Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Музыкально-литургическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2005

Номер работы: 289253

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

в последние десятилетия в России в самых разных сферах общественной жизни активно осуществляется свободная, всё расширяющаяся деятельность христианской Церкви. Религиозно-нравственные процессы становятся одним из важнейших аспектов отечественной культуры, представляя заметный и динамично развивающийся пласт духовной жизни современной России, включая регионы Сибири и Дальнего Востока. Формирование в постсоветском обществе нового отношения к религии привело к всплеску творческой активности в ду

т Октябрьские события не сразу отразились на положении католиков, В первое время после социалистической революции выполнялись некоторые пункты «Декрета о свободе, совести, церковных и религиозных обществах», принятого Советом Народных Комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года. Он отменял всякие «праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры», но лишал все церковные и религиозные общества прав юридического лица [41, с. 373]1 Первыми шагами бо

В период «перестройки» регистрация в России римско-католических приходов была облегчена нормализацией отношений между советским руководством и Святым Престолом, произошедшей после встречи Папы Иоанна Павла II и Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева на Мальте в декабре 1989 года. В 1990 г. между СССР и Ватиканом установились дипломатические отношения, и произошел обмен послами [см. подробно: 69, с. 103-125]. После принятия пакета новых законов, « касающихся свободы совести, в России нача

§ 3. Католические приходы восточного региона России «Католицизм никогда не считался русской религией, но (...) ему удивительным образом суждено было оказать определенное влияние на развитие истории страны» [86, с. 9]. В культурный облик Сибири и Дальнего Востока западнохристианская конфессия привнесла свой колорит, свои неповторимые черты. Специфика культурно-исторического и социально-экономического положения католичества в азиатской части России обусловлена несколькими факторами. Отдаленност

3.1. Религиозные общины # Епархии восточной части России имеют огромную протяженность самую большую по площади в мире (больше 12 тыс. кв. км: с запада на восток - около 10 тыс. км, с юга на север - 3500 км). Как сообщает официальный сайт Конференции Католических Епископов, к концу 1990-х годов -\f\ здесь работало 65 священников, 69 сестер-монахинь . Всего в азиатской части Российской Федерации действует свыше семидесяти приходов. Самые крупные католические общины находятся в Новосибирске, Т

В Сибири и на Дальнем Востоке на протяжении столетий состав жителей отличался подвижностью и непостоянством. Население включало мигрантов из разных районов, которые привносили в регион традиции своей конфессии. Исследователи отмечают большую оседлость жителей восточного региона России в конце XX века [см., например: 40]. Специфика 'Щ ^' Газета «Аргументы и факты» (№ 26, 2001 г.) приводит следующую статистику российского католического контингента: по официальным данным - 600 тысяч, а по неофи

3.3, Духовенство Своеобразие восстановительного этапа Римско-католической Церкви в России, включая Сибирь, заключалось в острой нехватке священнослужителей. В годы репрессий все российское католическое духовенство было уничтожено, поэтому Ватикан стал назначать в католические приходы иностранных миссионеров. Зарубежные кадры накладывают определенный отпечаток на духовную жизнь общин. В богослужебной практике возникает своего рода вторичный вариант, образованный не только на базе общекатоличес

3.4. Прихожане Феномен современного российского католичества невозможно объяснить только миссионерской активностью Ватикана - она не столь значительна, как может казаться. За ним стоит естественная тяга к католицизму вполне определенной части российского общества. Об этом в первую очередь говорит социальный состав католических общин. В большинстве своем это молодежь (главным образом - студенчество) и интеллигенция «наиболее активные, чутко ощущающие потребности своего времени слои» [25]. Согл

§ 1. Литургическая музыка до и после Второго Ватиканского Собора Парабола современной эпохи совпадает с процессом обновления мировоззренческой доминанты и литургической практики Ватикана. XX век проходит под знаком принципиальной открытости Римско-католической Церкви современному миру. Сложный путь перехода от изоляционизма к ^ диалогу отмечен модернизацией теоретических богословских положений и коренным реформированием литургической практики. В течение нескольких десятилетий Католическая Це

§ 2. Обновленное служение Мессы и «musica sacra»

2.1. Богословское содерлсание Мессы и «musica sacra» Центральное место в христианской жизни всей Церкви и каждого верующего занимает совершение Мессы. Все другие священнодействия и дела христиан связаны с Евхаристией, из нее проистекают и к ней устремлены. В Святой Литургии «достигает своей вершины и действие Бога Отца, освящающее мир во Христе, и поклонение, которое воздают люди Отцу через Христа, Сына Божия» (IGMR, 1). ''' Католицизм - от греч. katholikos (всеобщий, Вселенский). На Месс

2.2. Внешние формы совершения Бо:исестеенной Литургии. Чинопоследование Мессы с народом. «Богословское содержание Мессы - неизменно, но выражается в изменчивой внешней форме, - пишет М.Кунцлер.

- На форму Мессы оказывают влияние те или другие особенности различных культур и различных 76 ЭПОХ» [75, с. 54]. Впрочем, даже внутри одного периода можно отметить дифференцированную практику совершения Римского обряда с разными Г; формами воплощения в зависимости от литургического события, вида

1.2. «Слава в вышних Богу» (Gloria) «Слава в вышних Богу» - часть, идущая непосредственно после «Господи, помилуй» . Поэтическое достоинство этого гимна обусловило его первостепенное значение в богослужебной католической традиции. По словам И.Павляка, Gloria - «одно из самых прекрасных литургических творений, дошедших до нас» [205, с. 307]. Текст «Слава в вышних Богу» соответствует одному из этапов «символической фабулы мессы - явлению Спасителя в мир, к общине, к каждому человеку» [170, с. 4

1.3. «Верую» (Credo) Местоположение Символа веры между Чтением Евангелия и ДароЩ приношением определяет его литургическую функцию - «община присоединяется к Слову Божию, услышанному в Чтениях и Проповеди, отвечает на него и возобновляет в памяти основные правила веры перед совершением Евхаристии» [115, ст. 43]. «Верую» является вероисповедным текстом, поэтому Римский Миссал отдает предпочтение коллективному произнесению Символа веры в декламационной манере (IGRM,

98)^. Папа Римский Иоан

1.4. «Свят, Свят, Свят» (Sanctus) «Трисвятое» возглашение, следующее за Префацией, является важной частью Евхаристической Высокой молитвы. В гимне «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф» получает свою христианскую конкретизацию мысль о том, что Слава Божия наполняет небо и землю. В литургическом действии это присутствие Славы дается через явление Христово служащей Евхаристию общине. «Такое - сиюминутное-презентное - понимание явления в мир Господа состоит в том, что община переносит себя в ситу

1.5. «Тайна веры» (Misteriumjidei), «Отче наш» (Pater Noster), «Агнец Бо:исий» (Agnus Dei) Установительные слова над Чашей дореформенного Миссала «mysterium fidei» {«тайна веры») стали ключевым выражением для аккламации общины в обновленной Литургии. Прихожане вместе со священником включаются в действие Иисуса, совершенное накануне Его Страстей, подЧ|1 тверждая тайну установления Евхаристии: «словами и действиями Христа совершается жертва, которую Сам Христос установил на последней Вечере, ко

Псалом, следующий за отрывком из Ветхого завета, обнажает глубинную связь между тремя Чтениями. Градуал исполняется на ступенях амвона^^ и «открывает общине живой доступ к благочестию псалмов» [75, с. 93]. Литургическая функция Ответного Псалма представляет собой своего рода «музыкальную постлюдию на Чтение» (Н.Ефимова). Реформа Второго Ватиканского Собора повлекла за собой сокращение текста, обычно используются выборочные стихи. Градуал понимается как диалог между чтецом и общиной. Стих Псал

3.2. Рефрен Стиха перед Евангелием (Versus ante Evangelium) К респонсорным Псалмам относится также «промежуточное песнопение», в котором рефреном является слово Аллилуйя^^. Верующие «приветствуют Господа, говорящего в Своем слове, и поэтому песнопение имеет скорее аккламативный*, чем медитативный характер» [75, с. 94]. Восклицание общины относится к следующему за ним Чтению Евангелия, из него заимствуется и Стих, исполняемый кантором. Не кто иной, как Сам Христос говорит со Своей Церковью сло

Песнопение «Тихая ночь» принадлежит к числу самых популярных рождественских гимнов. Любимейшую песню всего христианского мира сочинили не слишком известные авторы. Слова принадлежат Йозефу Мору Щ^ (Josef Mohr, 1782-1848), помощнику пастора маленькой альпийской церкви св. Николая, музыку написал зальцбургский приходской органист и преподаватель Франц Ксавер Грубер (Franz Xaver Gmber, 1782-1848). Обстоятельства, которые вызвали создание «Тихой Ночи» обросли красивыми историями и легендами [см.:

А ш> Слова и музыку «Adeste Fideles» в 1751 году написал и включил в собственную публикацию «Cantus Diversi» англичанин Джон Фрэнсис Уэйд (John Francis Wade, 1711-1786) . Нотная запись песнопения была впервые приведена в эссе о церковном хорале Сэмюэля Вебба (1782 г.). Английская версия латинского текста осуществлена несколькими переводчиками. Стихи 1-3 и 6 обработал в 1841 г. Фредерик Оукли (Frederick Oakely, 1802-1880). В 1852 г. они были впервые изданы в Murray's Hymnal. Четвертую и пят

Чарльзу Уэсли (Charles Wesley, 1708-1788) приписывают авторство нескольких тысяч гимнов [см. подробно: 154, с. 167]. «Слушай! Ангел поёт» - один из них. Стихи Уэсли были переработаны в 1885 г. английским музыкантом Уильямом Каммингсом для подтекстовки мелодии из симфонии-кантаты Феликса Мендельсона «Праздничная песнь» (ор. 52, 1840). Известно, что композитор первоначально не предназначал свой мужской хор с оркестром для исполнения в церкви [см.: 193]. Однако после соединения со стихами Уэсли

2.4. «Вот Христос родился» («Gdy siq Chrystus rodzi») Польские рождественские гимны являются общехристианским культурным наследием. После Второго Ватиканского Собора они органично вошли в праздничное богослужение многих стран. Особую популярность и признательность польские колядки получили в российских католических приходах. Отчасти это связано с их публикацией в сборнике церковных песнопений (составитель - А.Куличенко), который продолжительный период оставался единственным источником культов