Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве : процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.09

Год: 2013

Номер работы: 26838

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность современных гуманитарных исследований во многом определяется их значением для понимания исторических закономерностей развития мысли, общества, культуры. Осмысление сути происходящих событий в едином историческом контексте представляется важнейшей задачей и в искусствознании, поскольку законы исторического развития в музыке заметно корректируются под влиянием специфики материала. На первый план здесь зачастую выходит цикличность, повторяемость, когда развитие художественных идей п

Глава 1. Жанр концерта для баяна с оркесфом в сгилевом контексте эпохи XX век явился периодом зарождения и расцвета жанра концерта для баяна с оркестром. Впервые заявив о себе как о самостоятельном жанре инструментальной музыки в 1930-е годы, баянный концерт за относительно небольшой исторический отрезок времени заменю эволюционировал, приобрел черты зрелого жанра со своими традициями и историей. Чтобы лучше понять исторические предпосылки возникновения жанра баянного концерта, необходимо вз

1.1. Баянный концерт в русле традиций социалистического 1950 гг.) реализма (1930— В начальном периоде своего становления баянный концерт вступает в активный диалог с классическим наследием. Направление композиторских поисков в жанре баянного концерта в этот период определяется ориентацией на исторически-устойчивые жанрово-стилевые инварианты, сформировавшиеся в русской музыке конца XIX - начале XX веков. Традиции русского концертного стиля, так ярко проявившиеся в творчестве А. Рубинштейн

1.2. Многообразие жанровых решений в условиях стилевого (1960-1980 гг.) плюрализма Второй этап развития жанра концерта для баяна с оркестром совпал по времени с весьма сложным и неоднозначным периодом развития всей отечественной музыки. Этот период, как и всю вторую половину XX века, многие исследователи называют «эпохой стилей», которая характеризуется множественностью подходов к решению проблем образно-художественного наполнения музыки и ее семантических средств. Наряду с продолжением

1.3. Концерт для баяна с оркестром в эпоху «индивидуальных творческих проектов» (1990 -2010 гг.) Развитие жанра баянного концерта, начиная с 1990-х годов и по настоящее время, можно охарактеризовать как период индивидуальных творческих проектов (Ю. Холопов), в которых, наряду с ассимиляцией постмодернистской эстетики, происходит глубоко индивидуальное преломление традиционных средств выразительности. Этот период отмечен приходом в баянную музыку таких композиторов, как Е. Подгайц, С. Берин

Глава 2. Типология инструментальной фактуры и концертно-игровые принципы На приоритетную роль в баянном концерте изначально выдвинулась характерность баянного тембра и свойственная конструкции инструмента типология фактуры. Первое неразрывным образом связано с комплексом акустических свойств баяна; второе же происходит из наличия двух различных по звучанию клавиатур и специфики их совместного использования. Именно осознание композиторами специфики баянного тембра и связанной с ним организаци

Основополагающим событием на третьем этапе развития жанра концерта для баяна с оркестром стал приход новых композиторов, многие из которых в сфере баянной музыки никогда ранее не работали. Ряд современных авторов, творивших в жанрах академической музыки, заново открыли для себя баян. Для некоторых из них толчком для подобного обращения стало знакомство с музыкой В. Золотарева (а именно его Третьей сонатой) и исполнительским искусством Ф. Липса. Процесс переосмысления феномена баянного тембра,

2.3. Сольная виртуозность и концертная импровизационностъ в контексте инструментальной фактуры В концерте понятие игры раскрывается многозначно. Прежде всего это сфера виртуозного концертирования, в которой изрядная доля принадлежит умению солиста интерпретировать материал, преподнести его в своей индивидуальной манере. Отсюда вытекает еще один важнейший признак жанра - импровизационность. Средоточием этих двух типологических черт жанра является, безусловно, каденция солиста. Примечательно,

Глава 3. Организация оркестровой фактуры и проблемы сольно- оркестрового взаимодействия Особенности оркестрового стиля в баянных концертах сложились во многом под влиянием типологических черт жанра, а именно состязания, виртуозности и импровизационности. Далеко не всегда эти принципы выступают как равнозначные составляющие концертного действа. Главенствующим в жанре концерта зачастую становится принцип контрастных противопоставлений, актуализирующий идею состязательности, «соревнова

Анализ оркестрового письма неминуемо обращает нас к проблеме оркестровых составов и связанного с ней «принципа инструментального контраста» (термин Л. Раабена). Не случайно многие исследователи в качестве краеугольной проблемы в изучении жанра концерта для баяна с оркестром ставят именно реализацию этого принципа. В жанре баянного концерта изначально наметились два типа оркестра симфонический и народно-инструментальный. Первым был оркестр народных инструментов, что во многом обусловлено истор

В историческом развитии жанра оркестровый состав постепенно меняется. На смену большому симфоническому оркестру зачастую приходит камерный. Это является развитием общей тенденции появления большого количества камерных сочинений, в которых центральным оказывается не образ могучей всепобеждающей стихии, а внутренние переживания, приоритет личного высказывания. Одними из первых обратились к камерному оркестру Н. Чайкин (№ 2, изд.

- 1976) и А. Репников ( № 3 , изд.

- 1977). Затем дан

3.3. Проявления концертной биологичности на уровне «солист — оркестр» Фигуры концертной (игровой) диалогичности в концерте обусловлены природой жанра. Говорить о семантике данных фигур возможно лишь при наличии в музыке объективных признаков игрового взаимодействия, среди которых обособление персонажей, их колористическая прорисовка и театрального плана сопоставление. Последнее как раз и является наиболее сложным, поскольку в театральной постановке имеет место как чисто игровое, комическое,