Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2005

Номер работы: 289172

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

6. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА: ДЛЯ ОРГАНА ИЛИ КЛАВЕСИНА? ДЛЯ ЧЕГО СВЕЛИНК СОЗДАВАЛ КЛАВИРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ? МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «МАГИСТРА ЯНА» 450

7. КлАвирный СТИЛЬ Я. П. СВЕЛИНКА. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Глава 3. ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ Я Н А СВЕЛИНКА

3.1. ЛЮТЕРАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МУЗЫКУ. РОЛЬ ОРГАНА И СТАТУС НЕМЕЦКОГО ОРГАНИСТА

3.2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УЧЕНИКИ СВЕЛИНКА

3.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ 473 486 521

Заключение Основные нотные издания Литература Прилозкения: 1. ПОЛНЫЙ ПЕРЕВОД ТРАКТАТА Я. П. СВЕЛИНКА "ПРАВИЛА 585 композиции" с 2. КОММЕНТАРИЯМИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 811 832

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕОРИИ КОМПОЗИЦИИ (ПО ТРАКТАТУ Я. П. СВЕЛИНКА)

НЕКОТОРЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ, ЦЕРКОВНЫЕ И ОРГАННЫЕ ТЕРМИНЫ 3. ГЕНЕАЛОГИЯ ШКОЛЫ Я Н А СВЕЛИНКА И КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

3.1. ГЕНЕАЛОГИЯ

3.1.1. НИДЕРЛАНДСКИЕ УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЯНА СВЕЛИНКА (ТАБЛИЦА)

3.1.2. НЕМЕЦКИЕ, ШВЕДСКИЕ И ДР. ИНОСТРАННЫЕ УЧЕНИКИ И 840 ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЯНА СВЕЛИНКА (ТАБЛИЦА)

3.1.3. КРАТКОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ СВЕЛИНКОВ (ТАБЛИЦА)

3. МУЗЫКАНТЫ В СЕМЬЕ ДЮБЕНОВ (ТАБЛИЦА)

3.2. КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (Я. П. СВЕЛИНК И ЕГО ШКОЛА, ЕЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И СОВРЕМЕННИКИ) 843

3.2.1. ДИНАСТИЯ СВЕЛИНКОВ

3. НИДЕРЛАНДСКИЕ УЧЕНИКИ Я. П. СВЕЛИНКА

3. НИДЕРЛАНДСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Я. П. СВЕЛИНКА 848

3.2.4. НЕМЕЦКИЕ И ДРУГИЕ ИНОСТРАННЫЕ УЧЕНИКИ ЯНА СВЕЛИНКА

3.2. 5. НЕМЕЦКИЕ И ДРУГИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ МУЗЫКАНТЫ — ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Я. П. СВЕЛИНКА 852 4. КАРТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ НИДЕРЛАНДОВ, СТАРИННЫЕ КАРТЫ ГОРОДОВ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ 5. ИЛЛЮСТРАЦИИ (ПОРТРЕТЫ, ФАКСИМИЛЕ РУКОПИСЕЙ, ТИТУЛЬНЫХ ^^^ листов и ФРАГМЕНТОВ ПЕРВЫХ ИЗДАНИЙ) 6. ДИСПОЗИЦИИ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ

6.1. Диспозиции НИДЕРЛАНДСКИХ ОРГАНОВ XVI-XVII СТОЛЕТИЙ

), но и с особой перспективностью в отношении творчества свелинковскои школы. Важный раздел данной главы составляет разработанная автором методика анализа духовных обработок. В Главе 3 — Творчество учеников и последователей Яна Свелинка — прослеживаются наиболее значительные достижения мастеров свелинковскои традиции. В данной главе мы обращаемся прежде всего к музыке и идеям, которые в той или иной мере бьши инспирированы «Правилами композиции» либо возникли под непосредственным воздействием

), Диспозиции некоторых органов (нидерландских органов XVI—^XVII столетий; органов XVI— первой половины XVIII столетий, связанных с деятельностью школы Я. П. Свелинка и ее последователей — Приложения

6.1. и

6.2.), Иллюстрации (портреты, титульные листы изданий, факсимиле— Приложение5), Органы^^Ш^гсиш ио^е^о^ииг uuf^e^oi^ ^йхел!^ uu^Jf^^,^^^ Я. П. Свелинка "Правила композиции" с комментариями (Приложение

1) и Терминологический Автор вьфажает глубокую признательнос

4. vocem) 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Фантазия gl {Fantasia Contrarid) Фантазия g2 Фантазия g3 Фантазия al Фантазия аЗ Фантазия а4 (утеряна) Ричеркар al Токката С1 S3 S4 — L3 L8 LIO L4 L12 — S5 S16 [S71] SIO S30 — L7 L19 L19a L20 L25 — Vl,SwWV282 18а. Токката С1/а (ранняя версия?) 19. 20. Токката С2 Токката СЗ S31 S32 — Vll,SwWV283 V 9, SwWV 284 20а. Токката СЗ/а (ранняя версия?) 21. 22. 23. Токката dl Токката d2 Токката G1 S23 S20 S28 — L31* L15 L18 L18a L23 L21 L22 L28* L30 L1

4. vocem) Токката d3, сохранилась как анонимная и приписанная С. Шайдту 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Токката G4 Jesus Christus, unser Heiland О God die onze Vader bist Псалом 23 Псалом 60 Almande Gratie Vluchtige nymph [Diejlichtig Nimphae] S61 A 16-' N7 D 8, SwWV 318 D 9, SwWV 331 V 17, SwWV 291 S11 ^^_ L32'' V 16, SwWV 287 48 III. Сочинения с сомнительным авторством 66. 67. 68. 69. 70. Фантазия С5 Фантазия d5 Фантазия G3 Токката G3 Malle Sijmen** IV. Поддельные сочинения'"" 71. Фа

Глава 1 « З о л о т о й ВЕК»> ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА! Я н СВБЛИНК И ЕГО ЭПОХА 1 . 1 . « З о л о т о й ВЕК» «СЛАВНОГО ГОРОДА АМСТЕЛЛБДАМА» Эпоха, когда в Hидepлaндax''*^ жил и творил гениальный голландский музыкант Ян Питерсзон Свелинк (1562—1621), была эпохой великих перемен в жизни страны. Они охватили буквально все стороны бьггия — от религии и государственного устройства до наук и искусств. Одним из главных центров этих грандиозных преобразований стала столица молодой Республики Семи С

1.). "' Даниэль Хейнзиус (1580, Гент— 1655, Лейден), прозванный «Гентский соловей»— знаменитый северонидерландский поэт, филолог и историк. Был великолепным теоретиком литературы. 61 Однако публикация этого сборника наглядно продемонстрировала и совсем другое явление уже общегосударственного масштаба: во всех землях освобожденной страны постепенно происходил рост и возрождение национального самосознания. Многие из лучших достижений искусства той поры несут в себе черты этой тенденции.

1.,

1.4.2.,

). В связи с особой ролью музыки, и в частности инструментальной в жизни Голландии нельзя не упомянуть об оригинальном национальном искусстве— игре на карийоне . Оно '"^ Подробнее см. об этом: TenhaeffN. В. 405, 2001. Biz. 36 е. v. См. также: Verkruijsse Р. J. 406, 2001. Biz. 578. " ' Карийон — ударный музыкальный инструмент, состоящий из набора небольших настроенных колоколов. Был известен еще с IX века. Карийон обычно устанавливали на церковных колокольнях или на зданиях городских

1.2. МУЗЫКА В ГОЛЛМЩСКОЙ РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКВИ Музыкальная часть нового протестантского богослужения в Нидерландах заслуживает особого разговора, ибо после Реформации она подверглась колоссальным изменениям и оказала огромное влияние на развитие голландской музыки. Главный идеолог Реформации Мартин Лютер в предисловии к одному из первых сборников немецких хоралов — собранию Вальтера 1524 года— писал: «Я не придерживаюсь мнения тех, кто думает, что Евангелие поразит и уничтожит все искусства,..

3. ^^ Они описаны в предисловии следующим образом: «Старое чтение, которое многие чуткие простые люди имеют обыкновение петь в своих домах на христианские праздники, <...> наполовину на немецком и латыни». 76 Фрисландии, также охотно пели, к примеру, немецкие лютеранские гимны, нужно быть осторожным с распространенным мнением о том, что северные Нидерланды были кальвинистской страной, поющей исключительно гугенотские псалмы. Важнейшим источником сведений о музыке, ежедневно звучавшей

1.4. "ARS ORGANI". ОРГАН В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ в X V — НАЧАЛЕ XVIII ВЕКОВ Нидерланды — родина одной из самых ранних органостроительных школ в Европе. Раннее развитие Голландии в этой области во многом определило технологии и пути развития всего последующего мирового органостроения. Многие новшества голландской традиции были позднее перенесены другими поколениями североевропейских мастеров-органостроителей в Данию, Швецию, северную Германию, и т. д. Заслуга нидерландских органостроителе

1.4. 2 . ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА В Ц Е Р К В И

1.4.

1.1. Применение церковного органа. Статус н обязанности органиста. Другие инструменты в церкви Нидерландская органная музьпса— это одна из основных областей, где в XVI—^XVII веках происходило формирование нового типа инструментального искусства. Именно в этой сфере, быть может, наиболее интенсивно происходил процесс, который заложил основы нового понимания роли инструмента и самоценности музыки для инструмента, не связанной со словом, что в итоге привело к концепции «опусного» произведения. П

1.2. НИДЕРЛАНДСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПСАЛМОВЫХ ВАРИАЦИЙ На основании сохранившихся музыкальных рукописей и документов конца XVI—^XVII вв. можно с уверенностью сделать вывод о том, что профессиональный североголландский органист того времени мыслил в двух основных категориях: псалмы и фантазии^^'. Из всего многообразия органного репертуара «светского» концертного голландского органиста именно эти два жанра стали не только доминирующими, но и оказались наиболее своеобразным проявлением нидерландской ор

в связи с характеристикой источников свелинковской клавирной музыки). '^ Dirhen Р. 170,2000, Р. 61. 136 в целом среди дошедших до наших дней псалмовых циклов того времени можно наметить две основные категории. Первая состоит из анонимных псалмовых собраний, главным образом сохранившихся в источниках для домашнего употребления; вторая, которую можно назвать называть профессиональными источниками, включает более искусные и изощренные вариации, по большей части приписанные известным органистам

1.4. 2. КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

1.4. 2 . 1 . Музыка голландского быта Музыка всегда занимала особое место в жизни Нидерландов. Принято считать, что в XVII столетии голландская музыка переживала упадок. Однако помимо искусства вокального контрапункта, с которым долгое время было принято ассоциировать музыку этой страны, в Голландии в это время она бьша представлена еще и многими другими формами. Не следует забывать, что в течение первой половины XVII века она имела огромное влия

2.1. Искусство игры фантазии В нидерландской клавирной и лютневой музьпсе XVII столетия фантазия — это главная форма свободного письма, не связанного с кантусом фирмусом. Это подтверждает не только сохранившийся репертуар, но и сведения об изданиях (в том числе утерянных) того времени. Так, к примеру, в период начала активного клавирного творчества Свелинка— 1604 году— в Амстердаме были опубликованы «Фантазии или французские напевы, пригодные для харпсихорда и других музыкальных инструментов»

). 164 природе», и «подражанием воображаемым», в котором артистическое творение «согласно его собственной прихоти не срисовано с какого-нибудь другого»^^*. Эта концепция фантазии была адаптирована к новой области инструментальной музыки прежде всего в Испании и Италии. Разумеется, перенесение такой абстрактной идеи, как «фантазия», в нечто более конкретное нуждалось в интерпретации. В результате музыкальная фантазия была рассмотрена как высший род контрапункта, а именно— как имитационный ко

' ' " У южнонемецких продолжателей венецианской традиции, Эрбаха и братьев Ханса Лео и Якоба Хасслеров, фантазия применялась крайне редко, и только для обозначения одиночных пьес. В творчестве всех троих музыкантов, наряду с большим количеством ричеркаров и канцон, сочинений, озаглавленных «фантазия», встречается чрезвычайно мало. '™ «Libro di ricercate а quattro voci... con alcune fantasie sopra varii canti fermi» (ЫйроИ, 1575). '™ «Intavolatura de cimbalo» (1576), № 1. 169 искусства,

1.4.3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НОТЛЦИИ в западноевропейской клавирной музыке XVI и XVII веков существовал феномен, почти немыслимый в других явлениях музыкального искусства: взаимоотношение между стилем композиции и ее нотацией. Эта ситуация кардинальным образом отличается от более поздних эпох, когда для записи клавирной музыки был принят единый эталон. В те времена стиль произведения создавался не только под влиянием избранной для записываемой композиции формы, но часто наоборот, способ нотации

Глава 2 ТВОРЧЕСТВО ЯНА ПИТЕРСЗОНА СВЕЛИНКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОМПОЗИЦИИ НА ЗАРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.1.

ВВЕДЕНИЕ: «ТВОРЕЦ ОРГАНИСТОВ» — ШКОЛА «МАГИСТРА ЯНА» Иоганн Петр Свелинк Амстердамский, Коего слава достигла Италианцев, как и острых умом Британцев, Кто, о Орландо, знаменит у твоих стал Баварцев, Отовсюду привлек слушателей-чужестранцев. К. Племп. Стихотворения^ Творчество Яна Питерсзона Свелинка — вьщающееся явление не только нидерландской музыки, но и одна из вершин европейской музыкальной культуры XVI—^XVII вв. Насколько позволяют судить сохранившиеся до нашего времени документы, рукопис

). Этот труд прежде всего стал изложением свелинковской методики преподавания: учитель вне сомнения создавал его в качестве пособия для своих учеников. Это обстоятельство предоставляет исследователям уникальную возможность не только получить представление о свелинковском методе обучения, но и документально проследить пути формирования творческих индивидуальностей его студентов (см. об этом в Главе 3). Кроме того, «Правила композиции» стали школой контрапункта и одним из важных источников учен

2.2.1. История создания и изучения трактата. Рукописи ^''Правила композиции господина магистра Иоганна Петерсена Свелинга^'^, бывшего благородного органиста в Амстердаме" — единственное музыкально-теоретическое сочинение Свелинка, дошедшее до нас. Этот труд, написанный на немецком язьпсе'^, представляет собой обстоятельное изложение музыкальной науки своего времени, оформленное в виде практического учебника по композиции. Самим обстоятельством, что современная наука располагает этим любо

2.1. настоящей работы, раздел об интервалах). 192

Глава 3 — о фуге и двойном контрапункте • с Ж- 177-186 — связанный и несвязанный (стр. 177-275): канон • двухголосие (стр. 177-216); • стр. 187-216 — двойной контрапункт; • трёхголосие (стр. 217 - 246); • 4- и 5-голосие (стр. 247 - 275). • стр. 217-240— 8-голосный канон на "Veni creator spiritus"^'^; • стр. 241-262— 3-голосный канон на "О Mensch, bewein' dein' Sunde grofi", "J. P. Sweling"^°; • стр.

2.2. 2. **СТРОГИЙ СТИЛЬ** ИЛИ "ВТОРАЯ ПРАКТИКА**?

2.2. 2 . 1 . Интервалы, их классификадия. Консонансы н диссонансы Свелинк начинает свой труд не с описания отдельных звуков, а с их соединения в одновременности''^. Интервал у Свелинка, согласно древней античной традиции, мыслится как некий звукорядный объём, заполненный по гамме и ограниченный крайними звуками данного интервала. Понятие рассматривается в единстве двух сторон: интервала-расстояния (то есть количественного отношения

Теория ладов всегда является одной из ключевых проблем при изучении музыки любой эпохи. Особый интерес она представляет в переходные периоды музыкальной истории, когда становится своего рода указателем важнейших музыкальных тенденций наступающего Нового времени. Описание ладов, данное в "Правилах композиции", в этом смысле не является исключением и заслуживает особого внимания, ибо в нём представлены полярные точки зрения — как с позиций традиционной ренессанснои теории, так и с нов

Свелинковская теория каденций — одна из наиболее многосторонних проблем трактата. Помимо важнейшей, заключительной, функции в форме, имеющей различные градации в зависимости от звукового и ритмического наполнения, каденции играют определяющую роль в становлении новой ладовой системы, и кроме того наделяются особой выразительностью. Для обозначения заключительного оборота музьпсального построения автор применяет два термина: каденции и клаузулы ^ . Следует различать два эти понятия. Слово &quo

Проблеме выбора ключей для записи многоголосных хоровых произведений в трактате посвящен целый раздел. В трактате для обозначения ключей используются два термина: немецкие Schlufieln и латинские Claves . Отдавая дань традиционной старой теории, при выборе способа записи автор рекомендует прежде всего определить ключ для тенора, и лишь затем в зависимости от него для всех остальных голосов (см. п. 128 в Приложении 1). Это особенно примечательно потому, что данный фрагмент трактата скорее всего

Без преувеличения можно сказать, что теории контрапункта посвящена большая часть свелинковского трактата. В этом отношении Свелинк, на первый взгляд, традиционен, поскольку учение о контрапункте на протяжении столетий составляло центральную часть практического раздела учения о композиции. В чем же состоит наука о контрапункте по Свелинку? Поскольку это сочинение учебного плана, прежде всего обратимся к последовательности изучения контрапункта, как нам предлагает ее сам автор. Поначалу он прив

Введение Способ обозначения цитируемой в работе литературы Каталог и способ обозначения клавирных сочинений Я. П. Свелинка 1 43 44

Глава 1. «Золотой ЭПОХА ВЕК» ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА: Я Н СВЕЛИНК И ЕГО 49

1.1. « З о л о т о й ВЕК» «СЛАВНОГО ГОРОДА АМСТЕЛЛЕДАМА»

1.2. МУЗЫКА В ГОЛЛАНДСКОЙ РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКВИ

1.3. «ARS

1.4. ОРГАН, ORGANI». ОРГАН В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ В XV — НАЧАЛЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ XVIII вв. 125 НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА «ЗОЛОТОГО ВЕКА» (ЛЮТНЯ, КЛАВЕСИН)

1.4.1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ЦЕРКВИ 175 ПРАКТИКА

1.4.

1.1. Применение церковного органа. Статус и обязанности органиста. Другие инструменты в церкви

1.4.

1.2. Нидерландская традиц

2.1. Музыка голландского быга

1.4.

2.2. Искусство игры фантазии

1.4. 3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НОТАЦИИ

Глава 2. ТВОРЧЕСТВО Я Н А П И Т Е Р С З О Н А КОМПОЗИЦИИ НА З А Р Е Н О В О Г О В Р Е М Е Н И СВЕЛИНКА. ТЕОРИЯ И ^^^

2.1.

ВВЕДЕНИЕ: «ТВОРЕЦ ОРГАНИСТОВ» — ШКОЛА «МАГИСТРА Я Н А »

2.2. "ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ"

2.2.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТРАКТАТА. РУКОПИСИ ИЛИ "•ВТОРАЯПРАКТИКА"!

2.2.2. '•'•СТРОГИЙ СТИЛЬ''

2.2.

2.1. Интервалы, диссонансы их классификация. Консонансы и 290

2.2.

2.2. Ладовая система

2.2.

2.3. Теория каденций

2.2.

2.4. Ключи

2.2.

2.5. Теория фуги. Контрапункт и гармония

2.3. ОРГАНИСТ-ТВОРЕЦ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯНА СВЕЛИНКА

2.3.2. ИНОСТРАННЫЕ ВЛИЯНИЯ: ИСТОЧНИКИ

2.3.3. ДУХОВНЫЕ ВАРИАЦИИ 316 И ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ Я . П . СВЕЛИНКА

2.3.

2.3.

2.3.

2.3.

2.3.

2.3.

3.6, Некоторые выводы

2.3.

2.3.

2.3.

2.3.

450

2.3.6. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ РЕПЕРТУАРА: ДЛЯ ОРГАНА ИЛИ КЛАВЕСИНА? ДЛЯ ЧЕГО СВЕЛИНК СОЗДАВАЛ КЛАВИРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ? МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «МАГИСТРА ЯНА» 458

2.3.7. КлАвирный СТИЛЬ Я. П. СВЕЛИНКА. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Глава 3. ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ Я Н А СВЕЛИНКА

3.1. ЛЮТЕРАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МУЗЫКУ. РОЛЬ ОРГАНА И СТАТУС НЕМЕЦКОГО ОРГАНИСТА

3.2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УЧЕНИКИ СВЕЛИНКА

3.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ 473 486 521

Заключение Основные нотные

2.3. 3 . ДУХОВНЫЕ ВАРИАЦИИ

2.3.

3.1. Методика анализа духовных обработок Предлагаемая методика анализа духовных обработок возникла вследствие необходимости найти ключ к максимально достоверному изучению духовной музыки Яна Свелинка и мастеров его традиции. Важность данной задачи обусловлена двумя факторами: во-первых, в творчестве как названных композиторов, так и абсолютного большинства североевропейских, немецких и на определенном этапе австрийских и французских мастеров этот жа

1.4.1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ЦЕРКВИ 125 125 125 134 14S 148 162

1.4.

1.1. Применение церковного органа. Статус и обязанности органиста. Другие инструменты в церкви

1.4.

1.2. Нидерландская традиция псалмовых вариаций

1.4.2. КАМЕРНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

1.4.

2.1. Музыка голландского бьгга

1.4.

2.2. Искусство игры фантазии

1.4. 3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НОТАЦИИ

Глава 2. ТВОРЧЕСТВО ЯнА ПИТЕРСЗОНА КОМПОЗИЦИИ НА ЗАРЕ НОВОГО