Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Сольная клавирная генерал-бас-фуга эпохи барокко : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26745

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

«Что есть генерал-бас? Не что иное, как оцифрованные басовые ноты, которые указывают на полнозвучную гармонию и согласно которым на клавире (или на другом инструменте) извлекаются полные аккорды для поддержки и сопровождения слаженной игры остальных участников ансамбля». И. Маттезон Можно не сомневаться, что многие современные музыканты ответят на вопрос, адресованный И. Маттезоном читателям его «Малой школы генералбаса» (1734), аналогичным образом. И в этом нет ничего удивительного. Доступн

Сегодня трудно сказать определенно, кому первому пришла в голову мысль записать все вступления темы фуги на единственном нотоносце, а гармоническое содержание противосложений обозначить цифровкой. Скорее всего, эта идея исходила от итальянских музыкантов, которым принадлежит слава изобретателей генерал-баса . Очевидно, из Италии, занимавшей на протяжении XVII века ведущее место в развитии западноевропейского музыкального искусства, практика генерал-бас-фуги распространилась в другие страны Ев

1.1. Из истории бытования генерал-бас-фуги ских сочинений a capella. Basso seguente (буквально: «идущий вслед») — специально составленный инструментальный голос (чаще всего для органа), в котором сводились в непрерывную линию все партии композиции, оказывавшиеся в каждый момент нижними2. Основой для basso seguente служил вокальный бас, но когда он паузировал, то инструментальный бас следовал за тенором и т. д. (Катунян 1997, 67). Синтаксически асинхронное развёртывание солирующих голосов (с

Авторитетный историк отечественной культуры, источниковед, библиограф и архивист И. Ф. Петровская, перечисляя неотъемлемые условия подлинно научного исследования, заметила следующее: «Главное при изучении любого явления (процесса, события, персоны) — максимум фактов из истории его существования <...> Необходимый максимум фактов должен быть подтвержден достоверными историческими источниками <...> Необходимо разыскивать источники о максимуме фактов, относящихся к теме исследования,

Востребованность генерал-бас-фуги в различных сферах деятельности музыканта эпохи барокко вызывала к жизни разнообразные формы воплощения её художественного замысла. В деятельности церковного органиста огромную роль играли навыки устного, импровизационного высказывания. В учебной практике преобладали письменные формы, связанные с вариантами «эскизной», конспективной нотации. В рамках любительского музицирования чаще всего функционировали тексты с полностью выписанной фактурой. Письменные и ус

В сознании современного академического музыканта генерал-бас и фуга справедливо ассоциируются с разными типами музыкального мышления и разными традициями нотации. В генерал-басе — явлении гармоническом — вертикаль выстраивается вверх от заданного голоса (баса), фиксируемого на одном нотоносце. В фуге — явлении полифоническом — музыкальная ткань складывается из двух или более мелодий, каждая из которых записывается как автономный голос, иногда на индивидуальной строке партитуры. Более того, «г

К концу XVII века фуга прошла уже достаточно длинный путь в своём развитии и в понимании многих музыкантов представляла собой не просто полифонический приём экспонирования музыкального материала, а самостоятельное, законченное сочинение, обладавшее своими выразительными возможностями. Неслучайно в определениях фуги конца XVII - начала XVIII века появляется важное уточнение: «искусная пьеса» («kiinstlich Stuck», «ktinstlich Stucke») . К сожалению, старинные авторы не оставили разъяснений о том

2.4. Partimento-фуга. или генерал-бас-фуга? К вопросу 0 терминологии «Терминологическая неясность для науки все равно, что туман для мореплавания; она тем более опасна, что обычно в ней вовсе не отдают себе отчета» (Шухардт 1922; цит. по: Лотте 1961,19) . Зарубежные, а вслед за ними и некоторые отечественные исследователи определяют фугу, восходящую по своей природе к генерал-басу, термином partimento-fyyra. {partimento fugue) . Хотя данный термин уже прочно вошёл в мировой научный обиход, м

Практика игры по цифрованному басу, процветавшая в XVIII веке даже среди музыкантов-любителей, в эстетически новых условиях XIX века оказалась мало востребованной и постепенно сошла на нет. На пороге XX века Г. Риман не без сожаления писал о генерал-басе в своём «Музыкальном словаре» (1896) как об утраченном искусстве: «Игра по генералбасу была искусством, требовавшим основательного знакомства с техникой музыкального сочинения; указанные цифрами аккорды соединялись по правилам голосоведения,

Как это ни странно, но в обширной современной литературе по генералбасу практически не уделяется внимание начальному этапу его обучения; От перечисления сигнатур и объяснения их значения исследователи обычно еразу переходят к вопросам фактурного оформления реализации". О том же, как теоретические сведения о сигнатурах переводились в практические навыки их беглого чтения, ничего не говорится. Навык спонтанного исполнения фуги может пригодиться и в условиях концертной практики. Например, в

Второй этап обучения игре по цифрованному басу заключался в овладении искусством «вариирования» аккордовой фактуры (говоря современным языком, искусством фигурационной отделки гармонической вертикали). По своей сути данный этап школы генерал-баса смыкался с искусством «compo­ sition extemporanea» («импровизационного сочинения»). Путь от реализации цифрованного баса к созданию художественного сочинения описан во многих источниках первой половины XVIII века. Однако, по мнению Дж. Лестера, никто

Успех любого учебного процесса зависит не только способностей ученика, но в немалой степени и от используемой методики, то есть от конкретных приёмов и форм работы, а также их последовательности. К сожалению, эта сторона методики обучения генерал-басу практически не получила отражения в старинных трактатах, очевидно, передаваясь изустно. Между тем, потребность в этих знаниях ощущается сегодня особенно остро, поскольку число желающих овладеть техникой игры по цифрованному басу с каждым днём ли

На взгляд современного музыканта зашифрованные образцы генералбас-фуги могут показаться остроумными кунштюками, фиксирующими многоголосную имитационную фактуру на одном нотоносце. Хотя в отношении некоторых образцов (например, Генделя) это определение и будет справедливо, подобное остроумие вовсе не являлось самоцелью их создателей. Для музыкантов эпохи барокко генерал-бас-фуга, впервые появлявшаяся на их профессиональном пути как ответственное испытание, венчавшее собой курс генерал-баса, бы

Описывая всё многообразие дошедших до нас трактатов и руководств по генерал-басу, Дж. Лестер, авторитетный зарубежный специалист в области теории музыки XVIII века, отмечает: «Практики генерал-баса менялись от поколения к поколению, от региона к региону. Различия включают гармонии [аккорды], подразумеваемые данной нотацией, строгость голосоведения, вольности, предоставляемые исполнителю, рекомендуемую фигурацию, виды используемых диссонансов и т. д. Некоторые различия между трактатами отражаю

В ряде случаев достижение аутентичной реализации генерал-баса не составляет особого труда. Некоторые барочные мастера сами заботились об адекватном прочтении своих сочинений, снабжая их необходимыми наставлениями в исполнении цифрованного баса. Такие приложения к нотному тексту служат надёжным ключом к реализации. Учесть вкусы и предпочтения конкретного композитора в расшифровке генерал-баса можно и в том случае, если автор музыкального произведения одновременно является автором трактата или

Техника реализации генерал-баса в условиях гомофонной фактуры представлена в немецких теоретических трудах достаточно подробно. Что же касается реализации генерал-бас-фуги (то есть имитационной фактуры), то каких-либо специальных рекомендаций обнаружить не удалось. Те комментарии, которые сопровождают образцы генерал-бас-фуги в трактатах Шпеера, Нидта и Хайнихена, немногочисленны и в основном касаются особенностей записи или исполнения генерал-бас-фуги, а не её реализации. К счастью, до нас д

4.3. Из опыта современных музыкантов Вернёмся вновь к «L'A.B.C. Musical» Кирхгофа. Автору настоящей диссертации стали доступны три варианта реализации фуги C-dur из данного 236

Глава 4. Генерал-бас-фуга: вопросы расшифровки сборника, выполненные представителями разных поколений и научных школ. Два варианта принадлежат уже признанным в области барочного музыкального искусства специалистам — канадскому музыковеду У. Ренвику {нот. прил.

23) 6 и отечественному музыковеду А. П. Милке {