Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Репрезентации власти в культуре раннего Средневековья : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01

Год: 2013

Номер работы: 27534

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Диссертационное исследование посвящено выявлению способов репрезентации концепта власть в иконографических и историографических текстах раннего Средневековья. Репрезентация понимается как знаковый процесс, в ходе которого происходит «представление одного в другом и посредством другого» . При этом значимая роль отводится контексту происходящего (дискурсу), задающему определенную точку зрения для отображения и интерпретации. Процесс репрезентации, как представления и отображения фактов мира в з

Говорить о невыраженном содержании — нонсенс. Ю.М. Лотман. Репрезентация, как процесс, лежащий в основании различного рода картин действительности (в том числе, представлений об ушедших эпохах), к концу XX - началу XXI в. становится исследовательским предметом целого ряда гуманитарных наук. К изучению репрезентаций антропология, обращены семиотика, культурология, философия, философская психология, теоретическая лингвистика. Любая репрезентация (отображение) возникает в связи с субъектом (

1.1. Лингвоцентрнзм культуры XX века: поворот к репрезентациям Прежде чем перейти к описанию репрезентации и форм её эволюции в европейской культуре, следует кратко охарактеризовать то состояние науки и культуры, которое способствовало переносу лингвистических, по своей природе, терминов и понятий в широкий круг гуманитарных исследований. Традиционно этот перенос именуется «лингвистическим поворотом» (Р. Рорти). В XX веке язык перестал быть темой сугубо лингвистических исследований, его метаф

До сих пор мы проводили сугубо терминологическую работу, рассматривая различные подходы к пониманию сущности самого понятия репрезентации. В последующих параграфах будет представлена систематизация способов и результатов изучения репрезентаций в целом ряде гуманитарных наук. Мы считаем такой обзор необходимым, поскольку каждая из дисциплин определяет свои «акценты» в подходе к репрезентации. Особое внимание мы уделим пониманию репрезентаций в историографии, поскольку это имеет непосредствен

Семиотика и лингвистика, в отличие от философии, обращаются, в большей степени, не к обоснованию «приоритета выражения над священные основы ее права на власть и сущностью», а к анализу

а) механизма репрезентации (теории актуализации);

б) языковой / текстовой формы репрезентаций. В основе процесса коммуникации лежит отображение мира в знаках Там ж е .

- С . ПО. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания.

- М., 1995. Как отм

Тот же подход к репрезентациям как текстам характерен и для современной историографии. Здесь понятие репрезентации было введено англоязычными философами Р. Коллингвудом50 и X. Уайтом5 , а далее оно Лосев А.Ф. Диалектика мифа.

- М., 2008. «Мифическая действительность есть подлинная реальная действительность, не метафорическая, не иносказательная, но совершенно самостоятельная, доподлинная, которую нужно понимать так, как она есть, совершенно наивно и буквально» - с. 69; «несмотря на свою

1.5. Выводы по главе I Первая

глава нашего диссертационного исследования была посвящена решению следующих вопросов:

- теоретические проблемы понятия репрезентация, а также различные его интерпретации в гуманитарных дисциплинах;

- осмысление концепта власть в интеллектуальной истории Европы;

- проблемы, связанные с отображением абстрактного концепта; Как мы могли убедиться, философия, литературоведение, историография и психология активно используют понятие репрезентаци

Одной из наиболее социально значимых проблем, изучаемых историей, является проблема власти. Этот концепт выступает предметом интереса историков, философов, семиотиков на протяжении всей интеллектуальной истории человечества. Однако власть, дабы она осознавалась всеми членами общества, должна быть выражена не только в юридических текстах и собственно регулирующих действиях («насильственных» формах), но и знаково в различных текстах культуры. Это необходимо для актуализации самой идеи власти.

Анализ способов репрезентации власти в исторических источниках и текстах культуры должен предваряться обзором представлений о власти в интеллектуальной истории Европы. Несмотря на свою очевидную для любой эпохи актуальность, феномен власти до сих пор остается малоизученным. Власть может изучаться исключительно в междисциплинарном контексте, поскольку, определяя её, мы неизбежно выходим на проблемы общества, индивида, языка, культуры и др. Каждая наука рассматривает проблему власти со своей т

Поскольку перед нами стоит задача анализа средневекового понимания и выражения власти, нам необходимо показать те этапы, через которые само понятие власть прошло в интеллектуальной истории Европы. Говоря о средних веках, нельзя не упомянуть о той эпохе, в обособлении от которой формировался индивидуальность Средневековья - то есть, об Античности. Несмотря на разрыв с предшествующей культурной традицией, известный в историографии как период «темных веков», Средневековье многое заимствовало из

По ходу дальнейшей истории понятие власть претерпело немало изменений. Пройдя от абсолютных монархий к возрождению практически государственную важность. И даже регулярная клизма оказывается не чужда «причастности к Сапронов П.А. Власть: прошлое и будущее.

- М., 2008.

- С. 77. Там же.

- С. 90. 45 античной причастности каждого человека-гражданина к власти и государственности, к XX веку потестарные отношения вновь замыкаются на фигуре правителя-тирана. Печально известн

Как отмечает В. Бочаров, интерес к внутренним механизмам функционирования власти появился у европейцев лишь в XIX веке. Тогда колонисты были вынуждены осмыслять ранее неизвестные им политические формы и искать параллели (внутренние) с собственным обществом . Здесь мы, однако, позволим себе не согласиться с профессором В. Бочаровым. Нам представляется вполне уместным и корректным проводить параллели также Бочаров В.В. Политическая антропология // Антропология власти. Хрестоматия по политичес

Изучение феномена власти всегда оказывается на стыке различных наук, что существенно затрудняет попытку дать какую бы то ни было исчерпывающую дефиницию данному понятию. В связи с этим представляется более перспективным сосредоточить внимание не на тех определениях, которые авторы дают власти в своих работах, а на способе актуализации власти в интеллектуальной истории человечества (функции власти, формы власти, восприятие власти). В самом широком смысле под властью мы понимаем способность то

В этой главе мы переходим к анализу способов репрезентации концептуального поля значений «власть» в источниках, принадлежащих эпохе раннего Средневековья. Помимо анализа конкретных источников, мы ставим своей целью представить универсальный механизм репрезентации и определить семиотические особенности репрезентации власти в указанную эпоху. Одновременно обсуждается вопрос о конвенциях интерпретации этих репрезентаций.

Культурология как дисциплина неизбежно накладывает свои отпечатки на проблему работы с источниками и на само понятие источника. Последние десятилетия были отмечены в историописании существенным расширением источниковой базы. К таковым в настоящее время относят не только материалы археологических исследований, фольклор и историографические памятники. С самого начала развития культурологии, то есть с начала XX века, историописание под ее воздействием оказалось вовлечено в новый тип отношений с

3.1.1. Семиотико-культурологический анализ репрезентаций власти Прежде всего, о возможностях, обеспечивающих изучение подготовительная работа - иконографический репрезентаций концепта власть. Власть - это одно из универсальных абстрактных понятий, функционирующих в качестве концептов культуры. Онтологическая природа концепта создаёт сложность как в описании системы представлений о нём / системы его значений (см. гл. II), так и в степени полноты анализа его репрезентаций. Как мы говорили в гл

В первой части нашей работы мы неоднократно говорили о том, что репрезентация всегда рождается из контекста и в отрыве от него не может быть не только адекватно воспринята, но и вообще увидена. Для положения обратимся к яркому иллюстрации данного теоретического примеру, взятому нами из произведения Роберта Льюиса Стивенсона «Черная стрела». Один из веселых товарищей Джона-мщу-за-всех оставляет на дверях церкви листы с крамольными стихами на представителей местной знати. Присутствующий при э

История власти существует столько же, сколько существует само человеческое общество, сознающее себя именно организованным и структурированным единством личностей, противостоящих природе. Как только люди начали объединяться в группы по тому или иному признаку, будь то родоплеменная община или национальное государство, на свет появился феномен власти. Власть - это отношения, в которых один человек (группа) определяет поведение других людей, и те признают возможность таких отношений по некоторы

Как отмечает Б. Кроче, переход от античной историографии к средневековой зачастую вызывает изумление и непонимание . Действительно, как можно было вновь оказаться в мире мифов и чудес, от которых отошли историки античные? Однако именно в этом переходе и кроется уникальность средневековой культуры и историописания в частности. Этот переход ни в коем случае нельзя рассматривать как Кроче Б. теория и история историографии.

- С. 121. 89 деградацию или однобокое последствие распростр

3.4. Репрезентация власти в вербальных источниках раннего Средневековья Абстрактное представление «власть», так же как и теологические абстракции, нуждается в репрезентациях, чтобы обеспечить в культуре своё 169 Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения.

- С. 266. Там же.

-С. 271. Уколова В.И. Указ. соч.

- С. 258. 94 присутствие и возможности понимания и трансляции. Существовать - значит быть воспринимаемым. Этот тезис средневеково

3.5 Особенности репрезентации власти в текстах визуальной коммуникации

3.5.1. Книжная миниатюра в эстетике и искусстве раннего Средневековья «Когда медиевист обращается к изобразительному материалу, он зачастую не может или не хочет выйти за рамки чистой утилитарности, иллюстративности. Такая утилитарность, резонно раздражающая историков искусства, не может не приводить к ошибкам в трактовках, к научной некорректности»243. Изобразительные тексты (книжные миниатюры) используются нами не как иллюстрации к теоретическим положениям. Нас интересует вопрос о том, как

3.5.2. Символическая репрезентация власти в книжных миниатюрах Рассмотрим практику визуальной репрезентации власти на примере миниатюры «Поднесение рукописи Карлу Лысому» из Библии Вивиена (845-846 гг.). Данная иллюстрация содержится в списке библейского текста, выполненного по заказу светского аббата города Тура графа Вивиена в 845846 гг. В настоящее время кодекс хранится в Парижской национальной библиотеке. Расположено «Поднесение» на так называемой посвятительной странице практически в сам

3.6. Контаминация вербального и визуального языков в репрезентации власти Разумеется, ни один из языков культуры не способен в одиночку адекватно и полностью репрезентировать фенОхМены культуры. В частности, с этой ограниченностью естественных и искусственных языков и связаны многовековые поиски идеального, совершенного языка. В связи с очевидностью этого тезиса необходимость контаминации вербального и визуального языков при репрезентировании власти также становится самоочевидной. Однако, у

Каждая эпоха обладает своим набором характерных только для нее средств выразительности. На особенности самовыражения эпохи во многом влияет и уровень ее технического развития и экономического состояния. К примеру, сегодня намного проще растиражировать образ правителя посредством многочисленных повторений его изображения. В Древнем Египте же «проще» было увековечить фараона, прибегнув к помощи архитектуры и монументальной скульптуры. Средневековье — это эпоха символизма, когда вещь «забывала»

. Каждая эпоха обладает своим набором характеристик, которым должна обладать легитимная власть. Чтобы прочно закрепиться в культуре и обществе, государство должно основывать распространяемые им образы именно на этих характеристиках. Такие пропагандистские средства мы и называем репрезентациями власти. Для эпохи раннего Средневековья сущностными наследственность готовность чертами справедливой власти были следующие: и (благородное происхождение), воинственность верность защищать свое госу