Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2005

Номер работы: 289275

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Выражение Николая Николаевича Сидельникова «искусство создают личности, индивидуальности» в полной мере отражает сущность его собственной яркой, одарённой и самобытной творческой натуры. Мощность интеллекта, энциклопедические знания, общение с культурной элитой своей эпохи (В. Ф. Асмус, А. Габричевский, Г. Нейгауз, А. Тарковский, М. Хуциев, Ю. Олеша, Г. Айги, А. Ахматова, С. Рихтер, Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Волконский, А. Пярт, А. Шнитке, А. Виеру, В. Сильвестров, Э. Денисов, С. Губайдулина

Глава I. Понятие языки культуры в аспекте творческого метода Н. Сидельникова в языки вложено много такого, что резко отличается от обычных представлений, что является совершенно неземным и овладевает не нашим телом, а нашей душой... Schottelius Русская культура, по мысли Аверинцева, не обходится без «внутреннего контакта» с «глубинными слоями» другой культурной традиции, «с различными по своему облику и содержанию мирами национальных культур» (7, 10). В русской музыке это всегда было связано

Глава П. Вокальный цикл «В стране осок и незабудок». Поэтика цвета в поэзии В. Хлебникова и в музыке Н. Сидельникова «Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность, только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны»... И. Иттен Широко исследуемый в настоящее время феномен синестезии (во всех аспектах его значения) выводит художественный опыт за рамки предметного, затрагивает область создания «надсловесных» смыслов, где на ином семантическом уровне р

§ 1. Звуковой символизм В. Хлебникова Верь в звук слов: Смысл тайн в них... В. Брюсов Одной из главных теоретических установок В. Хлебникова, по выражению М. Полякова, является, - «семантическое и эмоциональное ' Назовем некоторые из них: Альфонсов В. А. «Чтобы слово смело пошло за живописью» (В. Хлебников и живопись), Гервер Л. Л. «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века)», Жанова Е. С. «Символика синего цвета в поэтических текстах В. Хлебников

§ 2. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» Цвета - это музыка глаз. Они сочетаются подобно нотам...Тот, кто говорит о живописи, говорит о поэзии. Э.Делакруа Неимоверная широта воздействия искусства русского авангарда 1020-х годов XX века сделала сближение изображения и слова характерной чертой всей поэтической эпохи того времени. Хлебников, Маяковский, Каменский, Кручёных превосходно рисовали. Живописные приёмы, характерные для изобразительного искусства того времени, давали новые

§ 3. Цвето-звуковые параллели в поэзии В. Хлебникова и музыке Н. Сидельникова Цвет как и музыка, - это колебание; он имеет такую же способность приблизиться к тому, что является наиболее общим и одновременно самым неопределенным в природе: к ее внутренней силе. П. Гоген Несмотря на то, что сущность цвета все-таки остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем, мы попытаемся проанализировать вокальный цикл «В стране осок и незабудок» Н. Сидельникова с точк

§ 4. «Словари поэтов - ключи к тайнам их духа» В книге «Поэзия слова» А. Белый задает вопрос: «Как поэты видят природу? <...> ...краски зрения их выражены изобразительностью слова: эпитетом, метафорой». А. Белый, отбирая материал слов, образов и красок, характеризующих солнце, месяц, воду, воздух и небо, как бы изучая «природы» разных поэтов, проникает «...в глубочайшие ходы их души, тончайшие нервы творчества» (76). При изучении природных стихий в хлебниковских текстах, составляющих да

§ 5. Живописные принципы в музыкальном пространстве цикла Слово и его звук, форма и ее цвет это носители трансцендентальной сущности, только еще смутно нами прозреваемо й... И. Иттен Занимаясь проблемой цвета в живописи, исследователи выделяют в ней четыре отдельных аспекта, позволяющих с наибольшей полнотой раскрыть ее сущность: это цветовая тональность, цветовой строй, композиция цвета и его пространственная структура. Нетрудно заметить, что понятия цветовая.тональность, цветовой строй и к

Глава III. Узор символов китайской культуры в инструментально-хоровом цикле Н. Сидельникова «Сычуаньские элегии» на стихи Ду ФуТо, что можно узреть в вещах, - это не красота цветов. То, что можно услышать в звуках, - это не приятность тонов... Лишь благодаря невидимому и бесформенному, смутному и неслышимому мож:но постичь высшую сокровенность и чистоту. Жуань Цзи Важной чертой искусства XX века является стремление художника проникнуть в тайну изначальности, пробиться сквозь толщу накопленно

§ 1. «Сокровенное безмолвие» поэзии Ду Фу На звёзды гляжу, опираясь на посох, Дорога моя далека. Дуфу Обращение Николая Сидельникова к творчеству китайского поэта Ду Фу раскрывает эстетические возможности современного композитора в воплощении бытия и мышления человека Востока, независимо от временных, пространственных и любых иных факторов. Н. Сидельников связывает далёкий поэтический мир Ду Фу (VIII в., эпоха китайского средневековья) в своем сознании и творчестве с современным музыкальным

§ 2. Символика жанра в историческом разрезе эпох Час полночный, но я не в силах уснуть. Поднимаюсь в постели, трогаю певучий цинь... Жуань Цзи «Сычуаньские элегии» состоят из двух самостоятельных циклов, написанных в разные годы: I тетрадь «Сычуаньские элегии»' инструментально-хоровой цикл (9 номеров) для смешанного хора, флейты, арфы и вибрафона (1980); II тетрадь «Сычуаньские элегии, или мысли, обращенные к другу» - оратория (13 номеров) для смешанного хора, солистов, флейты, флейты-пиккол

§ 3. Темы и образы цикла Людская жизнь не вмещает и ста годов, Но горя в ней хватает на тысячу лет... «Девятнадцать древних стихотворений» Вышеперечисленные жанры выбраны композитором неслучайно. Они непосредственно связаны с основными темами и образами «Сычуаньских элегий», которые можно сравнить с некоторыми топосами романтизма, с его устремленностью к чему-то недостижимому, по словам Дж. Роули, «будь то безвозвратно ушедшее героическое прошлое, экзотика дальних стран или пантеистическое в

§ 4. «Живопись природы» и «живопись идей» Горы и воды чистых напевов полны. Мне ни к чему уповать на свой голос, Лесные чащи сами печально поют... Цзо Сы Волшебники плыли со мною в лодке Под ласковой луной. И кисть моя повелевала природой, Не зная ни в чём преград. ДуФу Стремление к адекватному прочтению поэтического первоисточника привело Сидельникова к проникновению в самое сердце поэтики Ду Фу, глубокому постижению «существа идеи» каждого стихотворения. Это как бы особенное созерцание кит

§ 5. «Умей прозреть семя духа и долго жить. Умей забыть семя духа и превзойти жизнь» Я скорблю, что жизнь человека хрупка. Она уносится, как пыль порывом ветра. Жуань Цзи Древнекитайская мысль, как считает В. Малявин, «двигалась по пути, более близкому принципам современной семиотики, оперирующей игрой смысловых оппозиций», и, быть может, «с наибольшей полнотой воплотила в себе свойственную многим древневосточным цивилизациям мировоззренческую посылку: мир есть текст» {123, 182). Китайская к

§ 6. Знаки неясных узоров - тайнопись пентатоники Прибыл гость С берегов отдалённого моря, Жемчуга подарил он мне Слёзы русалок. На жемчужинах Знаков неясных узоры. Я прочесть попытался, Но не разгадал их. Дуфу Мир природы в представлении китайских художников это «арена» неукротимой и грандиозной игры стихий, возвышенной до статуса «божественных красот» мироздания. Но в то же самое время человек и природа живут наравне друг с другом; их «взаимоотражения» подразумевают некий тайный, духовный,

Глава IV. «Романсеро о любви и смерти» на стихи Ф. Гарсиа Лорки в зеркале испанской культуры Издревле беспроволочный гелиограф... искусство телеграф и знало звёздный Ф. ГарсиаЛорка Сидельников олицетворял собой бурный творческий темперамент, в котором сгорало и плавилось всё и вся. И в этой кипящей магме рождались самые неожиданные и самые рискованные идеи. В. Тарнопольский Отличительной чертой искусства XX века является ассоциативный тип мышления, который лежит в основе процесса динамич

§ 1. Особенности поэтики Ф. Гарсиа Лорки Я пишу, как птица поёт... Клод Моне Л. Арагон писал в 20-е годы, что «художники пользуются предметами как словами, заставляя их выстраиваться в причудливые фразы» (12, 29). Именно такими «причудливыми фразами», а также воплощением в одном стихотворении полярно противопоставленных образов и стилистических единиц, изобилует творчество Ф. Гарсиа Лорки. Его поэтический мир, как и мир андалузской песни, формируется из мгновений высшей напряженности, «чудом

§ 2. Канте хондо: пение, поэзия, музыка, импровизация, танец, драма Разве не чудо, что безвестный народный поэт в три-четыре строки вмещает всё богатство высших взлётов человеческой души!.. Ф. Гарсиа Лорка Основой цикла лирических поэм для смешанного хора с эпизодическим участием электрогитары и ударных инструментов «Романсеро о любви и смерти», созданного Н. Сидельниковым в 1976 году, послужила книга Ф. Гарсиа Лорки; «Стихи о канте хондо» (1921-1926); два стихотворения взяты композитором из

§ 3. Театр в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и театральное пространство в цикле Сидельникова «О, какая музыка, - восклицает Белиса, прислушиваясь к звукам гитары, господь милосердный, какая музыка! нежная и лёгкая, как лебединый пух\.. Ах\ Что это бьётся у меня в груди? Сердце! Или это музыка»! Ф. Гарсиа Лорка. Любовь дона Перлимплина Очевидно, что первые пробы пера на драматургическом поприще Гарсиа Лорка осуществил в книге «Стихов о канте хондо». Впечатления и картины родной Андалусии; укоренив

§ 4. Испанская народно-песенная культура и её воплощение в музыке «Романсеро о любви и смерти», MoofCHO составить мелодическую карту Испании и по ней наблюдать, как стираются границы провинций, как идёт круговорот жизненных соков при вдохе и выдохе времён года... Ф. Гарсиа Лорка Эти слова Лорки необыкновенно ярко и образно характеризует богатство мелодических ресурсов народно-песенной культуры Испании. Вдохновлённый поэзией Ф. Гарсиа Лорки, Н. Сидельников в «Романсеро», «заговорил по-испанск

§ 5. «Романсеро» в поэтике сюрреализма Именно эюивопись стала отрицанием, утверждением и движущей силой современности. Ф.Гарсиа Лорка А. Камю принадлежат слова: «Если бы мир был ясным, в нём не было бы места искусству» {87, 112). В XX веке появилось множество произведений искусства, сочинённых художником, по словам С. Батраковой, словно «только для самого себя или узкого круга «посвяш;ённых» (75, 155). В статье «Воображение, вдохновение, освобождение» Ф. Гарсиа Лорка пробует объяснить таинст