Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Семантика музыкального языка : конвенции, традиции, интерпретации : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26691

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Музыкальная семантика как научный объект стала вызывать активный интерес ученых в XX столетии в связи с поворотом музыкальной науки от технологии сочинения музыки к феномену восприятия, «понимания» музыки. Самые разные повороты отличали исторический процесс постижения механизма трансляции музыкой смысла, содержательного воздействия ее на человека. Обзором методологических оснований исследования музыкального значения могут быть наблюдения за рождением и эволюцией понятия музыкального языка и е

Сегодня выражение «музыкальный язык» как будто легитимно существует в научном и практическом обиходе, оттеснив, а точнее, все еще медленно оттесняя традиционные понятия типа «выразительные средства музыки», «техника письма», «композиторские приемы». В аналитическом музыковедческом аппарате все чаще фигурируют лингвистические и семиотические понятия и термины (текст, лексика, знак, синтагматика и парадигматика и т. п.), складывается тенденция к осознанию сложной иерархической системы средств м

Разнообразная литература о музыкальном языке к концу века оказывается обширной. В самом общем плане ее можно сгруппировать вокруг двух кардинальных вопросов: как музыка связывает человека с миром и как складывается система ее ресурсов. Первый вопрос интересует философию, эстетику, психологию, второй - музыкознание (в исследовании «новой» музыки модернизма, авангардизма), отчасти новую науку - кибернетику. Особое место здесь принадлежит композиторам, принимающим самое активное участие в обсужд

1.3. Некоторые метаморфозы понятия музыкального языка в философии и эстетике XX в. Теоретические представления о языке музыки на Западе складываются в постоянной конфронтации трактовок природы музыки. Вопрос ставится следующим образом: музыка - язык и музыка - не язык. Традиционный теоретический интерес к технике письма, системе средств, внутреннему строе36 нию системы средств (сильно обновленной в XX в.) неизбежно, так или иначе, связывается с этим вопросом в русле философско-эстетически

С самого начала проникновение в науку о музыке идей, терминов, методов семиотики было связано с двумя группами вопросов: природы музыкального значения и структуры значащей единицы музыкального языка. В одной из первых отечественных статей семиотической ориентации (еще в конце 60-х гг.) Ю. Кон утверждает, что «музыка не служит всеобщим и необходимым средством общения между людьми», что не мешает ей иметь коммуникативную природу, а ее элементам быть знаками [Кон, 1967, с. 97]. Далеко не все отн

Отечественному музыкознанию (с тех пор, как оно сложилось в научную дисциплину) с его прочными традициями содержательной интерпретации музыки проблемы музыкального значения были близки всегда. На разных этапах развития науки они рассматривались в разных ракурсах - как выразительный потенциал средств музыки, как интонационный строй и словарь эпохи, как стилевая интонация, как способность музыкальных знаков к пусть специфической, но коннотации. Естественно возникали проблемы музыкаль56 ной сема

1.6. Общие вопросы музыкальной семантики в традиционных исследованиях Позиции различных научных дисциплин в истолковании феномена музыкального языка, освещенные в предыдущих параграфах, показали, насколько нелегко и непросто проступали контуры методологических подходов к его объяснению и описанию. Необходимость дефиниций того, что можно было бы определенно назвать «лексическим» составом музыкально-языковой системы, очень трудно реализовывалось науками - особенно в целях анализа. Коммуникативн

Глава 2. Теоретические концепции музыкальной семантики Когда освещены некоторые важные вехи истории становления понятия «музыкальный язык» и различные опыты создания его теории, становится совершенно очевидным, что теоретические исследования музыкального языка и семантики, на самом деле, нерасчленимы, одно закономерно вытекает из другого, если угол зрения - не создание музыки, а восприятие. Но в этой плоскости понятие семантики тесно связано с представлениями о ее неуловимости, релятивности,

Краткий очерк истории музыкальной психологии в XX в. поможет продемонстрировать, как эта научная область сомкнулась с теоретическими идеями музыкального языка и оказалась самой плодотворной концепцией для развития теории музыкальной семантики. Исследования восприятия музыки велись достаточно интенсивно, особенно, во второй половине XX в. в разных направлениях психологии, в том числе на стыках научных дисциплин. В России эти традиции идут от С. Беляевой-Экземплярской, Е. Мальцевой, Б. Теплова,

В традиционном музыковедении научные объекты являют собой не просто множество, а систему функциональных отношений и соответствий (достаточно жесткой структуры) с миром, реальностью общества и культуры . Революция, произведенная теорией информации в материальной сфере Б. Асафьев вслушивался своим культивированным романтическим слухом в мир «олитературенной» музыки - музыки «сюжетов» и «программ». Поэтому он рассматривал музыкальное понимание-переживание как расшифровку интонационно-пластически

Для начала стоит пояснить постановку вопроса и прокомментировать оба понятия - «бытовая музыка» и «семантический тезаурус эпохи». У теоретического музыкознания этот материал в силу своей простоты, элементарности средств и техники композиции не вызывает исследовательского энтузиазма. И это отчасти справедливо: гармония, фактура, синтаксис, формы в бытовых жанрах всегда подчинены упрощенным схемам, бесконечно тиражируются. Бытовая музыка любой эпохи всегда вращается в поле стереотипа, и удовлет

Если представление о музыкальном языке начало укореняться в научном и обиходном музыкантском сознании уже где-то к началу 90-х гг. XX в., то индивидуальность и субъективность контакта человека с музыкой была (да и пока еще остается в определенной мере) камнем преткновения для проникновения в среду музыкальных смыслов. Исследования многозначности художественных языков и, в первую очередь, языка литературы и поэзии, музыкознание практически не ассимилирует. В то время как филологи очень серьезн