Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Художественное оформление старообрядческой рукописной книги гуслицкого письма XVIII - XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04

Год: 2013

Номер работы: 26888

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы Проблемы старообрядчества, в частности его культурное наследие являются в настоящее время предметом пристального внимания ученых. В связи с оппозиционным положением старообрядчества в дореволюционной России и с игнорированием религиозной тематики в советское время, тема старообрядчества далеко не исчерпала себя. Возникнув во второй половине XVII в., старообрядчество за два с половиной столетия создало свои культурные центры, такие, как Выголексинское общежительство

Глава 1 Гуслицкая рукописная книга: исторический обзор Анализ художественных особенностей гуслицкой книги невозможен без рассмотрения тех исторических и экономических предпосылок, вследствие которых произошел церковный раскол XVII в. и образовались духовные и культурные центры старообрядчества, в ряде которых занимались производством рукописных книг. В данной главе необходимо рассмотреть влияние церковных реформ XVII в. на развитие книжного искусства, показать особенности рукописного дела ста

1.1 Церковный раскол XVII в. Бго влияние на развитие книжного искусства. Церковные реформы патриарха Никона середины XVII в., начавшиеся с великой книжной справы по греческим текстам, привели к яростному несогласию значительной части русского народа, боровшегося за сохранение особенностей русской веры, культуры и духовности. Российское общество с его устоями, традициями разделилось на два непримиримых направления, что привело к расколу русской православной культуры, развивавшейся в течение ше

1.1.1 Официальное книжное искусство и русская рукописная книга XVII-XIX вв. При Никоне «в дело исправления книг были введены коренные изменения: вместо старых славянских и изредка даже старых греческих рукописей в основу исправления стали класть новые греческие печатные книги, хотя и заявляли, что берутся древние книги»9. Книги, напечатанные до 1655 года, т.е. до времени издания Патриархом Никоном «Служебника» — первой исправ6 7 8 9 В. П. Рябушинский «Старообрядческое и русское религиозное ч

Значительная часть русского общества, в том числе духовенства, не принявшая нововведений, стремилась сохранить важнейшие черты дониконовского православия, обряды и особенно — дониконовские богослужебные книги. За строгую приверженность к обрядам старообрядцев обвиняли в «обрядоверии». По этому поводу В. П. Рябушинский замечает, что ступень обряда необходима, и если на ней останавливаются и не идут дальше, то это не значит, что ступень не нужна. «Церковный народ крепко держится за него Там же,

1.2.1. Книгописание Выголексинского общежительства История создания центра Главным центром старообрядцев-беспоповцев с конца XVII в. становится Выговская пустынь, расположенная на севере Олонецкого края, на северовосточном берегу Онежского озера и на р. Выг . Эти места были ненаселенными и труднодоступными, поэтому сюда, скрываясь от властей, бежали противники церковной реформы XVII в., а также монахи Соловецкого монастыря после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Затем в Выговскую пустынь ст

История создания центра Старообрядцы поповцы имели несколько духовно-религиозных центров на протяжении своего существования. В 70-х годах XVII в. земли Стародубского полка в Черниговских пределах (ныне западная часть Брянской области) стали заселяться старообрядцами. Документально известны 7 стародубских слобод, но их, видимо, было больше. При усилении гонения на старообрядцев в годы правления Софьи Алексеевны они был вынуждены уйти на польский рубеж . С начала 1690-х новым центром сосредоточ

Возникновение центра Главным книгописным центром старообрядцев, приемлющих священство, с конца XVIII в. становятся Гуслицы — исторический регион, прежде входивший в состав Богородского уезда Московской области, в настоящее время представляющий южную часть Орехово-Зуевского района и север Егорьевского района Московской области. В отличие от Выга и Ветки, где производство книг было налажено практически сразу после раскола, в Гуслицах стали писать книги лишь с последней трети XVIII в. Тем не мен

Глава 2: Художественная проблематика гуслицкой книги в контексте русского книжного искусства Рассмотрев исторические и экономические предпосылки создания старообрядческой книги, и как частный случай - книгописного центра в Гуслицах, необходимо обратиться к художественным истокам гуслицкого письма. Для старообрядцев было важно сохранить богослужебную книгу в том виде, в котором она была до церковных реформ XVII в., касающихся исправления текстов и оформления. Анализ искусства гуслицкой книги с

Анализ особенностей оформления гуслицкого стиля выявляет те традиционные для древнерусского книжного искусства черты, которые гуслицкая книга приняла и творчески развила. Ряд элементов оформления, постепенно исчезнувших из официального богослужебного и светского книжного искусства, сохранился только в старообрядческой книге. Проанализируем элементы художественного оформления гуслицкой книги и их связь с искусством древнерусской книги. Переплет. Гуслицкие мастера придерживались традиции, сущес

Рассматривая растительный гуслицкий орнамент крупных форм, можно выделить композиционные приемы и элементы, которые были характеры старопечатному орнаменту, и проследить, как творчески переработали их гуслицкие мастера. Как отмечают исследователи старопечатного орнамента и русской рукописной книги,

введение книгопечатания в России принесло в рукописное искусство новые орнаментальные элементы. А. Н. Свирин пишет, что гравюра на дереве и старопечатный орнамент обогатили художников книги н

В гуслицком письме невозможно найти точную грань между теми чертами, которые были привнесены в нее из русской рукописной книги и теми, что она взяла из старопечатной орнаментики. Как отмечают многие исследователи, с

введением книгопечатания в России дораскольная рукописная книга XVII в. вобрала в себя элементы старопечатного стиля. В свою очередь старопечатная книга формировалась с оглядкой на приемы оформления предшествующей ей рукописной книги, находящейся тогда в «зените своего разви

. Отдельно остановимся на украшении рукописей XVII в. с гравированными на меди заставками, и проследим, какое влияние они оказали на оформление заглавных страниц гуслицких книг. В одной из рукописей, отмеченной Бобковым — в «Трезвонах на крюковых нотах» третьей четверти XVII в 103 — имеется заставка-рамка, выполненная в технике гравюры на меди работы Василия Андреева104, одного из лучших русских граверов XVII в., работавшего при Московской Оружейной палате. Заставка-рамка этой рукописи имеет

2.2 Гуслицкая книга в системе старообрядческого рукописного искусства книги

Книги поморского и гуслицкого письма создавались писцами разных старообрядческих согласий — беспоповцев и поповцев. Однако изучение более поздней гуслицкои книжной традиции, невозможно без оглядки на мощный духовный центр Выга. В данной главе необходимо дать описание характерных черт оформления поморской книги, проанализировать общие и отличительные черты поморского и гуслицкого книжных стилей, прояснить существуют ли общие истоки формирования орнаментов, и повлиял ли поморский орнамент на гу

При изучении художественной проблематики гуслицкой книги, исторических и художественных истоков стиля, учитывая известную духовную связь между старообрядческими центрами на Ветке и в Гуслицах, встает вопрос о выявлении общих черт и принципиальных различий между гуслиц109 НИОР РГБ, ф. 247 № 13, Обиход 1875 г. с шестью заставками-рамками ким и ветковским книжными стилями, а также о факте влияния одного стиля на другой. Время начала книгописания на Ветке точно не установлено. Самые ранние из до

Глава 3: Художественное оформление гуслицкой книги (Функциональность оформления и целостность художественнообразного решения гуслицкой книги) В данной главе необходимо раскрыть целостность художественнообразного решения гуслицкой книги, выявить основные элементы оформления и композиционные решения, принимая во внимание общую аскетичность гуслицкого стиля. Гуслицкие рукописи в настоящее время представлены в большинстве коллекций разных хранилищ страны: в фондах НИОР РГБ (Гуслицкое собрание — ф

Анализ художественной проблематики гуслицкой книги должен проводиться с пониманием архитектоники книги как единства включенных в нее элементов. Художественное представление о книге как об объекте материального мира складывается из информации о ее физических размерах, материале переплета и книжного блока, о композиции разворота, об элементах оформления и украшения книги — шрифте, иллюминации, орнаменте. Понимание книги как целостного организма дает возможность составить объективную картину ее

3.1.1 Внешнее оформление книг: формат, бумага, переплет, его части и украшения, обрез, форзацы В основу формата рукописных книг, написанных на бумаге, положен размер (доля) бумажного листа. Форматы гуслицких книг, как правило, зависели от общего уровня оформления рукописи. Богато украшенные книги, в больший1 ЧЧ стве случаев, писались в листовой формат , редко особенно украшенные экземпляры делались в листовой формат большого александрийского листа134 (например, «Обиход» работы Назара Шитиков

Как правило, гуслицкая книга представляет собой цельное художественное произведение, композиция и ритм которого напрямую связаны со структурой самого текста. Гуслицкие книги за редким исключением певческие, т.е. представляют собой сборники песнопений для богослужения; писались чаще всего «Ирмологий», «Праздники», «Октоих», «Обиход», «Триодь цветная», «Триодь постная», «Трезвоны», «Обедница». Например, «Праздники» включают песнопения, исполняемые в дни двунадесятых церковных праздников, «Трезв

Миниатюры украшали не каждую гуслицкую рукопись, как правило, это были особенно богато украшенные экземпляры, которые писались не для собственных нужд старообрядцев, а на заказ. В Гуслицком собрании НИОР РГБ, из порядка пятидесяти орнаментированных рукописей гуслицкого письма всего шесть рукописей имеют миниатюры147. В собрании старообрядца и собирателя гуслицких книг И.Г. Иванова148 хранятся рукописи самых известных и талантливых гуслицких писцов, чьи работы были образцовыми, но и среди этих

1. Периодизация Первые гуслицкие книги начали создаваться в последней четверти XVIII в. XIX век — это время расцвета гуслицкой книги, уже к концу XIX в. начался упадок в развитии, а ко второй четверти XX в. гуслицкая рукописная книга постепенно перестает существовать, в связи с отменой запрета на издания старообрядческой литературы. В развитии художественного оформления гуслицкой книги можно выделить следующие этапы. Первый этап (последняя четверть XVIII в.

- конец XVIII в.) - время соз

3.2.2 Типология гуслицких книг по уровню оформления и предназначению Оформление гуслицких книг было неоднородным и зависело как от их предназначения, так и от профессионализма писца. По уровню оформления гуслицкие книги условно можно разделить на три группы —

1) книги с минимальным украшением, которые старообрядцы могли писать для своих нужд, в частности это могли быть непрофессиональные писцы.

2) Книги, выполненные на высоком уровне по сформированному образцу, в связи с чем в этой группе гуслицких книг присутствует шаблонность в оформлении. Такие книги скорее всего писались на продажу, на заказ.

3) И третья группа - так называемые уникальные гуслицкие книги с большим количеством украшений и миниатюр, которые скорее всего писались для

3) Уникальные решения художественного ансамбля гуслицкой книги В большинстве случаев не установлено кем и для кого писались особенно украшенные гуслицкие книги. Они могли быть написаны для подношения, на заказ, в качестве вклада в церковь, и являлись ценным предметом искусства. По таким книгам, как правило, не велись богослужения, поэтому в них художественное начало преобладало над утилитарным. (Рисунок

56) Такие книги, как и большинство гуслицких книг, редко подписывались писцами. Изве

1. Периодизация Рисунок 49 — Пример раннего гуслицкого орнамента, кон. XVIII в.. («Праздники», НИОР РГБ, ф. 247 № 491) Рисунок 50 — Пример классического гуслицкого орнамента, нач.

- первая четверть XIX («Октоих», НИОР РГБ, ф. 734 №

8) Рисунок 51а — Пример позднего гуслицкого орнамента. Парадная рукопись, 1888 г. («Праздники», НИОР РГБ, ф. 614 №

19) Рисунок 516 — Пример позднего гуслицкого орнамента. (НИОР РГБ, ф. 734 №

1)

2 Типология гуслицких книг по уровню оформления и предназначению Гуслицкие книги для внутреннего пользования Рисунок 52 — Страница гуслицкой книги, нач. XX в (НИОР РГБ, ф. 734 № 29 «Октоих») Рисунок 53— Оформления начала гуслицкой книги, кон. XVIII - нач. XIX (НИОР РГБ, ф. 734 № 9 «Триоди постная и цветная») Гуслицкие книги на продажу, ремесленно-профессиональное исполнение Рисунок 54 — Страница гуслицкой книги, 1838 г. (НИОР РГБ, ф. 617 № 9 «Октоих и Обиход», писец М.И. Шитиков) Рисунок 55 а