Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Литературный художественный образ и кинообраз. Проблема соотношения и взаимовлияния : на примере киноинтерпретаций романов Ф.М. Достоевского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08

Год: 2013

Номер работы: 30542

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

ГЛАВА I Теоретическое осмысление видов искусства в их взаимодействии

1.1 Проблема взаимодействия видов искусства Претворение идей и образов одного искусства средствами другого издавна имело самое широкое распространение в истории культуры. Исследованием закономерностей, принципов и механики «перевода» с языка одного искусства на язык другого занимались многие ученые на протяжении различных исторических эпох. Эти вопросы волновали Аристотеля и Платона, Д. Дидро и Г.Э. Лессинга, Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта. Виды искусства разграничиваются на основе содержательных

1.2 Соотношение литературы и кино как смежных видов искусства Изучением проблемы соотношения кино и литературы занимались многие литературоведы и критики, теоретики и практики кинематографа, выдающиеся кинорежиссеры-экранизаторы, сценаристы, писатели и ученые. Так, в 20-е-30-е гг. данной проблеме посвящали свои работы А.П. Довженко, Погожева Л. Творческая экранизация // Искусство кино.

- 1958. № 7. С. 61. 14 В.И.Пудовкин, Ю.Н. Тынянов, В. Шкловский, С М . Эйзенштейн, Б.М. Эйхенбаум, И.

1.3 Возможные теоретические подходы к определению видов искусства (теория знака, структурализм, семиотика) Сопоставление литературы художественного и кино, особенностей литературного художественной образа и кинообраза, законов языка литературы и киноязыка возможно в связи с использованием в науке метода структурного анализа. Характерную черту структурного метода составляет перенесение внимания с элементов и их «природных» свойств на отношения между элементами и зависящие от них реляционные,

1.4 Понятия «адресат», «адресант» в их применении к «интерпретации» литературных и кинообразов В составе художественного творчества очень важна его коммуникативная сторона. Искусство включено в общение между людьми: произведения ориентированы их авторами на чье-либо восприятие, к кому-то обращены. Это своего рода послания. В основе любого повествования лежит акт коммуникации, подразумевающий, во-вторых, во-первых, принимающего передающего информацию информацию (адресанта); Там же. С. 156.

ГЛАВА II Взаимопроникновение художественной образности двух видов искусства

2.1 О формировании теоретического понятия «художественный образ» В литературоведении литературе и философской науке и другим видам по отношению к обладающим художественной искусства, изобразительностью, используется эйдос - облик, вид). термин «образ» (от древнегреческого Слово «образ» в русском языке многозначно, употребляется для обозначения различных понятий (у Г.В.Ф. Гегеля: «bild», «gestalt», «bildliche», «berhaupt» или греческие: «lidos» (вид, облик, очертание), «topos» (знак, от

2.2 Соотношение понятий «словесный образ» и «кинообраз» Процесс создания образа в различных видах искусства протекает поразному, с различной широтой охвата действительности, в зависимости от присущих тому или иному виду искусства художественно-выразительных средств. Каждое художественное произведение своеобразно в зависимости от мировоззрения художника, его творческой индивидуальности и того художественного метода, который он использует. Выше было отмечено, что, опираясь на традиционную кон

2.3 Художественные средства создания литературного образа и кинообраза Сопоставив в предыдущем параграфе словесный образ и кинообраз, соотнесем теперь средства художественной изобразительности литературы и кинематографа. В разных видах искусства художественный образ создается на основе или одного из изобразительных средств: изображение, звук, слово, или на комбинации нескольких. Смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяются природной материей музыки —

2.4 Художественные средства создания образа литературного героя и киногероя Сопоставив особенности словесного образа и кинообраза, а также художественно-изобразительные принципы в литературе и кино, остановимся на понятиях литературного средствах их создания. В литературных героя и киногероя, а также произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях - их подобий: очеловеченных животных, растений («Attalea princeps

2.5 Сопоставление пространственно-временной образности в литературе и кино В искусстве категории пространства и времени являются специфической системой знаков, служат для воплощения и передачи познавательной и оценочной художественной информации. Г.Э. Лессинг в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» отмечал, что изобразительные искусства и поэзия могут художественно пространственные и временные отношения. И. Кант рассматривал время и пространство как априорные формы чувс

2.6 Своеобразие воплощения сюжета в литературном и киноповествовании В работе Ю. Тынянова «Поэтика. История литературы. Кино» были разработаны некоторые опорные понятия литературного анализа, понятия фабулы и сюжета. По мнению Ю. Тынянова, фабула не «статическая схема» отношений героев или действий. Сюжет - это результат взаимодействия фабулы - семантики действия и стиля - семантики речи (как сообщающей о действии, так и передающей внефабульные куски). Любое литературное произведение с

ГЛАВА III Воплощение поэтики романов Ф.М. Достоевского на экране

3.1 О киногеничности романов Ф.М. Достоевского в хронологическом освещении киноитерпретаций Важнейшим стимулом для воссоздания литературных образов Ф.М. Дотоевского на экране является «киногеничность» романов Ф.М. Достоевского. С начала XX века многие режиссеры как отечественного, так и зарубежного Достоевского1. Интерес кинорежиссеров к произведениям Ф.М. Достоевского связан, на наш взгляд, прежде всего с тем, что его романы заключают в себе огромный кинематографический Автор поднимает пот

3.2 Особенности поэтики романов Ф.М. Достоевского и способы их воплощения на экране

3.2.1 Принципы типизации кинообразов в экранизациях произведений Ф.М. Достоевского Л.П. Гроссман в своей работе «Достоевский - художник» формулирует такую особенность романов Ф.М. Достоевского, как «возвращающиеся образы и повторяющиеся ситуации» . На примере романа «Идиот» исследователь выделяет следующие типы характеров героев: мыслитель и мечтатель, праведник (князь Мышкин); сладострастник «новые люди», (Тоцкий); нигилисты «добровольный шут» (чиновник Лебедев); (Ипполит, Бурдо

3.2.2 Мотив двойничества, прием контраста в их экранном воплощении Другая особенность поэтики романов Ф.М. Достоевского - контрастность повествования. Л.П. Гроссман эту особенность писателя объясняет стремлением автора создать единство романной конструкции, то есть «создать из разнородных, разноценных и глубоко чуждых материалов единое и цельное художественное создание», «вот почему книга Иова, Откровение св. Иоанна, евангельские тексты, Слово Симеона Нового Богослова, все, что питает стран

3.2.3 Вставные повествовательные конструкции и их роль в идейной концепции киноинтерпретаций Следующая особенность романной поэтики Ф.М. Достоевского использование в повествовании вставных конструкций, которые прерывают основное действие, задерживают развитие сюжета романа, но в то же время открывают и новые аспекты в раскрытии проблематики произведения, «именно в них завязываются главные идейные узлы всей композиции» . Прежде всего, это философские лирические отступления самого автора, в кот

3.2.4 Символика художественной детали в создании кинообраза Еще одна особенность поэтики романов Ф.М. Достоевского - символизация художественной детали. Писатель никогда прямо не выражает свою оценку, предоставляя герою самому раскрыться перед читателем. Каждый герой у Ф.М. Достоевского как будто независим от автора. Многие достоевсковеды (М.М. Бахтин, Л.П. Гроссман, Г.М. Фридлендер и др.) выделяют три уровня выражения авторской оценки. Первый уровень уровень слова и цитаты, второй —

3.2.5 Использование психологического пейзажа при создании кинообраза Во второй главе нашего исследования было отмечено, что пейзаж, являющийся одним из литературных средств создания образов персонажей, может усиливать эмоциональное звучание произведения и углублять его идейное содержание. Так, пейзаж играет немаловажную роль в раскрытии проблематики романов Ф.М.Достоевского. Сопоставим теперь прием психологического осмысления пейзажа в романах Ф.М. Достоевского и в их киноинтерпретациях. В р

3.2.6 Прием конклава в поэтике экранного воплощения произведений Ф.М. Достоевского Особенностью романной поэтики Ф.М. Достоевского, позволяющей воплощать на экране его романы, является сюжетный прием конклава. Понятие конклава в произведениях Ф.М. Достоевского детально разработано в исследованиях М.М. Бахтина, Л.П. Гроссмана, Г.М. Фридлендера. Термин «конклав» происходит от латинского con claudere (закрывать вместе) и обозначает собрание кардиналов, созываемое после смерти папы римско

3.2.7 Участие актера в интерпретации литературного образа и создании кинообраза Есть и еще одна особенность романов Ф.М. Достоевского, на которой мы остановимся в нашем исследовании, - это полифоничность и проявление характеров персонажей в диалоге. Впервые понятие диалогичное™ и полифонии в романах Ф.М. Достоевского разработано М.М. Бахтиным. Диалогичность это открытость сознания и поведения человека окружающей реальности, его готовность к общению «на равных», дар живого отклика на позиции