Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2013

Номер работы: 26668

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

§1. Майер-старший Биография Карла (Шарля) Иогана Майера (Mayer, Meyer) - яркого представителя фортепианной культуры Петербурга 1820-1840-х годов XIX века, до сих пор практически не исследована. Зарубежные энциклопедии дают о музыканте самые общие и не всегда точные сведения 7 . Петербургский же период жизни Майера в справочной литературе вообще не освещен. Из иностранных источников известно, что Карл Майер родился 21 марта 1799 года в Кенигсберге и в раннем возрасте («вскоре после рождения»)

Мать Карла Майера, пианистка, была дочерью Левека» «скрипача-виртуоза и, по-видимому, унаследовала музыкальный дар от своего отца. Женщина-исполнитель для начала XIX века - явление сравнительно редкое и необычное. Обратимся к некоторым моментам её биографии. В цитированном письме кларнетиста Шереметеву фрау Майер Майера к графу Николаю мужем как Петровичу охарактеризована талантливая пианистка (см. письмо от 30 октября 1798 года). Известно, что уже через год после переезда в Петербург,

Карл Майер попал в Россию в младенчестве. Некоторые подробности первых петербургских лет жизни пианиста удалось восстановить по разным источникам. Известно, что пятилетний Карл «оказывал необыкновенныя способности к музыке, не зная нот, он играл почти все по слуху» . Мать-пианистка давала сыну первые уроки игры на фортепиано, а затем передала его Дж. Фильду. Год начала занятий Майера с Фильдом остается невыясненным. Сложности возникают из-за разночтений в датировках в биографии самого Дж. Ф

Вернувшись в Россию в 1819 году, Майер прочно обосновался в Петербурге. Здесь начался блистательный период его творческой деятельности, «расцвет как преподавателя игры на фортепиано и как исполнителя-виртуоза»149. Из-за недоступности источников, информация о выступлениях Майера в российской столице в 1819 и 1820 годах довольно скудная (см. Приложение I). Между тем очевидно, что в этот период музыкант вел интенсивную концертную деятельность. О Майере с восторгом писали критики, его имя не схо

Информация о последнем периоде жизни Майера в справочной литературе практически отсутствует. 00f\ В большинстве энциклопедий упомянуто, что, покинув российскую столицу, Майер начал своё второе крупное гастрольное турне , через Стокгольм и Копенгаген - в Гамбург, Лейпциг и Вену, которое «вновь принесло ему славу и почет»227, а затем поселился в Дрездене. Недостающую фактологию, касающуюся Второго концертного тура музыканта, нам удалось восстановить, опираясь, в основном, на два источника.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К. МАНЕРА Большинство энциклопедий указывают на то, что с 1819 года Майер, несмотря на молодость, вел в Петербурге успешную преподавательскую работу. Этот факт подтверждают и другие источники: периодическая печать и мемуары современников. «Одаренный отличным музыкальным талантом и изящным вкусом, Г. Мейер посвятил себя преподаванию уроков на фортепиане, и, удостоенный внимания высшего Петербургского общества, образовал отличных музыкантов. <...> Отл

ГЛАВА I. СОЧИНЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА ( 1 8 2 0 1830-х ГОДОВ) К. Майер - ведущий пианист, один из первых композиторов-виртуозов российской столицы, сочинял в соответствии с запросами концертного клавирного репертуара своего времени. «Г-н Мейер избрал путь решительный: он посвятил себя концертной музыке и достиг своей цели» 345 , - отмечал Трилунный346 в 1831 году. Среди фортепианных опусов музыканта: концерты и концертные Allegro (op. 51, 60, 70, 89), вариации (op. 30, 31 А, 32, 33, 40,

Значительное место в творческом наследии Майера в петербургский период занимали вариации и концерты. Именно в этих жанрах ярко проявились композиторские и исполнительские тенденции, характерные для фортепианной музыки 1820-1840-х годов. Вариации были распространены в русской и европейской фортепианной культуре в конце XVIII и первых десятилетиях XIX века. А. Д. Алексеев называл их типичные «творческой русской лабораторией, где фортепианной постепенно образы складывались и средства для музык

ГЛАВА II. КОНЦЕРТЫ Пианист-виртуоз Майер создавал сочинения преимущественно для фортепиано соло, однако искусством создания оркестровых партитур он, несомненно, владел. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории хранятся ноты «Интродукции для оркестра» D-dur (Maestoso - Allegro ma поп troppo - Piu mosso - Piu mosso) - единственного из выявленных нами сочинений Майера, написанного для оркестрового состава без солирующего инструмента. Дату и место публикации установить невозможно, так как

Один из ведущих пианистов Петербурга 1820-1840-х годов, Карл Майер часто включал в программы Ф. Риса своих (26 выступлений 1823 концерты , Д. композиторов-современников: марта года) Штейбельта (3 марта 1824 года469, 20 февраля 1828 года 470 ), И. Н. Гуммеля (8 марта 1822 года 471 , 1 апреля 1823 года 472 ), Ф. Мендельсона (7 апреля 1837 года473, 23 февраля 474 и 2 марта475 1838 года, 23 февраля 1844 года 476 ), Ф. Калькбреннера (23 февраля 1825 года) Г. Герца (5 марта 1835 года)479. В п

Покидая Петербург, Майер написал свой последний концерт D-dur, имевший программный подзаголовок «Симфонический». «Концерт для фортепиано, составленный и исполненный Г. Карлом Майером» впервые прозвучал 14 марта 1845 года в зале г-жи Энгельгардт533. Сочинение было сыграно повторно на этой же сцене 22 марта 1845 года, на заключительном авторском концерте Майера в российской столице (в афишах обозначено как «последний большой Концерт для фортепиано (D-dur)»)534. Скорее всего, сое Майер создал к

Концерт состоит из трех частей (Allegro ma поп troppo lento - Andante quasi allegretto Allegro). Тональный план основан на терцовом сопоставлении тональностей: D-dur - F-dur - D-dur566. См.: Engel Н. Die Entwicklung. S. 225. Шуман P. OMM. T. 2 A. С 146. 565 Там же. С. 147. 566 Аналогичный тональный план - у Л. Бетховена в концерте № 3 (ор. 37, 1800): c-moll - E-dur - c-moll (Сdur); впоследствии - у С. Рахманинова в концерте для фортепиано с оркестром № 2 (ор. 18, 1900): c-moll - Еdur - c-mo

Переложение «Симфонического концерта» для одного рояля выявляет находки Майера в области приемов фортепианного изложения, его открытия в сфере звуковых возможностей инструмента; оно также дает представление о том, как композитор претворял пианистические достижения 1840-х годов. Главная особенность сочинения в интенсивной виртуозной разработке фортепианной партии. По сравнению с вариационными циклами 1830-х годов, в концерте Майер испытывает новые масштабы фортепианного письма, приближает фо

В первой половине XIX века композиторы создавали большое количество «экзерсисов» (exercice, exercizio), «этюдов» (etude, study, Studie, Etude, Studio) или «прелюдий» (prelude, Praludium). Обозначение перечисленных жанров у Майера, как и у многих его современников, было достаточно условным , поэтому в настоящем исследовании мы будем использовать определения «этюд» и «экзерсис» как синонимы. Сегодня этюды Майера практически забыты. В известной нам исследовательской литературе они почти не осве

§ 2. «Новая школа беглости» ор. 168 - сочинение европейского периода Рассмотрим некоторые особенности жанра этюда, обратившись к «Новой школе беглости» op. 168 , созданной Майером в европейский период. Маловероятно, что этюды из этого сборника входили в программы концертных выступлений музыканта. В отличие от концертных вариаций 1830-х годов и концертов они, скорее всего, относились к «педагогическому репертуару». Сочинение отражает итоги композиторских и исполнительских поисков музыканта 185

ГЛАВА IV. К. МАЙЕР И ВИРТУОЗНЫЙ СТИЛЬ В ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЕ 1820-1840-х ГОДОВ

С исполнительской культурой 1820-1840-х годов тесно связаны понятия «блестящий» (brillante) и «бравурный» (bravour) . Композиторывиртуозы активно включали «brillante» и «bravour» в названия музыкальных пьес и применяли их, наряду с другими ремарками, в нотном тексте сочинений. Музыкальные критики нередко использовали эти определения в качестве «инструмента» для анализа. Brillantes Spiel была яркой приметой пианизма указанного времени и требует отдельной характеристики. Современные музыковеды

Большое количество гаммообразных и аккордовых пассажей (арпеджио), наполняющих сочинения Майера, требует от исполнителя владения многообразными видами туше. Необходимость применения того или иного приема звукоизвлечения нередко определяется соответствующей ремаркой в нотном тексте. У Майера наиболее часто встречаются указания «brillante», «leggiero» и «legato». Остановимся на них подробнее. «Brillante» Ремарка «brillante» у Майера используется преимущественно в вариационных циклах 1830-х год