Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Философские основания культурно-исторической концепции ранних славянофилов : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01

Год: 2013

Номер работы: 27289

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Современную эпоху чаще всего характеризуют отставанием как углубление развития культуры кризиса, вызванного катастрофическим от развития цивилизации, духовного развития от материального. Вследствие этого кризиса происходит крушение прогрессистской концепции исторического движения, сформировавшейся благодаря ценностным установкам гуманизма и Просвещения. С одной стороны, наблюдается все ускоряющийся прогресс технологий, то есть расширение культуры средств, и, с

- выявить соотношение принципов личной свободы, народности и соборности в славянофильской социальной антропологии; определить философско-политические основания культурно-ис­ торической концепции славянофилов, показать специфику их взглядов на государство как институт власти;

- показать соотношение государства и общества, государства и церкви в наследии родоначальников славянофильства; проанализировать характерные черты социально-политического идеала как части культурно-исторической ко

1.1. Славянофилы о необходимости создания самостоятельной русской философии и о ее роли в жизни общества Все возрастающий интерес к славянофильскому наследию в современной философии обусловлен тем, что именно в лице славянофилов русское образованное общество впервые на теоретическом уровне предприняло грандиозную попытку осознать само себя, свое своеобразие, «самобытность» своей жизни, определить свое место в историческом процессе среди других народов и государств. То есть, русское национа

Вопрос о теоретических источниках славянофильства - это, прежде всего, вопрос о степени влияния западной философии на философию славянофилов и, соответственно, о степени самостоятельности славянофильской концепции, а вместе с ней и всей русской философии, «состоявшейся стараниями славянофилов». Этот вопрос представляет далеко не только простой познавательный интерес. В научной среде существует достаточно распространенное мнение, что славянофильская идея национальной самобытности - это абсол

1.3. Взаимосвязь философских и богословских методов познания в славянофильской культурно-исторической концепции В истории полемики славянофильства и западничества с самого ее зарождения наблюдается любопытный парадокс: западники, призывая к прогрессу, свободному творчеству, новаторству, на практике следовали по уже проторенному пути, заимствовали готовые европейские образцы. В то же время, позиция славянофилов, по форме архаично-консервативная, традиции, обществу оказалась на уровне выдвигающ

ГЛАВА 2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

2.1. Гносеологические основания славянофильской культурноисторической концепции Значение гносеологии славянофилов определяется для нас не столько тем, что это наиболее разработанная часть их философской системы, сколько тем, что в представлении славянофильских авторов процесс познания истины был равнозначен процессу переустройства человеческой души на началах цельности и любви. А поскольку изменение человека обусловливает изменение общества, а оно, в свою очередь, - изменение государства, то

2.2. Онтологические основания славянофильской культурноисторической концепции Всякая философская система так или иначе отвечает на вопрос, что есть мир и каковы его первоначала. Ответ на него во многом определяет все последующие философские построения любого мыслителя. Однако в работах славянофилов вопросы онтологии и космологии занимают весьма скромное место. Собственно онтологию мы можем обнаружить лишь у А.С. Хомякова - наиболее систематического мыслителя среди славянофилов. Но и у него он

Исследователями, изучающими развитие мировой философской мысли, давно замечено, что периоды бурного всплеска национального самосознания всегда находят свое выражение в философии истории. В этом отношении русское славянофильство и западничество не представляли исключения. Мысль об истории как учительнице жизни была чрезвычайно распространена в русском обществе того времени, в особенности после выхода «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. «Полезность» истории осознавалась как власт

3.2. Антитеза «Россия -Запад» в философии истории ранних славянофилов. Славянофильская культурно-историческая концепция должна была выполнить, прежде всего, функцию обоснования ведущей роли России в будущем мировом историческом процессе, и потому к отечественной истории славянофилы относились с особой серьезностью. Н.А. Бердяев См.: Благова Т.И. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М.. 1994. С. 63. Хомяков А.С. Сочинения: В 2-х т. М., 1994. Т. 1. С. 39. отмеча

ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В АНТРОПОЛОГИИ РАННИХ СЛАВЯНОФИЛОВ

Ранние славянофилы одними из первых среди отечественных авторов применили антропологический принцип в социальном познании, ставший впоследствии характерным для всей русской общественной мысли XIX в., но в особенности - для религиозной философии. Этот принцип заключается в увязывании состояния любого конкретного общества, всех его сфер, отношений и институтов, с определенным типом человека. Отсюда: какиелибо изменения в общественном устройстве могут быть произведены только с учетом антропологи

Проблему личностью взаимоотношений между государством, не касаясь обществом и невозможно рассматривать, славянофильского представления о праве на Западе и в России. Ведь именно различия в трактовке права и закона, о чем неоднократно упоминали славянофильские авторы, определили различия в культурно-историческом развитии России и Европы. По мнению основоположников славянофильства, исконно русскому понятию о праве, а точнее - о правде, в наибольшей степени соответствовал принцип соборности к

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СУЩНОСТИ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

5.1. Необходимость государства как формы организации человеческого общества Рассмотрение культурно-исторического развития общества в том виде, как его понимали славянофилы, было бы неполным без выявления славянофильского отношения к государству. «Понятие о государстве», по признанию самих основоположников славянофильства, должно было стать неотъемлемой частью разрабатываемой ими философской системы, которая, правда, не обрела законченного вида. Как писал И.В. Киреевский, «никакое философское

5.2. Происхождение государства на Западе и в России Проблема природы государства - одна из центральных проблем всякой политической доктрины. Она занимает достойное место и в политическом учении ведущих представителей славянофильства. Несмотря на религиозный характер славянофильского учения в целом, государство и политическая власть, по мнению его разработчиков, несомненно, имеют земную, а не небесную природу. Как мы уже выяснили, согласно философским построениям Хомякова, власть земного прав

I В славянофильской философии развитие государства целиком подчинено нравственному совершенствованию народа, а то, в свою очередь, находится в прямой зависимости от нравственного совершенствования каждой отдельной личности, от ее стремления к «цельности духа», которая не может быть полной при отсутствии у человека гражданского самосознания. Зеркальным отражением уровня нравственной «цельности» личности является уровень единства общества, а также степень взаимопонимания между обществом и го

ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАННИХ СЛАВЯНОФИЛОВ

Логическим завершением всякой концепции культурно-исторического развития, как правило, является политический идеал - проект формы государства и политической власти, представляющейся ее авторам наиболее совершенной. Славянофильский политический идеал был неразрывно связан с подчиненное социальным идеалом и занимал по отношению к нему положение, как и вообще все «вопросы политические», которые имели для славянофилов какое-то значение лишь постольку, поскольку это «вопросы общественные». А соц

Вопрос о соотношении интересов государства и общества, пожалуй, интересовал славянофилов более всех других политических вопросов. Этот вопрос являлся логическим славянофильскими продолжением целого ряда обозначенных авторами философских противопоставлений: вещественного и духовного, механического и органического, юридического и нравственного, политического и социального. Утверждение славянофилов, что политическая власть должна служить интересам общества и, помимо этого, не может иметь каких

«Не то государство есть христианское, которое признает христианство, но то, которое признается христианством: ибо не Церковь благословляется государством, но государство Церковью», писал А.С. Хомяков в «Семирамиде»604. Проблематика, связанная с взаимоотношениями церкви и государства была проработана в славянофильской концепции довольно тщательно. Со Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912. С. 200. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. Т. 6. М., 1900. С. 484. ч времени создания Московског