Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02

Год: 2002

Номер работы: 504586

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ВВЕДЕНИЕ Национальные литературы Дагестана представляют собой уникальное явление в плане многообразия жанровых, культурно-этнических и художественно-оригинальных особенностей. Как в каждой из национальных литератур, так и в общедагестанской литературе можно провести некую незримую грань между основоположниками художественной прозы и их продолжателями, преемниками. Эта грань служит не для определения хронологических рамок в истории развития национальной литературы, а скорее для мотивировки худ

ГЛАВА I. Малые жанры прозы в творчестве Кияса Меджидова

Творчество Кияса Меджидова представлено широким в жанровом отношении спектром художественных произведений. В активе писателя есть стихотворения и поэмы, очерки и рассказы, пьесы и драмы, повести и романы. В его творчестве малый жанр прозы гармонично соседствует с романом. Началом творческого пути писателя являются поэтические произведения, которые увидели свет в середине 30-х годов в областной газете на лезгинском языке «Новый мир». Стихотворения начинающего автора отличались тесной близостью

Рассказ - сложный и противоречивый этап творчества Кияса Меджидова. В нем отразилось не только идейно-эстетическое мироошуш;ение писателя; многообразные формы этого жанра, их художественно-стилевые, композиционные и идейные особенности показывают, что рассказ - это творческая лаборатория художника. Кияс Меджидов проводит с жанром творческий эксперимент, в результате которого появляются очерк, рассказ, рассказ-наставление, рассказ-воспоминание, рассказ-этюд, юмореска. Р1менно наличие многообра

Изучение жанровых ответвлений рассказа Кияса Меджидова не будет полным, если не остановиться на его рассказах для детей. По идейно- тематическим особенностям рассказы для детей можно определить как рассказнаставление, рассказ-воспоминание, юмореска. Детская проза Кияса Меджидова - это сборники «Моим маленьким друзьям», «Морской конь», «Крылатые друзья», «Алуш - крылатая нога», «Добрые соседи». В сборник «Моим маленьким друзьям» вошли сказки, рассказы, басни. Книгу пронизывает воспитательная

ГЛАВА II. Жанровое своеобразие повестей Кияса Меджидова

Начав творческий путь с поэтических исканий и очерковой литературы, Кияс Меджидов переходит к жанрам художественной прозы, где также наблюдается эволюция его творческого таланта от простого к сложному: от рассказа к повести, от повести к роману. Развитие и рост таланта прозаика налицо: своими повестями и романами Кияс Меджидов получил признание как в Дагестане, так и за его пределами. Как известно, перу Кияса Меджидова принадлежат несколько повестей: «Дети гор» (1960), «Правнучка» (1962), «Ту

Повести «Турфан» и «Горы движутся» занимают особое место в творчестве Кияса Меджидова. При всей близости повестей по тематике, идейному многообразию и художественным особенностям, в них много различного, обусловленного степенью авторского участия в повествовании. Повесть «Турфан» вышла в печати в 1964 году. В переводе на русский язык эта повесть вышла под одноименным названием. В данной работе анализ повести проводится по оригиналу. Повесть «Турфан» состоит из глав, каждая из которых успешн

По глубине поставленных проблем, способу их разрешения, количеству и значимости художественных образов повесть «Горы движутся» глубже и значительнее повести «Турфан». Героев повести «Горы движутся» отличает заметная духовная зрелость. Керима и Икрама из повести «Турфан» на жизненном пути направляют и поддерживают родители и друзья. Герои же повести «Горы движутся» более самостоятельны: Мер дан сам выбирает свой путь чабана, Амрах также прислушивается к голосу своего сердца и идет в большой ми

ГЛАВА III. Романы Кияса Меджидова как самый яркий этап в творчестве писателя

Роман как литературный эпический жанр по своему характеру, по длительному пути развития и становления ведущим жанром искусства слова представляет собой сложное явление. Народная сказка, притча, легенда, ранняя форма рассказа, житие^ новелла, повесть - все это послужило обширной прелюдией к появлению романа. Связанный с развитием эпоса вообще роман в своем становлении прошел последовательные стадии народного героического эпоса, позднеантичной прозы, ренессансной эпической поэмы'. Происхождение

« 50-60-е годы - время создания наиболее известных рассказов и повестей Кияса Меджидова. Эти>же годы отмечены выходом в свет его большого эпического произведения - романа «Доктор с белой прядью» (1963 г.). Вскоре роман вышел и в авторизованном М. Тучиной переводе на русский язык под названием «Сердце, оставлейное в горах». Сразу же по выходе романа литературная критика отозвалась разными откликами. Свои мысли iio поводу вышедшего романа высказали начинающие тогда ученые Г. Гашаров (неодно

3.2.2. Конфликт как составной элемент художественной романа .

- • • структуры Действие романа «Доктор с белой прядью» происходит в Самурском округе, селении Ахты и близлежащих аулах. Деятельность Антона Ефимова заключалась в санитарном управлении округа, в медицинском обслуживании гарнизона русской крепости, Но со стра'стью и полной самоотдачей Ефимов посвящает себя служению-прустому лезгинскому народу. Роман начинается .д.описания «маленького Тифлиса», как называет Ахты Ефимов. Портр

3.2.3. Антон Ефимов как выразитель нравственно-эстетических писателя идеалов Роман «Доктор с белой прядью» отразил нравственно-эстетические и общественно-политические взгляды писателя. Индивидуализация, обобщения, сочетание документальности с художественным вымыслом обуславливают эстетическую направленность эпического полотна. Необходимость положительного героя объясняется стремлением автора воплотить в конкретном, земном образе свои представления о законах красоты, нормах человеческого пов

3.2.4. Художественно-выразительные особенности романа Художественное значение романа определяется не количеством поставленных проблем, а убедительным их разрешением. Не противоречащие реальной жизни картины описываемого периода истории, контрасты времени, сложные человеческие взаимоотношения показаны с большим мастерством. Удачей автора можно назвать и сложную систему законченных образов с исчерпывающими внешними и внутренними характеристиками. В романе нет однотипных образов, каждый из них

Роман «Глубинные родники гор» занимает в творчестве писателя значительное место как программное произведение. В отличие от романа «Красавицы родной земли» он получил определенное освещение в дагестанском литературоведении. В авторизованном переводе В. Архангельского роман вышел под названием «Судьба прокурора Али Шахова». Роман представляет интерес как в художественном, содержательном, так и в жанровом отношении. Вопрос о его жанре решался в лезгинском литературоведении, а также дагестанскими

Роман «Глубинные родники гор» в идейно-художественном своеобразии представляет сложную и интересную структуру. Проблематика его может быть обозначена несколькими формулировками, самую главную из которых составляет проблема духовно-нравственных основ личности. К. Меджидов раскрывает в личности морально-этические, духовно-эстетические ценности. Обнаруживая в герое (героях) то или иное качество, писатель возводит его в абсолют, что в равной степени относится к положительным и отрицательным образ

3.5. Роман К. Меджидова «Красавицы родной земли» В 1975 году в Дагестанском книжном издательстве вышел роман К. Меджидова «Красавицы родной земли». В отличие от рассмотренных выше произведений писателя данный роман не получил какое-либо отражение в Дагестанской литературной науке и критике. И дело не в идейно-эстетических достоинствах романа (их более чем достаточно), а в произошедшей в общественном сознании перемене, которая рривела к коренной переоценке ценностей. Современного читателя уже