Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Жест как элемент знаковой системы изобразительного искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09

Год: 2005

Номер работы: 289222

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Слово «жест», заимствованное в конце XVIII в. из французского языка, восходит к латинскому слову «gestus», означающему «телодвижение»'. Жест — это знак, знаковая единица, множество которых составляет язык тела и его частей. Жесты рук, позы, телодвижения, а также знаковый диалект изучает кинесика. В человеческом общении жестам принадлежат разные роли: они могут повторять актуальную речевую информацию, замещать определенные высказывания, подчеркивать и усиливать некоторые компоненты речи и, в

1.2. Жест как прием художественной выразительностн Человеческие ощущения, несмотря на индивидуальность и многогранность каждой личности, имеют общую основу. Именно она позволяет художнику создавать зрительно воспринимаемые образы и объединять их по определенным признакам. Комплекс этих признаков является основой для обобщения, применяемого при создании художественных образов. Среди множества осуществляемых человеком движений немало обладающих особой, характерной знаковостью. Знаковый хара

Жест — одно из внешних проявлений духовно-эмоционального и психологического состояния человека - является реакцией, движением психосоматического целого на внешние воздействз^юш;ие факторы. Вместе с тем, жест как знак - показатель переработки информации, получаемой человеком и передаваемой им окружению. Используемый вместо слова или понятия физический жест понимается как символ. Совокупность этих символов и знаков создает их язык. Суш;ествует бесчисленное множество знаков. Основу различных зн

Большинство изображений в восприятии древнего человека связано с религиозными представлениями и носит магический, ритуальный характер. Любое изображение, и в особенности изображение обряда, олицетворяло некую духовную идею, а символический знак характеризовал древнего человека обобщать те или иные явления. В первобытном обществе одной из форм передачи мысли были наскальные и объемные изображения. Они отличались не только умение реалистичностью, но и выразительностью своей передачи. Почти все

'*^ В изобразительном искусстве стран Востока нашли отражение различные формы религиозного мировоззрения. В странах Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Индии наибольшее распространение получил буддизм - религия, способствовавшая утверждению государственности и централизации власти. Возникнув в Индии в V в. до н.э., буддизм получил распространение в ряде стран Востока. Как и другие религии, он использовал художественное сознание для пропаганды своих идей и распространения своего влияния. С

Кардинальное изменение смыслового значения жесты нолучили в изобразительном искусстве раннего христианства. Его отличительной чертой стала духовная наполненность образов. Жест всегда выражал суть изображаемого, а в раннехристианский период превратился еще и в вестник христианских идей. Чтобы донести смысл нового спасительного учения, художники намеренно увеличивали пропорции рук, придавая тем самым жестовым движениям особое содержание. Изобразительная форма жеста обретала знаковость и станов

Творчество русских художников теснейшим образом связано с значительной трансформации как в византийским искусством, в котором основные иконографические формы обрели стройную целостную систему, воспринятую древнерусскими мастерами. Таким образом, византийские традиции оказали влияние на все последующее искусство России, в том числе на организацию архитектурного пространства, художественное развитие композиционного построения и формирование выразительности жестовых движений, основное значени

Жест «поднятая правая рука» является своеобразной метафорой величия, могущества и славы. Движение и форма этого жеста подчеркивают значение жестикулирующего среди окружающих. Следовательно, обладая вполне конкретным значением, жест «поднятая правая рука» является символическим знаком. Свое каноническое закрепление он получил в искусстве Древнего Египта. Позднее жест «поднятая правая рука» активно использовался мастерами искусств Древней Греции и Рима. Не утратил своей значимости он и в соврем

Одним из наиболее распространенных в изобразительном искусстве является жест «благословение», выражающий особые чувства и эмоции, а для верующих - обладающий божественной энергией. Не случайно этот жест упомянут и описан во многих сценах Священного писания. «благословение» В изобразительном искусстве жест получил иконографическое обоснование и распространение в период христианства. Однако и до этого времени художники включали его в свои композиции, правда, в ином толковании. В таких рельефах

3.3. Молитвенный жест: руки, ноднятые вверх Молитвенно поднятые вверх руки в реальной жизни выражают эмоциональное состояние человека, его переживания. В изобразительном искусстве этот жест позволяет художнику выразить идею молитвенного обращения, гармоничного единения человека и Бога. Обращаясь к высшей духовной силе, человек с молитвенно поднятыми руками пребывает в экстатическом состоянии. Жест символизирует открытость его души. Иконографическое закрепление этот жест получил в образе «Ор

Одной из пластических форм молитвенного состояния является жест раскрытых ладоней, или иначе — жест «умиление». Его особенность заключается в положении кистей рук, расположенных у груди молящегося и раскрытыми ладонями, фронтально обращенных к зрителю, к Богу или к божественному явлению. Смысловое значение этого жеста восходит к раннему христианству, когда важной приметой его искусства стала фронтальность изображений, в том числе фронтальность раскрытых ладоней. В произведениях византийского

Введение во храм». Согласно сюжету, Марию, поднимающуюся встречает по лестнице, молитвенным жестом раскрытой ладони первосвященник. Одновременно Иосиф, изображенный на переднем плане, аналогичным жестом провожает ее, благословляя предстоящий путь. Пластика жеста Иосифа отходит от традиции фронтального изображения. Подобное прочтение жеста «умиление» можно видеть в сцене «Благовещение» Джусто ди Менабуои из падуанского Баптистерия (1376), однако в этом случае художник как бы вернулся к

Жест «руки, сложенные ладонь в ладонь», означающий духовные переживания человека и выражающий просьбы, обрел в искусстве символический характер. Заимствованный из древневосточной культуры, он использовался мастерами искусств разных народов. Жест как знак сформировался в искусстве стран Передней Азии, где с его помощью выражались религиозно-мистические представления. Чаще всего он означал моление, обращенное к богам о ниспослании всяческого благополучия. Постепенно вырабатывались нормы изобр

К числу жестовых движений, несущих смысловую информацию и обладающих указательным характером, относится жест указующий. Движения, обращенные к какому-либо лицу и означающие понятия «показать рукой» и «показать пальцем», дополняют и усиливают значение этого обращения. Указующие жесты как наиболее выразительные элементы композиции художник использует в своих произведениях тогда, когда ему необходимо объединить группы людей некой идеей, логически связать композиционное построение на плоскост