, «Ужовка» М.В. Шимкевича. Первоначальный упрощенный, «фотографический» подход к современной теме сменяется в новых постановках попытками психологического обоснования действия. Даже комедии - бытовые и сатирические - все больше и больше используют элементы психологизма. Кроме пьес «истори

1.3.5. «Эмблема нэпа»:«Воздушный пирог» О пьесе Б. Ромашова «Воздушный пирог», сегодня почти забытой, даже в шеститомной «Истории советского драматического театра» есть лишь короткое упоминание. Между тем «Воздушный пирог», поставленный режиссером А. Грипичем, имел большой успех у зрителей и блестящую прессу. Только в Москве этот спектакль шел в течение трех сезонов, выдержал 151 представление и собрал, по данным Могилевского, 136 128 зрителей. Что касается провинциальных театров, то «Воздушн

1.3.6. «Зойкина квартира»: репертуарный лидер 1926 года Комедия «Зойкина квартира», поставленная А. Поповым в театре имени Е.Б. Вахтангова, вызвала бурю среди советских критиков, заявивших, что на комедию Булгакова ходит буржуазия «поиздеваться над всеми нашими недостатками». После постановки «Дней Турбиных» каждая новая пьеса Булгакова воспринимается как замаскированный контрреволюционный заговор. Критики разгромили спектакль и добились того, что комедия недолго продержалась на сцене. Но, те

1.4 Зритель московских театров - кто он? Что же представлял собой московский театральный зритель этого времени? Прежде всего, это зритель, еще очень свободный в своем выборе и более ориентированный в своих вкусах по сравнению с посетителем кинотеатра. Пролетарский зритель, пришедший в театр из балагана и народного дома, в целом обладает неплохим вкусом, иногда поддается определенной обработке, «моде». Он традиционно предпочитает мировую и отчественную классику революционному авангарду, бытовы

1.5. Провинциальные театры: « кассовый репертуар» Картина массового театра, художественных предпочтений «нового зрителя» определяется не только и не столько панорамой столичной театральной жизни. В большей степени этот материал дают именно провинциальные театры. Молодые режиссеры провинциальных театров не избежали в своем движении увлечения «левым» театром. Так, например, «Мистерия-буфф» ставится в 1921 году в Томске, Перми, Тамбове, Екатеринбурге, Краснодаре, Харькове, В 1922 году спектакль

1.6. Наступление на театр: унификация репертуара В конце 20-х годов усиливается вмешательство государственных и партийных органов в дела театра и искусства в целом. Эпоха заката театрального искусства стала логическим продолжением политических процессов, которые разворачиваются к этому времени . В обстановке, когда начиналась ликвидация всяческой оппозиции в стране, та свобода, которой еще пользовались театры при выборе репертуара и его сценической интерпретации, становилась уже опасной . Еще

2.1 «Важнейшее из искусств...»: первые шаги советского кинематографа. Одной из многих социальных задач Октябрьской революции было создание кинематографа нового типа - средства просвещения и воспитания масс, призванного осуществлять идеологическую программу нового государства. Ленин не случайно назвал кинематограф «важнейшим из искусств». В слабограмотной стране «живая» картинка на экране была наиболее доходчивым «пропагандистом и агитатором», каналом, через который можно было пропагандировать

2.2. Кинопрокат: легенды и документы Обращение к истории кино лишь в его лучших образцах создает некую «сконструированную» выборку, конечно, со своими успехами и провалами, но не отражающую реальную картину жизни кинематографа. Параллельно шла жизнь и другого кино, «кино кинотеатров». «Броненосец' «Потемкин», «Арсенал», «Обломок империй»~Ъыходят в те же годы, что и '-4«Медвежья свадьба», «Победа женщины», «Бабы рязанские», «Чашка чая». Для того, чтобы дать объективную картину отечественного п

2.4. «Пленительное обаяние Востока»: советские «восточные» фильмы Рассматривая кинорепертуар середины двадцатых годов с точки зрения успеха именно у массового зрителя, невозможно не отметить огромную популярность картин, снятых на «восточные» сюжеты, и лент самих национальных кинематографий. В это время выходят на экраны первые советские «восточные» фильмы. В 1926 году «Пролеткино» отправляется в Туркестан и снимает там «Мусульманку» и «Клокочущий Восток» (реж. Бассалыго). На Кавказе «Госкино

2.5 Лидеры проката: зарубежное кино

2.5.1 «Борьба за зрителя»: рекламные кампании В 1923 году Госкино принимает решение о массовой закупке и демонстрации зарубежных картин. Решение это было продиктовано, конечно, острой необходимостью. В прокате преобладали пока еще дореволюционные фильмы, как русские, так и иностранные. В 1922-23 годах было выпущено 12 художественных картин, в то время как потребность советского рынка при существовавшей в то время прокатной сети была 200-250 картин. По официальным данным «Киносправочника» 1926

2.5.2. «Парижанка», «Варьете» и другие Из широкого потока зарубежного кино в таблицу Совкино попали лишь несколько фильмов - явных прокатных лидеров, но этот список позволяет судить и о жанровых предпочтениях публики, и, отчасти, о прокатной политике Совкино. Проценты, указанные в таблице, означают процент покрытия полной стоимости фильма прокатной суммой. Для зарубежных фильмов первая цифра таблицы означает сумму, затраченную на покупку ленты. Фильм Затраты 21286 21644 16648 25635 16835 2

2.5.S. «Разрешить к показу.,.»: политика Совкино После 1925 года кинорынок почти на 90 % был завоеван Америкой. Следовательно, и предпочтение при закупке отдается американским картинам. В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся списки разрешенных и запрещенных к показу заграничных фильмов с любопытными комментариями заведующего редакцией Совкино. Из 127 американских фильмов, ввезенных в 1926 году, разрешено к показу 74, из 65 французских разрешено к показу 16

2.5.4. «Мудрый и злой перемонтаж» Необходимо отметить, что почти все зарубежные картины, проходившие через прокатные конторы, переделывались или, по словам одного из работников Бюро монтажа, «осовечивадисъ». Задачей редакторовмонтажеров была разборка, сортировка закупленных фильмов, перевод и редактирование титров, перестановка отдельных сцен. В большинстве случаев изменялись не только надписи, но и перерабатывалось содержание картины. Важно было не пропустить к массовому зрителю фильмы, соде

2.6. Кинокритика: между художником и публикой К концу 20-х годов начинается заметное вытеснение отечественными фильмами импортных картин: к 1927 году в прокате уже 120 отечественных лент, а в 1929 году, как это видно из приложения, выручка от зарубежных лент составляла примерно третью часть от проката отечественного. Последовательно выполнялось решение Первого всесоюзного партийного киносовещания при Агитпропе ЦК ВКП(б), состоявшегося в 1928 году: вести «решительный курс на дальнейшее сокраше

2.7. «Жгучие вопросы нашего времени»: морально-битовые фильмы 20-х В послереволюционном устройстве молодого советского государства важное место занимали поиски новой морали, отношений в семье и быте. Публицистика и литература полны дискуссий, диспутов, общественных судов на моральные темы. Муссируется теория «стакана воды» - сексуальной раскрепощенности, которая подкрепляется разнообразными научными терминами и обосновывается материалистической подкладкой. Провозглашенная энтузиастами и недву

2.8. Провинциальный прокат: в авантюрно-любовном оканре Прокатные данные из докз^ентов Совкино позволяют представить картину проката в целом по стране. Для сравнения возьмем данные по прокату за несколько месяцев 1925 года в нескольких кинотеатрах Саратова. Таблица (См. приложение

4) характеризует тип провинциального проката. Зачастую таблицы по провинциальным учреждениям культуры сделаны некорректно, неквалифицированно, показатели, приведенные в них, непонятны. Но во всех случаях данны