Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26753

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Диссертационная работа посвящена исследованию гармонии С В . Рахманинова, ее сущностных сторон, рассматриваемых в семантическом аспекте. Как известно, в отечественном музыкознании существует целый ряд исследований, посвященных гармонии зарубежных и русских композиторов (в частности, гармонии И.С. Баха [233], Бетховена [14], Мусоргского [188], Чайковского [166], Прокофьева [197]), изданы почти дорастающие до уровня монографий развернутые статьи по гармонии Римского-Корсакова, Шостаковича, Свир

Заключение, библиография, нотное приложение. Терминологический аппарат, отражающий проблемы музыкальной семантики: Термин семантика применяется как обобщенное выражение комплекса значений, связывающих музыкальные знаки с внемузыкальными явлениями, а также с другими музыкальными знаками. Любой языковой компонент, в том числе и элемент звуковысотнои структуры, не может иметь одного «раз и навсегда» закрепленного значения, в то же время может иметь некую инвариантную составляющую или генетическу

Глава I Гармонические микроструктуры Гармония, понимаемая широко, как качество согласованности, стройности многоуровневой структуры всей звуковысотной сферы сочинения, вбирает в себя, как известно, ладозвукорядный, аккордовый материал, логику соотношения аккордов, тональную составляющую. Все эти компоненты организованы отношениями иерархии и образуют систему нескольких структурных уровней, которые обобщенно макроуровень. Микроуровень предполагает функционирование элементарных единиц гармонии

В музыке западноевропейского романтизма, в отечественной музыке XIX - начала XX века особенно ярко и многогранно проявилась тенденция к обнаружению в музыкальном языке индивидуально выраженной экспрессии, чувственной конкретности и детализации. На микроуровне гармонии эта тенденция обозначилась, в частности, в «новом ощущении аккорда» [205, 225], в 26 стремлении «пережить полноту выразительности отдельной гармонии» [там же], выявить самоценность отдельной звучности. Одна из примет гармонии эт

Среди составляющих семантики гармонических структур - ладозвукорядный материал, который, как известно, в эпоху романтизма значительно пополняется элементами ладов «модального типа» [термин заимствован у Ю. Н. Холопова]. Подобное обогащение - одна из форм индивидуализации тональной структуры, приводящая к расширению границ тональности, пополнению ее ступенного и аккордового состава. В ряду таких структур, с одной стороны, - диатонические лады и разного рода их смешения, гемиольные и близкий к

Репрезентантами семантической составляющей гармонии микроуровня являются гармонические формулы фазы экспонирования (а также предэкспозиционных, вступительных построений, «альтернативного» экспонирования). В любой структуре соотносятся языковой и речевой аспекты. Это, с одной стороны, воссоздание «общеизвестного», устоявшегося, имеющего значение нормы, то есть относящегося к области языка, и, с другой стороны, придание ему качеств индивидуального, неповторимого, своеобразного, характерного име

Глава II. Гармонические макроструктуры Макроуровень в условиях тонально-функциональной организации ткани может исследоваться как актуализация титульной тональности (термин, применяемый Е.В. Назайкинским), понимаемой не столько как «высотное положение тоники», сколько как «метафора» смысла, носитель спектра семантических значений; не менее важна логика ее соотношения с инотональными участками в структуре целого - уровень, внутренне иерархичный (тональная структура соотношения частей, малые т

Семантический спектр титульной тональности произведения (как и звуковысотных структур микроуровня) определяется целым рядом критериев. Как отмечает Е. В. Назайкинский, «описания фонического облика тона, созвучия, тональности всегда оказываются приблизительными и апеллируют к образным аналогиям, метафорам, синестетическим характеристикам... Так семантика тональности опирается на фонические свойства регистра, тембровое своеобразие предпочитаемой инструментовки и функциональный потенциал наиболе

Устойчивые, повторяемые структуры и их индивидуальное решение обнаруживаются на уровне тональных планов, компонента макроуровня гармонии в произведении. Тональная структура определяется исследователями как «совокупность определенным образом организованных тональных связей, взятых в их развитии» [200, 89]. Специфика обращения к этому уровню в рассмотрении не отдельных деталей звуковысотной организации, а соот172 ношения между удаленными друг от друга элементами гармонии макроуровня и семант