Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Поэзия Сафара Макитова в контексте северокавказской литературы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02

Год: 2011

Номер работы: 206061

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Поэт, публицист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны Сафар Исхакович Макитов (р. 1917) — одна из самых представительных фигур в истории карачаевобалкарской культуры. Его художественные произведения, многочисленные песни, эссе, школьные учебники и хрестоматии во многом определяют развитие карачаево-балкарской научной и эстетической мысли и составляют неотъемлемую часть культурного наследия Северного Кавказа. Сафар Макитов является автором

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ПОЭЗИИ С. МАКИТОВА

Понятием «босагъа» (порог, преддверие) поэзии можно классика определить балкарской мировоззренческую литературы сущность ранней Сафара Исхаковича Макитова (р.1917). Поэт пришел в национальную литературу в 30-годы двадцатого столетия, в пиковой момент культурообразующего процесса. Происходит коренная ломка экономических, социальных, духовных установлений под знаменем создания принципиально новой общественно-экономической и культурной формации. Разрушение «старого проклятого мира до ос

Под термином «Просвещение» принято понимать «интеллектуальнофилософское и культурное движение в странах Европы (в том числе и в России) и Северной Америки, распространившееся с конца 17 в. и завершившееся начале 19 столетия, в период Великой Французской революции и в первые послереволюционные годы» [56: 823]. Как известно, этимологически термин «Просвещение» восходит к понятию «свет» и предполагает переход народов от темного прошлого к светлому будущему. Большой вклад в развитие теории Просв

ГЛАВА П. ПОЭЗИЯ САФАРА МАКИТОВА: КЛЮЧЕВЫЕ МОТИВЫ

Одним из ключевых образов, отмыкающим всю художественную систему С. Макитова, является «свет», который, на наш взгляд, на авторском подсознательном уровне связан с философией Просвещения. Насколько нам известно, на всех языках мира литературоведческая категория «Просвещение» содержит в своей корневой основе понятие «свет». Балкарский язык в этом плане не стал исключением и включил в свою стихию калькированный вариант - «жарыкъландырыу» (просвещение). По всей поэзии С. Макитова свет Про

Проведенный нами текстологический анализ показал, что литературным аналогом «порогу» в лирике С. Макитова является «мост» - широко распространенный образ в мифологических, религиозных источниках и в символической системе каждой национальной культуры. В самом общем смысле мост символизирует «переход из одного состояния в другое, от одной стадии к другой, а также связь различных частей» [88:229]. В мифопоэтической традиции всех народов мира «наведение моста открывает путь из старого про

Под пословицами и поговорками понимается «обобщенная мысль народа, выраженная в краткой поэтической форме и обладающая самостоятельностью полного и законченного суждения» [201:8]. Автор процитированных строк литературовед Аникин В.П. в предисловии к книге «Пословицы и поговорки народов Востока», рассуждая о функциональной роли паремиологии в современной культурной жизни людей, пишет: «Пословицы и поговорки всегда привлекали людей. Эту живую, «ходячую» народную мудрость собирают, ее изуча

ГЛАВА Ш. ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ КАРТИНА ПОЭЗИИ С. МАКИТОВА

В жанровой палитре С. Макитова новое место занимает поэмное творчество, которое по своей художественной природе является далеко недородным и распадается на несколько разновидностей: портретно- психологическая поэма, поэма-диалог, историко-мифологическая поэма, лирическая поэма, лиро-эпическая поэма и другие. Ярким примером портретно-психологической поэмы в художественной системе С. Макитова является поэма «Черный надгробный камень», посвященный главе Кабардино-Балкарской Республики Тимборе

Для поэтики С. Макитова в большой мере характерно тяготение к дидактике, назиданию, обусловленное идеей передачи духовного опыта от старшего поколения к более молодому. В определенных случаях такая склонность автора доводится до логической художественной завершенности, обретая жанровую форму притчи. Как отмечает О.В. Гладкова, автор статьи «Притча» в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (М., 2003), «притча - эпический жанр, представляющий собой краткий назидательный рассказ в аллего

Другим стихотворным жанром, в котором С. Макитов реализует свое просветительское стремление поучать, «нести свет Просвещения», является басня — «жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл» [58:46]. Как известно, мировым басенным творчеством выработана своя устойчивая система художественных моделей с излюбленными образами животных, растений, предметов, которые требуют обязательного «пер

Ийнар - особый жанр в системе карачаево-балкарской лирики. Исчерпывающую характеристику ийнарам дает карачаевский фольклорист и литературовед Р.А. Ортабаева в своей монографии «Карачаево-балкарские песни» (Черкесск, 1977). По мнению ученого, «на формирование ийнаров значительное влияние оказали традиционные лирические песни, а также пословицы и поговорки (нарт сёзле) с их стремлением к краткости, афористичности, ёмкости мысли» [67:91]. Среди других особенностей ийнара автор называет «изложени

Со светлой, чистой, безмятежной любовной лирикой С. Макитова контрастирует как по содержанию, так и по настроению военная лирика, основанная на личных впечатлениях автора-фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны. В «сороковые-роковые» поэт служил в правоохранительных структурах, в отряде особого назначения при 37-й Армии, а также в органах МВД г. Нальчика и Фрунзе. За боевые заслуги и ратный труд С. Макитов награжден орденом Отечественной войны и 15 медалями, в том числе, медалью «За

Подчеркивая тесную художественную связь между поэзией и сказкой, К. Кулиев в 1970 г. в статье «Сказки и горы» пишет: «Мне кажется, что ни один литератор не должен пройти мимо сказок, быть равнодушным к ним. В них заложена великая художественная сила. Сказка всегда останется школой для поэтов. Недаром так любил и ценил ее. Пушкин. Она не умерла и в атомный век. Сказка - мать поэзии, которая выросла из нее, как колосья из земли» [52:419]. С. Макитова с полным на то основанием можно причислить к

Ещё один жанр, в котором С. Макитов плодотворно работает на протяжении всей своей творческой жизни, — песня. При этом сразу следует оговорить, что «в современном литературном обиходе под песней разумеют три родственных, но качественно несопоставимых явления: песню народную, классический литературный жанр и так называемую подтекстовку» [101:115]. Кубанский литературовед В. К. Чумаченко, настаивающий на приведенной нами классификации песенного жанра в своей монографии «Русская поэзия второй пол