Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.01

Год: 2005

Номер работы: 289296

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие и негативных асп

Понятие «номер» исторически означало числовое выражение, которое устанавливало место выступления артиста (группы артистов) в программе. Появилось это слово в том значении, которое придается ему сейчас, сначала в цирке, а затем - на эстраде. За кулисами цирка вывешивалась программа выступлений. Отсюда в профессиональной среде и возникли выражения: «Каким номером я выступаю? Каким номером ты идешь?»... и т.п. Пущенное в обиход артистами цирка, это слово перешло в лексикон эстрады. В некоторых э

Эстрада в строгом смысле представляет собой экстраполяцию на эстрадный номер различных видов искусств. Одной из нерешенных эстрадоведением теоретических проблем являются терминологические разночтения в типологизации разновидностей эстрадного номера. В определении типа номера чаще всего и теоретиками, и практиками используется термин «жанр». Так, например, однозначно обозначал разновидности номера С. Воскресенский, еще в 30-х годах прошлого века обратившийся к исследованию этой темы. Такая

Глава 2 СПЕЦИФИКА ДРАМАТУРГИИ ЭСТРАДИОГО НОМЕРА Особенности художественной структуры эстрадного номера во многом онределяются спецификой его драматургии. При этом эстрадные номера всех жанров можно подразделить на две группы: имеющие литературный первоисточник и лишенные такового. Последняя группа содержит определяющую отличительную особенность средства создания художественного образа в ней, как правило, невербальны. Рассматривая проблемы создания номера, в художественной логичным структур

Эстрада, якобы, извечно оперирует неким узким кругом тем, в этом смысле она ограничена в своих возможностях. «Что касается выбора темы. Выбор темы не определяет успех произведения. Плохих тем нет, утверждает А.Хайт.

- Вопрос весь в решении этих тем. <...> Иногда артист выступает очень успешно, и зрители смеются, а кончился номер — и никто не может передать, о чем шла речь. Номер без мысли быть не может. К сожалению, придумывать эстрадные номера умеют немногие. Это не дело — прид

Собственно, присутствие в эстрадном номере драматургического начала есть первый, самый существенный аспект, который позволяет отнести номер к разряду сюжетных. В этом случае он, независимо от жанра, становится своего рода маленькой пьесой. На этом аналогии с театральной драматургией заканчиваются. В театре драматургия, как правило, - основа спектакля. На эстраде драматургия номера невербальных жанров имеет прикладное значение, что отражает специфику одного из самых существенных методологичес

В создании драматургии эстрадного номера нередко используются известные литературные и фольклорные сюжеты, а также конкретные литературные произведения. Естественно, что такое произведение адаптируется, причем это изменение направлено, как правило, в сторону упрощения. Практика показывает, что известный персонаж представляет для создания номера едва ли не большую ценность, чем сама сюжетная канва. Более того, этот популярный герой может действовать в иных, выдуманных режиссером, предлагаемых

Глава 3 ОСНОВЫЕ КОМИЧЕСКИЕ ЕДИИИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕИИОЙ СТРУКТУРЕ ЭСТРАДИОГО НОМЕРА В художественной структуре эстрадного номера отдельные исследователи и практики эстрады выделяют две основные комические единицы (гэг - комический трюк) и репризу. В частности, особо этого вопроса соответственно касались Р. Славский и В. Ардов. Вместе с тем нельзя не отметить, что в литературе комических узлов об эстраде проблема этих подробно исследована. скорее обозначена, чем Проблематикой гэга серьезно зан

Эстрада всегда была связана с праздником, а, как известно, на празднике человек ищет развлечений. «Эстрада, - пишет Е.Уварова, имеет ярко выраженную развлекательную функцию».' ' Уварова Е. Эстрада // Эстрада России. XX век. М., 2004. С. 767. Этимология слова «развлекать» лежит в глаголе «волочь». И не только в русском языке. В греческом это — «тащу», в латыни - «борозда». То есть, даже этимологически, развлечение - противовес обыденности, оно призвано уводить человека от этого состояния: н

Определение слова «гэг», «комический трюк» является синонимом первоначально возник в период который расцвета бурлеска в США во второй половине XIX века, а затем получил развитие в американском кинематографе в начале XX столетия. Г. Козинцев писал, что гэг - это сдвинутая система мышления, это перемещенные причина и следствие, это вещь использованная вопреки своему назначению, это метафора, ставшая реальностью, это реальность. Юренев Р. Механика смешного//Искусство кино, 1964. № 1. С. 22

Изначально «реприза» - музыкальный термин, который означает возвращение к музыкальной теме, повтор какого-то фрагмента. В цирковой терминологии реприза - это клоунское антре, интермедия между номерами циркового представления. В конферансе реприза — краткий юмористический сюжет, «заход» на следующий номер или «выход» из предыдущего. Тот взрывной момент в эстрадном эффект номере, и который вызывает через комический который выражен слово, на эстраде именуется репризой. Ю.Дмитриев считает, ч

$ 1. Конферанс Как известно, конферанс - искусство живого, импровизированного общения со зрительным залом. Принадлежа к речевым жанрам, он, тем не менее, всегда стоял особняком. Даже на проводившихся конкурсах артистов эстрады конферанс всегда выделялся в отдельную номинацию, по нему присуждались отдельные звания, премии и дипломы. В современных условиях основная проблема конферанса состоит в возрождении жанра, и значение эстрадной режиссуры в этом, думается, недооценивается. Этому есть и об

Слово «фельетон» ассоциируется в первую очередь с газетной или журнальной публикацией. Действительно, первоначально фельетоном назывался листок-вкладыш в газету, в котором печатались наиболее злободневные, сатирические, публицистические материалы (в таком виде фельетон впервые появился во Франции, и в дословном переводе это слово означает «листок»). Исторически эстрадный фельетон сохранил многие характерные черты и приемы своего газетного прародителя. Это всегда выступление на какую-то актуал

Эстрадный монолог - одна из ведущих разновидностей речевых жанров, и среди них сегодня, но нопулярности он, безусловно, занимает передовые позиции. В годы Советской власти, особенно в 30-50-е, это место принадлежало публицистическому фельетону. Такое положение было связано, конечно, с политизированностью искусства в то время вообще, и эстрады в особенности. Сегодня публицистический политический фельетон практически ушел с эстрады, во многом, перекочевав на телевидение, где появились програм

«Скетч (от англ. sketch - набросок) - короткая (в одном действии) остросюжетная, как правило, комедийная пьеса... Появился в Англии во ' Ардов В. Указ. соч. С. 45-46. второй половине XIX в.».' Его продолжительность не превышает двадцати минут, но чаще он бывает еще короче. В истории эстрады известны скетчи длительностью не более пяти минут. Методы работы режиссера над постановкой скетча отчасти аналогичны методам работы над драматическим спектаклем. Можно констатировать, что скетч - оди

Пародия - один из самых популярных эстрадных жанров. Редкий концерт обходится без такого номера, существуют и целые программы, состоящие из них. К пародиям часто прибегают артисты, не специализирующиеся в этом жанре, например, - конферансье. «Пародирование, - писал Ю. Борев, - комедийное преувеличение в подражании, характерных такое утрированно-ироническое воспроизведение индивидуальных особенностей формы того или иного явления, которое вскрывает комизм его и низводит его содержание».' Во

§ 6. Особенности жанра куплета Куплет традиционно относится к речевым жанрам, несмотря на то, что он положен на музыку и всегда поется. Однако музыка в куплете имеет подчиненное значение. Главное выразительное средство куплета - слово, острое и вызывающее смех. Причем палитра этого смеха весьма разнообразна - от легкой иронии до едкой сатиры и даже сарказма. «Разговорный жанр на эстраде по преимуществу жанр сатирический и юмористический. А куплеты, замечает Г. Териков, - как бы аккумулирую

§ 7. Специфика буриме «БУРИМЕ (от фр. bouts rimes - рифмованные концы) - эстрадный жанр. Буриме - литературная игра, заключается в быстром сочинении стихов артистом на основе неожиданных, предложенных публикой рифм. Буриме возникло в парижских салонах в XVII веке как шуточная игра... Буриме обычно имеют юмористическую, иногда пародийную сатирическую форму, затрагивают острую злобу дня».' Этот жанр целиком строится на импровизации солиста. Чаще всего с буриме выступают артисты-конферансье. М

Глава 5 ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГНЧЕСКНЕ НРННЦННЫ СОЗДАННЯ ВОКАЛЬНО-ЭСТРАДНОГО НОМЕРА

§ 1. Отличительные особенности художественной структуры вокально-эстрадного номера Отличительной особенностью художественной структуры эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но целый комплекс других выразительных средств. И среди них на важном месте - актерское мастерство исполнителя, на что точно обратил внимание Ю.Дмитриев: «Эстраде нужны не только профессиональные музыканты, но и музыканты-артисты, умеющие действовать, жить на сцене, как живут артисты

Специфика работы состоит в соблюдении эстрадного вокалиста. эстрадного режиссера ряда с артистом-певцом особенностей актерской психотехники Выше говорилось об использованию ярких внешних средств актерской выразительности в песне. Однако существует огромный репертуар, и множество исполнителей, которые исполняют этот репертуар без них. Просто стоит певец у микрофона и поет песню. Но это не значит, что эстрадный актер-певец существует вне актерского особенности работы над искусства. М. Бе

Высшим проявлением театра песни является нахождение певцом-артистом зачастую во всей постоянного его образа, который неизменен и который себе творческой биографии, настолько любим публикой, что она не представляет этого исполнителя вне найденного им образа. Классическим примером является творчество А.Вертинского. Созданный им образ - грустный клоун с тонкой, тоскующей душой, — хотя и претерпевал изменения, определял собой основу творчества артиста. Уже одно это позволяет говорить о теат

Глава 6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЖИССУРЫ ОРИГИИАЛЬНЫХ И ЭСТРАДИО-ЦИРКОВЫХ ЖАИРОВ

Понятие «пантомима» имеет несколько толкований. Первое из них - сценическое действие, которое находит выражение исключительно в пластике, в мускульном движении. В этом смысле пантомима не существует как самостоятельный вид пластического искусства, а принадлежит искусству компонента, который театра вообще в качестве важнейшего его составляет наглядно-зрительную сторону сценического действия. Некоторые исследователи театра (в частности, В.Хализев') высказывают мнение, что в таком значении,

Отдельная разновидность клоунады на эстраде — музыкальная эксцентрика. В музыкальной клоунаде соединяется искусство эстрадного клоуна- Dimitry. Le plus nu des artistes. // Clowns et Farceurs. Paris, 1982. P. 36. мима и музыканта-инструменталиста, В синтетических номерах, к которым относится музыкальная эксцентрика, составляющие. В создании номера музыкальной имеет выбор номера. терпит эксцентрики для Существенный структуры: и сложной первостепенное принцип значение его не репертуара одинак