Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13

Год: 2002

Номер работы: 563235

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

2.5. Понятие "личности" в христианской антропологии

Глава III. Интеграция научных и христианских знаний в концепцию целостного развития человека

§ 1.Интегративная концепция человека

§ 2. Эвристический потенциал христианского учения о человеке и его развитии для теории индивидуальности

2.1. Сравнительный анализ понятий "тела" и "индивида"

2.2. Понятия "души" и "субъекта деятельности"

2.3. Соотношения понятий

ВВЕДЕНИЕ (# Актуальность исследования Ориентация на позитивизм и естественно-научную методологию была характерна для мировой и отечественной психологии на протяжении значительного периода ее развития. Методы и результаты таких исследований дали психологии много, однако целый ряд проблем остается до сих пор нерешенным. Методологический анализ теоретических проблем современной психологии показывает, что материалистическое решение ряда психологических проблем очень часто оказывается несостояте

Рассмотрим вначале материалистические представления о сущности и природе человека - 1 направление. Так как эти взгляды хорошо известны отечественным учёным, нет необходимости останавливаться на их подробном изложении. В поисках истины представляется более целесообразным обратить внимание на критический анализ этой позиции, с которым, по известным причинам, большинство советских учёных не было знакомо. К I направлению - материализму - примыкает позитивизм, ограничивающий все познание только чу

II русло философской мысли - объективный и субъективный идеализм - в качестве природы человека рассматривает духовную субстанцию, которая объединяет в единое целое изменяющиеся психические состояния, находясь "вне", "позади" психической феноменологии. Гегель рассматривает человека как духовную индивидуальность и описывает три стадии становления свободной индивидуальности как стадии "одухотворенной" индивидуальности. В процессе становления он различает ступени дви

Понятие развития является одним из ключевых в современной культуре и науке. Развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Сложность и многосоставность природы человека обуславливает и многообразие феноменов развития человека. Происходит рост организма, физическое созревание, формирование психических качеств, преобразования в духовной сфере. В.И, Слободчиков и Е.И. Исаев, подвергнув фундаментальному анализу категорию "развитие" приходят к выводу, что она у

В святоотеческой литературе описаны 3 состояния человека, которые можно рассматривать как этапы его развития, но они не соответствуют представлениям "прогресса" или "эволюции" в секулярной науке. Эти состояния следующие:

1) естественное, по сотворении человека до грехопадения;

2) нижеестественное, падшее после грехопадения;

3) сверхъестественное, восстановленное искуплением человека Христом. Бог сотворил человека по Образу Своему. К Подобию Бога человек д

Уже в конце XIX века некоторых психологов стало беспокоить отсутствие в психологии целостного взгляда на человека. В конце XX века А.Г. Асмолов повторил, что для современной психологии характерно "бегство в функции" [14]. Человек "рассьшался" на множество функций, процессов, диспозиций, аспектов, явлений, отношений, реакций. Это приводит психологию к утере и искажению своего предмета и, соответственно, к отсутствию надежного прогноза поведения и состояний человека, что так

О необходимости целостного рассмотрения человека вновь заговорили в середине XX в, гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности. В отечественной психологии стали связывать категорию "целостности" с категорией "индивидуальности". В истории представлений о категории индивидуальность", пишет Н.Ю. Щербаков, можно вьщелить 3 этапа [241]. 1. "Частичность" индивидуальности Представления об атоме - индивидуальности как э

1.2. Понятие индивида в современной психологии Б.Г. Ананьев, в системе многоуровневой индивидуальности под индивидной структурой понимал биологические свойства человека — половозрастные характеристики, особенности телосложения, реактивности, нейродинамики, асимметрии полушарий мозга, а также структуры органических потребностей и сенсорно-перцептивной организации [8]. И Б.Г. Ананьев, и А.Н. Леонтьев соглашались в том, что индивид — это генотипическое образование [8,115]. Сложность становления

1.3. Человек как "субъект деятельности" — труда и познания В теории Б.Г. Ананьева вторая структура индивидуальности, образующаяся на базе природных свойств человека — структура свойств человека как субъекта деятельности [8]. Субъект - познающее и сознательно действующее существо. "Субъект в философско-психологической литературе определяется, — пишут В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, — как носитель предметнопрактической деятельности и познания, источник активности, направленной на

Третья структура индивидуальности — личность. В советской психологии личность в соответствии с советской философией понималась как "совокупность общественных отношений"^ И Б.Г. Ананьев говорил о личности как об общественном индивиде, объекте и субъекте исторического и социального процесса. Статус личности "задается" системой общественных от- ' Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. С.З. ношений, сощ1альных образований и дополняется позищ1ей личности и ее ролями — социальн

2.1. Понятие "тримерии" в христианской антропологии В богословии утверждается, что человек создан Богом по Образу Его, призван стремиться к Подобию Бога. Человек в христианской антропологии представлен тримерией - тела, души и духа. Свойствами Образа Бога в человеке - его духовного бытия являются сознание, разум, творчество, свобода. По словам арх. Киприана Керна, Образ Бога в человеке есть онтологическая основа откровения [91]. Пр. Ефрем Сирин сравнивает человеческую тримери

2.2. Понятия "тела" и "плоти" в христианском учении о человеке В богословском сознании есть понятия "внешнего" и "внутреннего" человека. "Внутренний" человек в ветхозаветном сознании представлен как "ум^' и "совесть". "Внешний" человек — это тело и плоть человека. В христианской антропологии понятия "тела" и "плоти" нетождественны, хотя и близки. "Тело" — это внешняя целостность, которую в

2.3. Представления о душе в Священном Писании, Святоотеческом Предании и религиозной философской литературе "Душа" — термин чрезвычайно многозначный и может включать в себя не только оттенки того или иного смысла, но и полярные характеристики. У древнегреческих философов "душа" понималась как движение (Талес), число (Пифагор), умопостигаемая сущность (Платон), энтелехия (Аристотель). Христианская богословская мысль, как пишет арх. Киприан Керн, зарождалась на пересечении 2