Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Музыка в современном коммерческом кинематографе США : проблемы истории и теории : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26769

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Голливудский способ создания саундтрека — будь то оркестровая или популярная песенная музыка — является, в сущности, господствующей моделью в мировом кинематографе. М. Браунригг [Brownrigg 2003, / 7] Не будет преувеличением сказать, что киномузыка стала особой областью современного музыкального искусства и профессиональной деятельности композиторов, к которым она предъявляет специфические, жестко формулируемые требования. Пожалуй, наиболее ярко феномен кмнокомпозитора проявился в коммерческо

В Голливуде ведется извечная, непрекращающаяся война между бизнесменами и художниками, — война, может быть, более ожесточенная, чем борьба политиков или междоусобицы церковников. П. Кэйл [Кэйл 1978, 51] Началу каждой эпохи, как правило, сопутствует рождение нового или относительно нового художественного явления, становящегося характерной приметой времени. В истории музыки такими вехами можно считать барочную оперу и классицистскую симфонию. В XX веке наиболее заметным из новых явлений стала

К созданию фильма на всех этапах его производства становятся причастны не только художники, но также коммерсанты и люди рынка. Ч. Бернстайн [Bernstein 2000, 69] История Голливуда наглядно демонстрирует принципы функционирования естественного отбора в искусстве — с той поправкой, что под сильнейшим здесь понимается наиболее успешный. Мерилом же правильности или ошибочности избранного пути выступает объем приносимых голливудской кинематографической машиной доходов. В соответствии с этим принцип

Некоторые продюсеры думают, что практически каждый, у кого есть компьютер, может сочинить им музыку! Дж. Г. Пул [Pool Wright 2011] Американская теория сочинения киномузыки отличается значительной степенью разработанности, и многие понятия приобрели интернациональный характер. Широко распространенный в США термин «film music» имеет несколько размытое значение (как и его русскоязычный аналог «киномузыка»), о чем свидетельствует знаковая статья Уильяма Розара 47 «Film Music — What's in a Name?»,

В кино все имеет отношение к моде < > И киномузыка в первые сто лет истории кино также прошла через несколько циклов развития моды Ч Бернстайн [Bernstein 2000, 5] Попытки объединить звук с изображением предпринимались повсеместно как в США, так и в Европе еще в конце XIX века, и публичные демонстрации наиболее важных из них сопровождались музыкой. Так, 28 декабря 1895 года в Париже прошел показ синематографа братьев Люмьер, для чего пригласили пиа71 ниста и «попросили его сымпровизиро

Производство хорошего саундтрека обычно предполагает сотрудничество настоящей армии профессионалов. Д. Белл [Bell 1994, X] «Немое кино» и «живая музыка» Формально эпоха немого кино простирается с 1895 года до 6 октября 1927 года, когда в США продемонстрировали первый полнометражный звуковой фильм «Певец джаза» . Но отдельные режиссеры продолжали снимать фильмы без диалогов вплоть до середины тридцатых годов. Таков устоявшийся перевод названия фильма, хотя гораздо логичнее — «Джазовый певец»

Киноиндустрия пережила кризис [во время Великой депрессии] в основном благодаря агрессивной поддержке производства фильмов на основе формул, создававшихся с целью привлечь внимание масс. М Кук [Cooke 2011, 67] Термин «Золотой век голливудского кино» закрепился за тремя десятилетиями истории американской кинематографии — с начала тридцатых до конца пятидесятых годов. Первой кульминацией стал 1939 год , в который появилось множество знаковых для Голливуда фильмов, второй — 1946-й , самый успеш

На каждой стадии деятелей кино охватывало чувство кризиса, а каждая новая ступень приносила с собой восторг, который в свою очередь уступал место отчаянью. Таким образом, кино имело на протяжении своей короткой истории почти маниакально-депрессивную смену эмоциональных состояний, находясь под давлением со стороны технологических изменений. М. Лернер [Лернер 1992, 337] В начале шестидесятых годов в истории Голливуда обозначился трудный период; его характеризовала неуклонная рецессия, которая

Экономическое процветание пришло к Голливуду как раз тогда, когда в стране был в зените самый затяжной и сложный экономический кризис, наложившийся на кризис политический И Е Кокарев [На экране Америка 1978, 23] В середине семидесятых и в восьмидесятые годы в кинопроизводстве США обнаруживается много перемен, приведших к подъему уровня продаж и вернувших былое величие знаменитым голливудским студиям. Многие из них были куплены компаниями, владеющими собственными аудио-лейблами, что от- прок

Глава вторая. Функции киномузыки в системе жанровых моделей Голливуда Голливудская система жанров сложилась эмпирическим путем — хлопотами малообразованных дельцов и трудами практиков, не слишком оглядывающихся на опыт литературы и смежных искусств. Такой, какова она есть, система жанров, имея различные истоки — литературу, театр и т. д., сложилась в немалой мере для удобства планирования производства и проката, а также в интересах рекламы новинок. Р. Соболев [Соболев 1975, 130] Приня

Драма и комедия являются скорее родами, нежели жанрами кино в голливудском понимании. И музыка выполняет функцию вектора, указывающего зрителю, каково общее содержание фильма; «легкий или, иначе говоря, комический характер саундтрека, — отмечает Г. Кинг, — может использоваться для обозначения того, как именно нам следует воспринимать события, к которым в других обстоятельствах можно было бы отнестись иначе [King 2002, 12] В целом, драме свойственны глубина содержания и серьезный тон повествов

1.1. Драма Хорошая киномузыка сама становится героем, нити судьбы которого вплетены в ткань фильма. Д. Белл [Bell 1994, 7] Присутствие в списке жанровых обозначений единственного критерия «драма» зачастую свидетельствует о том, что данный фильм является прежде всего произведением искусства, а уже потом — частью бизнес-индустрии. По вполне понятным причинам в Голливуде драмы без «примесей» встречаются редко; чаще всего такие фильмы являются экранизациями знаменитых романов, способных привлечь

"Комедиа дель арте" пленяет нас прежде всего тем. что мы постоянно наблюдаем ту же самую историю, разыгрывающуюся среди все тех же легко узнаваемых образов Е. Теплиц [Теплиц 1966, 58] Наряду с фильмами ужасов и мелодрамами, комедии (во время просмотра которых ожидается зрительский смех) образуют круг эмоциональных фильмов, в которых все определяет не бюджет картины, а хороший сценарий и неординарность мышления режиссера с композитором. Способы достижения присущего данной группе фил

Если комедия должна вызывать смех, то многие другие киножанры направлены на генерацию у зрителя противоположных эмоций: это всевозможные страхи в фильмах ужасов, нервная атмосфера в триллерах и слезы в мелодрамах. Учитывая природу музыки, с легкостью вызывающей ту или иную эмоциональную реакцию, ее роль в создании необходимой атмосферы трудно переоценить. Иногда в кадре абсолютно ничего не происходит, но оказывается достаточно одной музыкальной темы, чтобы зрители расплакались или вскрикнули

В «Происхождении человека» Дарвин писал, что «музыка вызывает у нас различные эмоции, но не те, которые связаны с ужасом, страхом или яростью — она пробуждает спокойные чувства нежности и любви». Такое утверждение ясно дает нам понять, что фильмы ужасов Дарвину смотреть не доводилось. Н. Лернер [Lerner 2010, VJII] Фильмы ужасов (хоррор) существуют со времен немого кино. Здесь все бьет через край: если жестокость, то слишком откровенная, если страх, то запредельный. В связи с этим возникает н

В детективе музыка выполняет сравнительно несложные функции: драматизирует действие, нагнетает ужас, сопровождает наиболее загадочного персонажа, является выразительницей мрачных предчувствий. И. Шилова [Шилова 1973, 155] Музыка триллера и детектива в отдельных аспектах напоминает музыкаль­ ную парадигму фильма ужасов. И со всей определенностью заявить, является ли лента по жанру триллером или хоррором, бывает непросто. По мнению М. Браунригга, «основное отличие заключается в частом исполь

Общая тенденция Голливуда — следование успешной формуле другого похожего фильма, что, конечно же, касается и мелодрам. Д. Вентура [Ventura 2010, 66\ Немногие коммерческие фильмы обходятся без любовной линии, которая может находиться как в центре сюжета, так и появиться просто «для галочки». При этом принято разделять жанр мелодрамы и мелодраматические сцены в условиях прочих жанровых парадигм. В подавляющем большинстве мелодраматических лент композиторы пользуются привычными музыкальными сре

Зрелищное кино отвечает потребностям массового зрителя, посещающего кинотеатры, чтобы получить дополнительный заряд энергии или просто развлечься. Как говорил М. Лернер: «Американец побеждает как человек действия, поэтому он свято верит в действие и ожидает этого действия в кино» [Лернер 1992, 346]. Сюжеты для такой публики большого значения не имеют; гораздо важнее оказывается набор привычных элементов, как то: харизматичный герой, грандиозные спецэффекты, красивые девушки и стильная музыка.

В львиной доле боевиков рассказывается о легендарных личностях, сумевших сделать то, что не доступно обычным людям. У. Д. Варна [Вата 2010, X] Боевики, или экшн-фильмы, создаются для того, чтобы взбудоражить засидевшегося на рабочем месте зрителя. Они эффектны, зрелищны, захватывающи, масштабны и сопровождаются активной — оркестровой или популярной — музыкой. У этого жанра есть очевидное сходство с триллером, а именно: его основная задача заключается в том, чтобы зритель во время просмотра н

Видовые фильмы <...> воспроизводят на экране природные особенности той или иной страны <...>, путешествия, экспедиции. <...> Важнейшее выразительное средство видового фильма — звуковой материал, раскрывающий особенности природы и фауны. И. Воскресенская [Воскресенская 1978, 100] В исследовательской литературе боевики и приключенческое кино принято объединять в одну группу, о чем красноречиво говорят названия таких книг, как «Action/Adventure Films» Р. МакИннеса и «Action an

Криминальный фильм — единственный из голливудских жанров, никогда не выходивший из моды и сохранивший устойчивую популярность с самого рассвета звуковой эры. И с учетом этого тем более удивительно обнаружить, что в академических кругах данному жанру отказывают в существовании. Т. Лейтч [Leitch 2002,

1) Практически все криминальные ленты повествуют о героях, обладающих невероятной харизмой и силой воли, что хорошо иллюстрируют фильмы М. Скорсезе: «Славные парни» (1990, саундтрек компил

Вымышленное и домысливаемое в кино чаще всего сопровождается эффектной симфонической музыкой, и кинопартитуры к таким фильмам нередко обретают самостоятельную жизнь в виде оркестровых сюит или симфоний. Обобщенный термин «фантастика» представляется, однако, несколько неточным, так как пересекается с фантазией как таковой и указывает лишь на то, что сюжет разворачивается в мире, далеком от привычной реальности. Саундтреки к фильмам, действие которых связано с инопланетными цивилизациями и прид

Научная фантастика традиционно была тем жанром, в котором композиторам разрешали идти на эксперименты с необычным звучанием и модернистскими приемами. П. Ларсен [Larsen 2007, 167] Согласно определению М. К. Букера, «к научной фантастике относятся произведения, действие которых разворачивается в воображаемом мире, отличном от нашего, но, с учетом научного прогресса, поддающемся рациональному объяснению» [Booker, Thomas 2009, 4]. Два типа музыкальной парадигмы фантастического кино полностью сф

2.4.2. Фэнтвзи Несмотря на то, что мы способны распознать проявления фэнтези в конкретном фильме, оно имеет тенденцию становиться частью других <...> жанров кинопроизводства. Дж. Уолтере [Walters 2011, 2] Когда кинематограф делал первые шаги, большой популярностью пользовались демонстрации коротких фильмов со всевозможными волшебными сценами; в создании сюжетов такого рода наиболее заметных результатов добился Жорж Мельес. Музыка к его лентам не сохранилась, впоследствии же интерес к в

Появление в том или ином фильме исторического (или псевдоисторического) контекста обязывает к конкретизации музыкального сопровождения. Многие темы таких лент привязаны к описываемому периоду или вызывают определенные семантические ассоциации. При этом, по словам Корганова и Фролова, «момент большей или меньшей условности в музыкальном (да и не только музыкальном) отображении давно минувших дней <...> совершенно неизбежен» [Корганов, Фролов 1964, 254\. Кодификация смысла в саундтреках к

Все герои [фильмов о Вьетнамской войне] независимо от того, где они находятся — в автомобиле или в ресторане — настроены на одну и ту же рок-волну, играющую только музыку семидесятых. А. Харрис [Harris 2001, 76\ «Понятие "военный фильм", — пишет С. Нил, — воспринимается в большинстве случаев однозначно: военные фильмы — это фильмы о военных действиях <...>; необходимым компонентом таких лент являются батальные сцены, которые занимают в них центральное место. В данную категори

Почти любой приключенческий фильм, действие которого происходит в западных штатах, автоматически относится к жанру вестерна. Р. Соболев [Соболев 1975,131] Вестерн — один из самых популярных жанров в США, вошедший в «кинематографический репертуар» после появления в 1903 году двенадцатиминутной картины Э. Портера «Большое ограбление поезда». Сегодня музыка данного жанра ассоциируется в первую очередь с так называемыми спагетти-вестернами, пользовавшимися успехом в итальянском кино шестидесяты

В картине [«Бен-Гур»] участвовало 495 действующих лиц, а также около 50 тысяч статистов, для которых было сшито более 100 тысяч костюмов. Было построено 300 дорогостоящих декораций, воссоздающих Рим и Иудею времен Христа. <...> В сцене гонок на квадригах участвовали 15 тысяч статистов и 82 белых скакуна, специально закупленных в Югославии. И. Звегинцева [Энциклопедия кино США 2007, 20] Музыкальная парадигма эпического кино в отдельных аспектах схожа с популярным сегодня жанром фэнтези,

Глава третья. Музыка кинематографа риторическая система: опыт систематизации США как Хотя аудитория сохраняет индивидуальные вариации вкусов и хотя прогнозировать их изменения невозможно, она все же имеет и общие побуждения и характеристики, которые до какой-то степени действительно дают возможность управлять ею. М. Лернер [Лернер 1992, 274} В 1989 году британский музыковед Филип Тагг выпустил в свет статью «Антропология стереотипов в музыке телевидения» [Тагг, 1989]. В ней он поделился

В звуковом фильме использование классической музыки является крайне нежелательным; к счастью, это общепризнанно, и в наши дни даже к самым скромным документальным фильмам музыка заказывается. Э. Линдгрен [Линдгрен 1956, 149] Звуковой ряд голливудского кинематографа связан с классическим музыкальным искусством прочнее, чем это может показаться на первый взгляд: наряду с опорой на большой симфонический оркестр и позднеромантическую стилистику, кинокомпозиторы нередко заимствуют фрагменты из ак

В результате объединения с ритмом экранного действия классические сочинения перестают функционировать как цитаты из популярных пьес и становятся музыкальным сопровождением к определенным сценам в фильме. Р. Браун (Цит. по: [Gorbman 2006, 5]) При желании из музыки далекого прошлого можно «нарезать» саундтрек к любому фильму, не выплачивая авторских отчислений. Однако сегодня такой подход мало популярен, и появление классики за кадром почти всегда является продуманным ходом. Существует несколь

3.1.2. Исполнение/звучание классической музыки в кадре Вместо того чтобы банально поддерживать или придавать визуальным объектам <...> дополнительные оттенки, классическая музыка выступает на равных правах с видеорядом, помогая аудитории воспринимать другие образы фильма per se, а не в качестве имитации объективной реальности. Р. Браун [Brown 1994, 239-240] Существуют сцены, в которых исполнение классической музыки оправдано ходом повествования; в них она появляется как внутрикадровая.

Классическая музыка в фильме уже не просто взаимодействует с другими кинематографическими элементами — она привносит значительную долю истории, а также искусства, мысли и жизни, ассоциирующихся с ней. Д. Дункан [Duncan 2003, 183] Появление в фильме о Средневековье песен менестрелей и григорианских хоралов оправдано точно так же, как звучание классицистскои музыки в кино с сюжетом из XVIII века. В таких случаях она, наряду с костюмами, помогает во всех деталях воссоздать атмосферу времени. В

Если герои-убийцы любят классическую музыку, литературу и хорошую кухню — это отличает их преступления от повседневного насилия. Т. Фахи [Faliy 2003, 28] Популярный слоган «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я скажу, кто ты» может быть с легкостью отнесен к киногероям. Мы догадываемся, на что способен человек, любящий рэп, джаз, рок или классику, — у каждого из них свое мировоззрение, свой круг общения и свои модели поведения. В большинстве случаев появление академической музыки обусловл

Запомните, если вы станете восторгаться Вагнером, итальянцы пристрелят вас без суда и права на апелляцию. Из кинофильма «Мандолина капитана Корелли» Довольно распространенным приемом голливудского кинематографа является также

введение классики в комические эпизоды. И если первоначальный характер музыкального произведения отличался возвышенностью, серьезностью и даже трагичностью, это нисколько не мешает образованию комического эффекта, напротив — открывает необъятный простор для фантаз

На первой споттинг-сессии я спросил продюсеров: «Как насчет стиля?», и получил ответ: «Бог мой, ну конечно же, стиль должен быть! Э. Бхатия (цит. по: [Bellis 2006,137]) Несмотря на то, что понятие авторского музыкального стиля в американском кино существует, и некоторые кинокомпозиторы всю жизнь работают в узнаваемой манере (к примеру, Филипп Гласе) — музыке большинства успешных кинолент свойственно стилевое разнообразие. «Крупная кинопартитура представляет собой не более чем последовательно

3.2.1. «Нео»-стилистика: неоренессанс, необарокко, неоклассицизм, неоромантизм Как в новых бутылках чаще всего содержится старое вино, так ив <...> новой формуле — отзвуки старых рецептов. Е. Теплиц [Теплиц 1966, 7 7] Если кинокомпозитор не цитирует классику, а обращается к стилю прошлого, пытаясь его скопировать — так или иначе, образуется «нео»-стилистика. Цели, которые преследует при этом автор, не обязательно связаны с эпохой, в которую разворачивается действие фильма. Когда

«Джазовые» фильмы на самом деле не о джазе. <...> В первую очередь они о расовых отношениях, сексуальности и зрелищах. К. Габбард [Gabbard 1996, 1] Джазовая и блюзовая стилистика — неотъемлемая часть голливудской киноэстетики. И если в киномюзиклах и мультфильмах «Золотого века» Голливуда такая музыка зачастую определяла характер всей кинопартитуры, то в современных драмах она может появиться в одной-двух сценах. В ранние годы развития кинематографа существовала мода на

введение

Ограниченные стереотипы, действующие в кино, на радио и телевидении, отражают страх потерять часть аудитории, не угадав ее потребностей М Лернер [Лернер 1992. 274] В 1966 году саундтрек к британскому фильму «The Beatles: Вечер трудного дня» (1964) — в котором сюжет второстепенен и воспринимается как череда интермедий между песнями — принес два миллиона долларов прибыли, что подтолкнуло американских продюсеров к насыщению кино легкой музыкой. Одна из ключевых картин, после появления которой «

Иногда бюджет фильма настолько ограничен, что съемки сцены, происходящей в Мексике, приходится осуществлять в Голливуде с использованием напоминающих Мексику декораций. И если композитор использует в этом фильме музыку мексиканских марьячи — это создаст ощущение, что сцена на самом деле была снята в Мексике. Л. М. Тимм [Timm 2003, 7] Голливуд — мультинациональное явление, и уже одно это дает его деятелям повод для обращения к музыке разных народностей. Одновременно Штатам присуще стремление

Будучи исполнены в Карнеги-холл в качестве абсолютной музыки, хиндемитовские секундовые контрапункты сопровождаются довольно прохладным приемом со стороны музыкально неподготовленной аудитории, но хиндемитовские же гармонии в сцене дуэли на экране — к примеру, в фильме «Разбойник и королева», — воспринимаются с большим эмоциональным откликом. Дж. Вьежбицки [Wierzbicki2009, 153] Как уже было сказано, музыка в коммерческом кино опирается прежде всего на достижения эпохи романтизма; при этом он

Голливудское кино наполнено всевозможными символами, которым — с целью упрощения их усвоения и интерпретации — нередко сопутствуют музыкальные «дубли». В основном, это олицетворение нематериальных ценностей, иногда — назидательных истин. Музыкальные клише, связанные с подобными, легко выявляемыми на слух топосами, встречаются в фильмах достаточно часто, чтобы войти в словарь привычных средств кинокомпозитора. Наиболее узнаваемые среди таких топосов — фанфара, как символ государственности, и х

Кинематограф унифицирует идеологические стереотипы <...>, что означает экспансию голливудских моделей. А. Дорошевич [Дорошевич 1982, 97] Фанфара как жанр имеет достаточно длительную и насыщенную событиями историю; ее отличительной особенностью является то, что она звучала только в знаменательные, величественные, торжественные дни и в большинстве случаев исполнялась на открытом воздухе. Первоначально фанфара понималась исключительно как короткий сигнальный клич, основывающийся на трезву

Излюбленным приемом голливудских композиторов при описании религиозных сцен стал хор, поющий без слов Л М Тимм [Timm 2003, 6] Одним из наиболее распространенных мотивов голливудского кино является попытка «поговорить» с Богом, найти защиту у высших сфер или обрести прощение. Молится и президент Никсон («Никсон», 1995, реж. О. Стоун, комп. Дж. Уильяме), и простые фермеры перед началом трапезы («Поезд на Юму»), и горожане при столкновении с опасностью («Мгла», 2007; реж. Ф. Дарабонт, комп. М.

Спокойная, тихая любовь должна быть выражена консонирующими гармониями, нежной, приятной светлой мелодией в равномерном ритмическом движении. <...> Ненависть, противоположная любви, должна быть представлена неприятной, грубой гармонией и неразмеренной мелодией. <...> Радость, высокая степень чувственного удовольствия, требует быстрых движений и торжественной мелодии, в которой преобладают большие интервалы и консонирующие гармонии. <...> Гнев, который есть сильная обида на п

Музыка в кино развивается параллельно видеоряду, который на уровне теории может быть представлен как своего рода "супер-либретто" для музыки. Д. Ноймайер [Film Music: Critical Approaches 2001, 19] Формирование музыкального стиля современного «большого кино» в США связано с постепенным удалением от камерного джазового звучания, доминировавшего на экране на протяжении шестидесятых и начала семидесятых годов XX века. В итоге одним из важнейших рычагов управления вниманием зрителя стал

Сегодня многих людей с оркестровой музыкой знакомят не Бетховен, и не Моцарт, а Джон Уильяме. Дж. Дистлер [Distler 2012, 299] «Звездные войны» — один из величайших мифов нашего времени. М. С. Хендерсон [Henderson 1997, 3] Дж. Уильяме родился в 1932 году в Нью-Йорке в семье джазового барабанщика; несмотря на преклонный возраст, он продолжает активно работать как над новыми фильмами, так и над академической музыкой. Получив классическое образование в Джульярдекой школе (по классу фортепиано у

Киномузыка — это искусство, требующее гораздо большего, чем просто умения сочинять хорошую музыку. Д. Белл [Bell 1994, 13] В 2001 году в прокат вышли одновременно первый фильм трилогии «Властелин колец» и первая часть «Гарри Поттера» с музыкой Уильямса: таким образом, Шор волей-неволей вступил в соревнование с титулованным мэтром киномузыки. Как нам представляется, «Властелин» вышел из этого состязания победителем, чему способствовала незыблемость состава творческой команды во главе с режиссе