Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Специальные эффекты в художественном пространстве фильма. : История, современное состояние, перспективы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09

Год: 2005

Номер работы: 289163

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

С самого рождения искусство кинематографа тесно связано с технологией, т.к. своим появлением оно обязано техническому изобретению. Поэтому поступательное движение вперед в области кинотехники не могло не оказывать существенного влияния на развитие и функционирование этого искусства. Так на протяжении всей его истории происходили постепенные смены технологий, которые оказывали различное по степени влияние на формирование его выразительных средств и жанрообразование. Временами это влияние было

Рождение кинематографического трюка и преобразование технического приема в выразительное средство (которое в ряде фильмов начинает выступать как жанрообразующий фактор) по времени почти совпадает с появлением на свет самого кинематографа. В самом начале своего развития специальный эффект ещё таковыми не являлся, он был лишь трюком, позволяющем получить (при помощи технических приемов) изображение, которое реально не существовало. Но постепенно, по мере дальнейшего развития и совершенствовани

1.1.Изобретение кино и зарождение кинематографического трюка. Кинематограф братьев Люмьер С первых минут своего рождения кинематограф был детищем технической мысли, результатом многочисленных попыток ученых и энтузиастов-любителей разных стран: немца Макса Складановского ; русских Иосифа Тимченко и Ивана Акимова^; французов Этьена Марэ'', Эмиля Рейно^, Жоржа Демени^; американца Томаса Эдисона и многих других, создать «движущееся» изображение. Многочисленные аппараты: стробоскоп, зоотроп

1.2. ЖоржМельес и кинематографическое преобразование реальности Лишь единицы из многочисленных последователей братьев Люмьер решились сойти с проторенного пути и идти по своему собственному. Именно благодаря этим энтузиастам кинематограф не постигла судьба многих, несомненно интересных, но сегодня уже прочно забытых развлечений, вместе с которыми он начинал на ярмарках. Самым вьщающимся среди этих людей был Жорж Мельес . На заре развития кинематографа Жорж Мельес был директором и руководител

1.3. Кинематографические трюки и становление системы выразительных средств в кино Успех первых фильмов, в которых использовались трюки, дал толчок развитию этих жанров. Картины Мельеса показали, что кинематограф дает возможность изобразить то, что невозможно увидеть наяву, или то, что в действительности не существует, или еще не произошло. Перед кинематографистами открылись новые перспективы. Трюк стал настоящим катализатором развития киножанров, в которых зрелищный принцип преобладал над пов

1.3.1.Итальянские «пеплумы» В фильмах этого жанра кинематографический трюк перестал быть просто аттракционом, а стал уже использоваться как выразительное средство кинематографа. Исторический фильм был одним из жанров, появившимся еще на заре рождения кинематографа, его предшественниками были инсценированные (или реконструированные) хроники и феерии. По мере развития кинематографа хроники постепенно и не без влияния фантастической феерии переросли в полноценный исторический фильм. Исторические

1.3.2. Немецкий киноэкспрессионизм В сознательно ряде фильмов произошла специальный окончательная эффект трансформация достигнуть движение камера стала полноправным рассказчиком кинематографических историй, постепенно все усложняя свой язык и систему кинематографического трюка в средство кинематографической выразительности, применяемый (позволяющий определенного впечатления, «всколыхнуть» зрителя). В первую очередь это свойственно фильмам немецкого киноэкспрессионизма, в которых специальный

ГЛАВА 2. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК (1930 - конец 1970-х годов)

2.1. Спецэффекты как фактор становления зрелищного кино Б результате возникновения крупных киностудий начался процесс дифференциации кинематографического производства, в том числе и специальных эффектов. Начинают создаваться специальные цеха и лаборатории по разработке эффектов. На начальной стадии развития кино эффектами занимались режиссеры, операторы и другие лица, так или иначе причастные к съемкам. Теперь же ситуация меняется. За постановку специальных эффектов начинают отвечать

2.1.1. Премия «Оскар» в области специальных эффектов РОССИЙСКАЯ ГОСУДЛРСТППМНАЯ сиах!иотн1С\ в 1939 году Американская киноакадемия вновь обратила свое внимание на мастеров кинематографических трюков. Забытая на десятилетия номинация была возвращена и получила название «Специальные эффекты». В 1939 году «Оскара» бьша удостоена работа Эдмунда Хансена^ и Фреда Серсена^^ в фильме Кларенса Брауна «Сезон тропических дождей». И хотя соперниками этой работы были «Унесенные ветром» Виктора Флеминга (1

2.2. Сконструированная реальность на экране и ее влияние на тематику зрелищного кино

2.2.1. Тема исследования космоса и ее воплощение на экране Кинематограф начал осваивать космическое пространство еще на заре своего развития, вспомним «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса и «Женщину на Луне» (1928) Фрица Ланга'^1 Но действительно серьезный интерес кино к теме межпланетных путешествий проявился в начале пятидесятых годов, когда стало ясно, что реальный полет человека в космос это только вопрос времени. Это привело к увеличению бюджета картин, затрагивающих эти темы, и, с

2.3. Новые персонажи зрелищного кинематографа После рассмотрения влияния развития специальных эффектов на разработку и трансформацию зрелищным кинематографом новой среды действия, следует перейти к новым персонажам кинематографа, чье появление оказало на зрелищное кино огромное влияние. В первую очередь это касается первого полностью сконструированного персонажа - Кинг Конга, хотя у него были не менее достойные предшественники, о которых речь пойдет ниже.

2.3.1 Сконструированные зооморфные персонажи В начале 30-х в развитии техники производства специальных эффектов произошел значительный прорыв. Он был связан с именем ведущего разработчика специальных эффектов того периода - Уиллиса О'Брайена'"*^. Именно О'Брайен довел до совершенства технологию покадровой съемки - при которой камера работает как фотокамера, фиксируя единичные снимки каждой фазы движения модели, что позволяет достичь иллюзии плавного движения неодушевленных предметов. Эта

2.3.2. Антропоморфные персонажи и эффекты специального грима Первый человекообразный монстр на киноэкране - герой экранизации романа Мери Шелли «Франкенштейн». Впервые он появляется в 1910 году в одночастевом фильме Томаса Эдисона. Расцвет темы монстров и искусственных существ пришелся на фильмы немецкого киноэкспрессионизма. Сомнамбула Чезаре из «Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине (1919), глиняный «Голем» (1915) Генриха Галеена и Пауля Вегенера, «Гомункулус» (1916) Отто Рипперта, кровос

2.4.Влияние зрелищных эпизодов на развитие различных жанров Помимо создания и трансформации среды и населяющих ее персонажей, специальные эффекты в рассматриваемый период широко применялись для создания зрелищных эпизодов в фильмах самых разных жанров. Тема доисторических существ, столь успещно начатая «Затерянным миром» и «Кинг Конгом» нашла свое продолжение в последующие годы. Одним из подобных фильмов была картина 1940 года режиссера Хэла Роуча «Миллион лет до нашей эры» (спецэффекты - Рой

2.4.1. Специальные эффекты в фильмах военной тематики С первых лет существования кино военная тема лежала в основе многих картин. Эти фильмы могли относиться к разным жанрам: исторические боевики, драмы, приключенческие картины. Общее у них было одно, события, происходящие в них, разыгрывались на фоне военных действий. В США и других англоязычных странах картины военной тематики назывались «war film» и пользовались не преходящим успехом у зрителей. Военные действия служили темой кинематографа

2.4.2. Фильмы-катастрофы В начале 70-х годов в зрелищном кино доминировали картины о всевозможных катастрофах и стихийных бедствиях. Показ на экране буйства стихии и техногенных катастроф требовал очень тщательного подхода к разработке специальных эффектов. Необходим был эффект правдоподобия происходящего на экране, что бы зритель ощутил, что то, что он видит, могло произойти на самом деле, в том числе и с ним самим: «Аэропорт» (1970) и его продолжения «Аэропорт-75» (1975, специальные эффекты

ГЛАВА 3. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП ДИГИТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ (начало 1980-х - конец 1990-х гг.) В начале 80-х годов в производстве специальных эффектов происходит технологический использовать прорыв. Разработчики специальных эффектов начинают компьютер. Причем, внедрение цифровых технологий происходит практически во всех видах специальных эффектов, включая такую, казалось бы консервативную область, как специальный грим. Первые шаги в освоении компьютерные технологии относятся к концу 70-х годов, о чем

3.1. Компьютер приходит в кинематограф. Первые сферы применения Впервые компьютер бьш применен в 1977 году при создании специальных эффектов в картинах «Близкие контакты третьего вида» Стивена Спилберга и «Звездные войны» Джорджа Лукаса. В обоих случаях использовалась технология управления движением'^^, разработанная в 1973 году Дугласом Трамбаллом и Джоном Дикстра. Система компьютерного контроля за движением кинокамеры, позволила оператору управлять аппаратом дистанционно - при помощи систем

3.2. Совершенствование компьютерных технологий и их влияние на развитие жанровой системы Первые опыты по созданию цифровых изображений относятся к началу 60-х годов, когда инженеры-программисты Айвен Сазерленд и Дэвид Эвен учредили первую научно-исследовательскую лабораторию, занимающуюся этим вопросом. Долгое время компьютерная графика развивалась совершенно самостоятельно и не имела ни малейшего отношения к киноискусству. Но по мере совершенствования компьютерной графики, ее все шире стали

3.2.1. Сгенерированная среда и виртуальные персонажи Особенностью компьютерных специальных эффектов является их стремительное совершенствование. То, что казалось невозможным пару лет назад, становится обьщенным сегодня. В кинематограф приходят новые персонажи, новые темы, и даже новое пространство - виртуальное. Таким образом, можно сказать, что совершенствование специальных эффектов начинает оказывать влияние не только на зрелищный потенциал картины, но и на её драматургию. Расширение инстр

3.2.2.Виртуальная реальность как сюжетообразующий фактор. Взаимоотношения виртуальной реальности и кинематографа носят двойственный характер, С одной стороны, она - инструмент в руках создателей фильма, с другой - его герой. С широким внедрением компьютерных технологий во все сферы жизни человека и распространением компьютерных игр, для кинематографа открылось новое поле деятельности - новые темы, новая среда и населяющие её персонажи. Впервые тема виртуальной реальности бьша заявлена в 1982

3.2.3. Компьютерные игры и кинематограф Всеобгцее увлечение компьютерньгми играми привело к появлению нового жанра в кино - картин, поставленных по мотивам популярных компьютерных игр. Эти фильмы предлагают зрителям переложение компьютерной виртуальной реальности и правил игры на язык кинематографа («Уличный боец», 1995; «Смертельный бой», 1995; «Супербратья Марио», 1993 и др.). При Гфосмогре этих к^лин гфоисходиг nq»ioc психологии востриятия юзмпыотдшой игры на фильм (при когорм компыотерная

3.3 Влияние сгенерированной среды и персонажей на развитие жанровой палитры кино Рассматривая, как же специальные эффекты работают в отдельных жанрах, можно сказать, что самое плодотворное поле применения спецэффектов в зрелищном кинематографе - кинофантастика. На протяжении всего времени развития жанра набор сюжетов кинофантастики остался практически неизменным. Космические пришельцы разных видов, размеров и намерений, доисторические рептилии и всевозможные гигантские мутанты, освоение космо

3.3.2. Технократические сюжеты в кинематографе Еще одной популярнейшей темой является проблема взаимоотношений человека и машины. Слишком большая зависимость человека от всевозможных механизмов. Чаще всего эта тема решалась как бунт машины против человека (можно считать, что начало этой темы было положено картиной Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея», 1968) ). Вычислительные машина, суперкомпьютер начинает Мировую войну («Военные игры», 1983), машины воюют против людей («Максимальное ус

3.3.3. Фильмы-катастрофы Самое широкое применение специальные эффекты находят в фильмахкатастрофах. Глобальные катаклизмы, стихийные бедствия и другие природные явления победоносно шествуют по экранам. Интерес к подобным фильмам настолько устойчив и силен, что в один год могут выйти несколько фильмов, посвященных одному и тому же стихийному бедствию. Особенно кинематографисты любят стирать с лица Земли известные города и знаменитые архитектурные памятники. Зрелищность стихийных явлений на экр