Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Пекинская опера как синтетическое сценическое действо : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01

Год: 2013

Номер работы: 26906

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ В современных условиях, когда мировые культуры находятся в активном диалоге, происходит взаимное их влияние друг на друга, а художники ищут творческое вдохновение в искусстве иных культур, необходимость изучать искусство других народов возрастает. Особенно это актуально для театрального искусства, которое по сути своей не имеет границ в способах выражения. Российская театроведческая наука имеет довольно мало сведений о китайском традиционном театре вообще, и о Пекинской опере как н

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Историческое развитие и эстетико-типологические особенности Пекинской оперы как особого вида театрального искусства. Пекинская опера - традиционное китайское искусство, имеющее довольно долгую историю. За длительный путь своего развития Пекинская опера создала не одну научную систему актерского мастерства, появилось большое количество актеров - мастеров искусства Пекинской оперы. Пекинская опера - синтетическое искусство, связывающее музыку, литературу, пластику, вокал, а так

1.1. История Пекинской оперы.

. Пекинская опера имеет множество различных теорий на разных диалектах китайского языка. Это связано с тем, что театральная традиция развивалась в нескольких областях Китая параллельно. Особый вид оперы зародился в начале эпохи Цин (1644 - 1911) и был очень популярен на юге, в окрестностях реки Янцзы. В спектаклях использовалась особый вокал и дыхание. В это же время уже была популярна опера на пекинском диалекте. В Пекине также имели хождение песни на других диалектах. В середине царствовани

Стиль актеров из Хубэя назывался Хан. 13 Первый период (1840 - 1860-е годы) В этот период стиль, созданный на основе анхойского, сычуаньского и хубэйского вокала, заимствует лучшие традиции пекинского вокала и куэнских песен, обладавших большими достоинствами. Богатство песенной формы - отличительная черта Пекинской оперы. Она объединила в себе лучшие спектакли: хуэиские, чинские и ханские, а также стиль пения и подачи голоса. К середине XIX века Пекинская опера насчитывает довольно большое к

. Началом расцвета Пекинской оперы считается 1917 год, когда появляется большое количество талантливых артистов и новых ролей в разных стилях. В это время наиболее известными актерами являются Мэй Лан Фан, Ян Сяо Лоу, У и Шу Ен и др. В 1919 Мэй Лан Фан со своей труппой представил спектакли Пекинской оперы в Японии. Впервые Пекинская опера выехала за пределы Китая. Гастроли в Японию повторились в 1924. В 1930 труппа Пекинской оперы в количестве 20 человек отправилась в США, где очень успешно

1.2. Специфика искусства Пекинской оперы. Искусство Пекинской оперы - это синтез различных искусств и направлений: вокал, пластика, литература, музыка, инструменты, маски, живопись. Все эти искусства соединяются на сцене в игре актеров в стандартной форме спектакля. Подобный синтез искусств с одной стороны, способствует творчеству, с другой стороны, форма спектакля Пекинской оперы имеет жесткие рамки и не допускает отклонений. Это связано с тем, что в отличие от других китайских опер, раз

. В Пекинской опере множество спектаклей, сюжеты которых взяты из истории Китая, а также романов, сказок и т.д. Однако для Пекинской оперы никогда не писалось пьес, не существовало драматургов: спектакля записывалось после его представления. Существует более 200 различных пьес, например, «Чан Бан По» (название места), «Ши Уи Чжо» («Подобрать нефритовый браслет»), «Ие Чжу Лиин» («Кабан в лесу»), «Кон Чен Ти» («Идея безлюдного города»), «Лю Юэ Сюэ» («Снег в июне»), «У Жен И» («Братство пятерых»

. Пекинская опера делит всех персонажей по нескольким признакам: возраст, профессия, пол, социальное положение. Кроме того роль зависит от характера персонажа и от того, как видит ее актер. Каждая роль имеет свою историю развития, начиная от спектаклей провинции Хан, где было всего десять различных ролей: 1. 2. 3. 4. же роль, 5. 6. 7. 8. 9. 10. Mo - мужская роль, которая похожа на Шэн Пекинской оперы Чин - цветная маска, такая же есть и в Пекинской опере, Шэн, Д'ан - женская роль, в Пекинс

. Маска пекинской оперы - это не традиционная европейская накладная маска, скорее ее можно назвать гримом. Грим, или маска, - своеобразная форма создания внешней характерности актеров, помогающая им создать роль. Существует несколько основных цветов, используемых в масках: красный, белый, черный, синий, желтый, зеленый, золотой, серебряный и т.д. Пекинская опера насчитывает довольно много композиций наложения грима, отличающихся друг от друга не только цветом, но и методами наложения рисунка.

. Разные персонажи в пьесах Пекинской оперы должны носить различные виды усов. Раньше для изготовления усов использовали человеческие волосы или шерсть яка, в настоящее время применяются нейлоновые волокна. Для закрепления усов на лице используются дужки как у очков, изготовленные из латуни, которые крепятся на ушах6. Усы представляют собой часть маски, закрывающую нижнюю часть лица (от носа), которая должна обозначить пол персонажа, так как в Пекинской опере мужчины часто играют женщин и нао

. Костюм имеет большое значение в искусстве Пекинской оперы: он напрямую связан с образом персонажа. Особенность Пекинской оперы состоит в том, что мастерство актера имеет определенные устойчивые формы, и образы героев связаны с их костюмом. Существует и обратная зависимость: покрой и стиль одежды зависит от мастерства актера, поэтому для каждой роли предназначен определенный костюм. Различные формы костюмов и их значение. Как уже отмечалось, Пекинская опера - синтетическое искусство, объедин

. На раннем этапе развития сцена представляла собой задник с тремя открытыми зрителям и приближенными к их местам сторонами. По углам передней надписями части сцены стояли колонны с традиционными парными Само пространство сцены было крылатых выражений. небольшим, пол, поначалу дощатый, устилали затем ковром, чтобы уберечь актеров от травм при выполнении акробатических трюков. Задник сцены изначально представлял собой огромную драпи-вышивку, где с левой и правой стороны было по дверной по

. Вокал в Пекинской опере занимает главенствующее место среди довольно большого диапазона средств выразительности в Пекинской опере. Большое значение здесь имеет сам звук. Неповторимость исполнения, завораживающее звучание обуславливается глубоким знанием фонологии, техники пения и достижением гармоничного звучания. В прошлом актеров пекинской оперы называли «певцами пьесы». Вокальная часть Пекинской оперы состоит из речи и пения. Речь в свою очередь делится на юньбай (речитатив) и цзин-бай (

. Мелодия - не просто форма передачи эмоции, но и наивысшая форма ее выражения. Все человеческие чувства могут быть выражены мелодией, которая является универсальным выразительным средством, тогда как в актерской игре или танцах могут быть выражены чувства лишь определенного рода. Танец и мимика пронизаны музыкальным ритмом, они целиком подчинены мелодии, но не тождественны продолжением. ей, а служат ее «Музыка введена во весь спектакль, тесно связанная с действием, как фон, предыгра, аккомп

. Искусство китайского актера развивается в рамках синтетического театра, где пение, танец, слово, пантомима создают свои законы сценической жизни актера. По выражению А. Я. Таирова, «сценический образ - это синтез эмоции и формы, рожденный творческой фантазией актера». Искусство актера, гармония его жизни на сцене состоит в умении, воспринимая реалии, отстраняться от них, в умении жить на сцене своим воображением, преобразуя им виденное и прочувствованное в действительности. Мастерство кит

ГЛАВА ВТОРАЯ. Синтез как основа спектаклей и принцип зрительского восприятия Пекинской оперы. Рассмотрев в предыдущей главе историю, становление жанра и эстетику Пекинской оперы, мы пришли к выводу, что каждая составляющая этого вида театрального искусства уникальна и неповторима по своему эстетическому значению. Однако влияние, которое оказывает представление Пекинской оперы на зрителя, складывается из синтеза всех составляющих в одном спектакле. Настоящая

глава будет посвящена синтез

. Пекинская опера - искусство, основанное на символе. Символизм пронизывает каждую, даже самую небольшую составляющую этого искусства: маски, костюмы, даже пластика персонажа имеет символическое значение. Однако символизм китайского театра отличается от символизма европейского типа. Если европейский символизм полностью погружен в ирреальность, противопоставляя себя натурализму, то в символике восточного театра присутствует реальное восприятие момента, детали. Символ на Востоке полон глубок

. Пекинская опера с ее уникальным типом синтетического сценического произведения соединяет музыку, пение, танец, цирковое искусство с ее еще более уникальным, демонстрирующим неисчерпаемые возможности художественным каноном «фа». «В китайском театре все эти абсолютно разные выразительные средства спаяны органично и неразъединимо, утверждены традицией веков и настолько связаны с драматургией, что отделить пьесу от формы спектакля и сценических выразительных средств практически невозможно, ка

2.3. Зрительское восприятие как основа традиционного исполнительского канона Пекинской оперы. Зритель - наиболее важная составляющая спектакля Пекинской оперы. Изначально площадной, а значит коммерческий по происхождению, китайский театр с самого рождения ориентировался на реакцию зрителей, которая выражалась очень бурно и в зависимости от которой труппа имела доход. В связи с этим владельцы театральных трупп, своего рода антрепренеры, считали возможным указывать актерам наиболее уда

. Как уже неоднократно отмечалось, значение актера в Пекинской опере довольно велико, так как мастерство актера соединяет в себе не только Образцов С. Театр китайского народа. М., Иск-во. 1957. С. 134 103 пение, речитатив и танец, но и акробатические навыки и мастерство кунг-фу, актер должен уметь нанести себе грим и не ошибиться с подбором костюма, он должен держать в голове большое количество сюжетов, лежащих в основе спектаклей. За долгую историю развития в искусстве Пекинской оперы появил

. В период формирования зрелости Пекинской оперы на ее сцене было поставлено более 1300 традиционных спектаклей, а с 50-х годов XX века зрители получили примерно еще 100 новых постановок. В целом они подразделяются на вокальные представления, военные спектакли, спектакли, объединяющие гражданские и военные темы и уделяющие равное внимание вокалу, речи, акробатике и боевому искусству, спектакли тех или иных исполнительских школ. В каких-то спектаклях больше пения, в каких-то акробатики. Для ан