Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26940

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Научное осмысление наследия Моцарта колоссально. Первые книги о композиторе появились через несколько лет после его смерти , а в настоящее время исследований насчитывается так много и количество их растёт так быстро, что необходимым делом становится издание библиографических указателей литературы о Моцарте. В таком контексте предположение, что ни одно сочинение Моцарта не оказалось обделено вниманием музыкальных учёных, не покажется смелым (мощными аргументами «за» становятся фундаментальные

ГЛАВА I МАСОНСТВО В МУЗЫКЕ МОЦАРТА: ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пути Моцарта и «вольных каменщиков» пересеклись, когда и австрийское масонство, и композитор переживали свои лучшие годы. Моцарт находится в поре высшего развития своего гения, - из-под его пера выходят такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», три последние симфонии, «Волшебная флейта». В то же время, «1785 год явился абсолютным апогеем в развитии австрийского масонства XVIII века; высшей точкой, с которой связаны блестящие имена. Не только Гайдн и Моцарт, Игнац фон Борн и Иозеф фон З

§ 2. Методологические подходы. Iluinaiiitatstil и проблемы семантического анализа Отнесение ряда сочинении Моцарта к области масонской музыки носит объективный характер: их история создания и предназначенность указывают на связь с орденом. Вместе с тем, эти опусы обладают значительным жанровостилистическим разнообразием, что, безусловно, заставляет задаться вопросом: проявляется ли их особенное качество на уровне музыкального языка? В своеобразии этих композиций не приходится сомневаться хот

ГЛАВА II ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ Инструментальная музыка, написанная Моцартом для ордена или с привлечением «масонской стилистики», - наиболее интересный и одновременно сложный материал для научного погружения. Вне вербального смыслового плана масонские коннотации ярче проявляются на уровне музыкального языка. Вместе с этим, отсутствие однозначных, ясных образов, подсказанных текстом, даёт исследователю более широкое поле для интерпретации, усложняя вместе с тем его работу. К однозначно м

Оркестровое сочинение Maurerische Trauermusik, созданное в 1785 году и исполненное 17 ноября того же года, - одна из самых известных масонских композиций Моцарта. Впервые она прозвучала в ложе, собравшейся по случаю смерти двух братьев - герцога Георга Августа фон Мекленбург-Штерлица и графа Франца Эстергази фон Таланта. «Согласно О. Э. Дойчу, Моцарт написал две не дошедшие до нас масонские песни на сходные по содержанию тексты Готлиба Леона (KV 483а и 483'), напечатанные в 1786 году. По пред

Наряду с «Масонской траурной музыкой», в ряду инструментальных масонских сочинений Моцарта называют два ансамбля для духовых инструментов Adagio KV 410 и Adagio KV 411. Среди исследователей, отмечавших связь тех или иных сочинений Моцарта с идеями масонства, о вовлечённости этой музыки в работу ложи пишут лишь двое - А. Эйнштейн и X. Шулер . Г. Аберт, кратко упоминая ансамбли , обхо­ дит вопрос их соотнесения с масонством, впрочем, как и Ф. Браунберенс, который, посвящая отдельную главу иссл

§ 3. Humanitatstil в нсмасонских композициях Humanitatstil - стилевое явление, выходящее за рамки исключительно масонских сочинений. Оно в том или ином виде появляется в поздних сочинениях Моцарта, являясь символом совокупности идей и образов, актуальных для масонской идеологии, но не ограничивающихся ею. В попытке выстроить контекст необходимо обратиться к корпусу сочинений, написанных Моцартом в венские годы. Надёжной «путеводной нитью» в решении этой задачи являются наблюдения над стилем

ГЛАВА III КАНТАТЫ

Масонские кантаты Моцарта - выдающееся явление своей эпохи. К примеру, Ф. Круммахер упоминает кантаты Die ihr des unermefilicher Weltalls Schopfer ehrt KV 619 («Вы, чествующие создателя беспредельного мироздания») и Laut verkilnde unsre Freude KV 623 («Маленькая масонская кантата») как «особо ценный вклад в жанр» , а Б. В. Левик связывает с масонскими кантатами Моцарта целый этап в развитии жанра2. Более того, кантату Моцарт мыслил как жанр специфически масонский: из шести кантат, упомянутых

К тому моменту, когда Моцарт обратился к кантате, жанр прошёл значительный исторический путь. Его истоки восходят к первой половине XVII века . Зародившись в Италии и обретя композиционную специфику у представителей разных школ (с одной стороны - близкие в своих поисках римляне Л. Росси и Дж. Кариссими, венецианец Ф. Кавалли, европейский космополит П. А. Чести, с другой - неаполитанцы во главе с А. Скарлатти), кантата оставалась сольной светской композицией, своего рода аналогом оперной сцены

ГЛАВА IV КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Стилистический комплекс, определивший облик масонских композиций Моцарта, появился не сразу. Он постепенно вызревал в глубинах моцартовского стиля, и процесс этот начался задолго до вступления композитора в орден. В стремлении обнаружить проявления «идеальной маршевости» в сочинениях, не предназначенных для масонов, обратимся к церковной музыке композитора. А. Эйнштейн, наблюдая стилевую эволюцию церковных сочинений Моцарта, отмечает, как в её ходе сменяли друг друга различные влияния и тради

Мы обращаемся к анализу музыки последнего, незавершенного сочинения Моцарта. Реквием представляется исключительным явлением не только на фоне процессов, происходивших в церковной музыке Вены, но даже и в контексте церковного наследия Моцарта. Д. Арнольд и Дж. Харпер16 сообщают о господстве в Вене с начала XVIII века stile antico - старинного стиля. Основные направления церковной музыки были заданы придворными музыкантами Иоганном Иозефом Фуксом и Антонио Кальдарой. Вряд ли венский церковный с

ГЛАВА V ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА Локализация какого-либо жанра на определенном этапе творческого пути Моцарта, как правило, определялась внешними факторами. Так, церковная музыка бурно развивалась в ранние годы и исчезла из поля зрения Моцарта с переездом в Вену, к другим же видам он продолжал обращаться с завидной регулярностью, - именно в них с наибольшей ясностью отразился процесс стилевых поисков. К таким жанрам относится опера, сопровождавшая композитора с юных лет и до последнего года жизни.

Один из самых ранних образцов претворения подобной образности - заключительный номер музыки к драме Геблера «Тамос, король Египта» - соло жреца с хором. Уже сочетание сольного «запева» и хорового «припева» - не самая типичная структура - вызывает ассоциации с многочисленными выдержанными в «масонском» ключе аналогичными по способу организации материала случаями (ария Зарастро с хором, каватина Идоменея с хором, финал кантаты Die Maurerfreude K.V 47\). Музыка содержит мощнейший мистический зар

Осмысление масонских смыслов в наследии Моцарта в отечественном музыкознании долгое время было затруднено по идеологическим причинам, единственным исключением в этой ситуации оставалась «Волшебная флейта»: настолько значим зингшпиль в творчестве Моцарта и настолько бесспорно и знаково в нем претворение идей ордена. «Волшебную флейту» называют манифестом масонства и его лебединой песней. Образы, ситуации, идеи, отсылающие к мировоззрению «вольных каменщиков», составляют сущностную линию оперы.