Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века : На материале произведений А.К. Толстого, И.С. Тургенева и А.П. Чехова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08

Год: 2006

Номер работы: 201038

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Введение Главная цель предлагаемого диссертационного сочинения - охарактеризовать канон готического романа и проследить его трансформацию в русской литературе второй половины XIX века. Для этого необходимо решить две взаимосвязанных задачи: 1. 2. выявить готический канон и дать его определение; сопоставить с полученной моделью жанровые структуры ряда произведений и дать ответ на вопрос о путях трансформации готического канона в русской литературе XIX века. Первая задача представляется тем сл

заключение и библиография.

Глава I. Готический каион и проблема траисформации жанра В этой части исследования нам предстоит решить две основные задачи:

1) выделить и охарактеризовать константную структуру готического романа - готический канон;

2) сформулировать гипотезу о направлениях трансформации жанра в русской литературе второй половине XIX века. В известной нам научной литературе эти задачи не решаются, хотя работы, посвященные готике, многочислены и разнообразньЛ Так, ученых занимали как исторический

*' Для того чтобы приступить к анализу готического канона, необходимо, прежде всего, определить объект исследования, а именно: какие тексты можно назвать готическими и какие из этих произведений можно использовать для определения константной жанровой структуры готического романа. Ответы на эти вопросы могут лежать в самом термине «готический», обозначающем определенную группу текстов, наделенных некими общими признаками. В таком случае исследование восприятия и употребления этого понятия могу

1.2 Готический роман: хронологические рамкн класснческой формы Если термин не дает нам информации относительно константных признаков готического романа, возможен другой подход. Необходимо выделить из многообразия текстов произведения, созданные в момент наибольшей популярности и востребованности литературной готики, и представляющие его самые яркие образцы, на которые затем ориентировались авторы более поздних текстов. На их основе можно будет определить общую систему признаков жанра, использ

Выявленный круг классических готических романов неоднократно становился объектом исследования с точки зрения поэтики. Однако главное внимание при этом уделялось не общим для всех них чертам, а на различиях между ними. Наличие нескольких типов готических романов, различающихся между собой, но вместе с тем, без всякого сомнения, имеющих одну жанровую природу, выявило необходимость определить их типологические разновидности. Исследователи предлагали множество классификаций готических романов. Од

1.4 Готический каиои Если различия между вариантами готического романа очевидны, то исследовать общие для них и исторически устойчивые признаки намного сложнее. Для нас выявление и анализ структурных констант готического романа - необходимая предпосылка характеристики готического канона. Однако в научной литературе такая задача ставится крайне редко. Так, В.Я. Малкина отмечает следующие отличительные черты жанра готического романа как такового: особый хронотоп, этический конфликт и присутстви

1.5 Пути трансформации готического каноиа в России В литературе XIX веке элементы готического канона активно использовались, однако сам он претерпел при этом значительную трансформацию. Так, сравнивая готические романы и произведения 20-30 годов (как на Западе, так и в русской литературе), сходные элементы можно обнаружить лишь при специальном анализе текстов, тогда как различия между ними очевидны. Переходным периодом от классической готики к готической традиции следует, на наш взгляд, счита

Глава II. Между новеллой и повестью (А.К. Толстой) В свете изучаемой нами традиции особого виимания заслуживает, на наш взгляд, ряд произведений А.К. Толстого. Ранняя проза писателя, написанная под сильным влиянием романтической фантастики, содержит многочисленные отсылки к готическому роману. Произведения, о которых идет речь, - «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» , «Упырь» и «Амена» - крайне редко становились объектом исследования. Ученые либо вообще обходят их стороной, обращаясь

«Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» не имеют точной датировки и не издавались при жизни автора. Предположительно эти тексты были написаны на рубеже 30-40-х годов XIX века. Примечательно, что оба произведения в оригинале были написаны на французском языке и назывались, соответственно, «La famille du vourdalak» и «Le rendez-vous dans trois cents ans». Связь между двумя этими произведениями была замечена исследователями. Так, Н. Будур небезосновательно полагает, что «по сути дела, &qu

В отличие от рассмотренных выше новелл, «Упырь» (1841) и «Амена» (1846) были написаны на русском языке и опубликованы при жизни автора. Будучи не связаны между собой, эти произведения, тем не менее, также обладают определенным типологическим сходством, позволяющим объединить их в одну группу.

В «Упыре» можно выделить три истории, где главными действующими лицами выступают представители разных поколений семьи Островичевых: Марфа - Амвросий, Прасковья Андреевна - Пьетро д'Урджина и Даша Руневский. При этом в историю Руневского и Даши входит рассказ Рыбаренко о его путешествии в Италию. Хронологически истории поколений отделены друг от друга несколькими десятилетиями или же веками: события, связанные с Марфой и Амвросием, происходят в конце пятнадцатого века, тогда как Прасковья Андр

Глава III. Новый этап развития русской готической повести: интериоризация копфликта и переживание истории (И.С. Тургенев, А.П. Чехов) К середине XIX века жанр повести в области русской литературной готики утвердился в роли ведущего. Во второй половине столетия повесть эволюционирует и значительно трансформируется. Это объясняется, прежде всего, постепенным отказом от наследия готического романа, устареванием канона и растворением его элементов в инородных жанровых структурах, а также привнес

3.1 «Таинственная» проза И.С. Тургенева и готическая традиция В научной традиции принято противопоставлять «светлого», «дневного» и «темного», «ночного» Тургенева (создателя таких произведений, как «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич»). Эти две ипостаси творческого облика и художественной манеры писателя, как правило, соотносят с различием между периодами его творчества: обращение к мистическим, таинственным, иррациональным явлениям свойственно, как полагают, преимущественно его поздни

Это произведение было написано в 1864 году. В научной литературе прочно утвердилось мнение, что именно «Призраки» открывают ряд так называемых «таинственных» повестей Тургенева. В свою очередь в самих «Призраках» можно увидеть отклик на «Сильфиду» В.Ф. Одоевского, прямо связанную с литературной готикой рубежа XVIII - XIX веков^. В произведении один рассказчик, а сюжет «Призраков» строится как серия встреч (всего их шесть) главного героя с таинственной Эллис. Первое появление призрака оказывае

«Песнь торжествующей любви» (1879-1881), как и «Призраки», относится к так называемым «таинственным» повестям писателя и представляет стилизацию под новеллу Возрождения. Сюжетная структура произведения представляет характерное для готической прозы сочетание обрамляющей части и вставной истории. Рамка сведена в тексте к минимуму - как начало, так и завершение сжаты до одной фразы: «Вот что я вычитал в одной старинной итальянской рукописи»^^ и «на этом слове оканчивается рукопись» (302). Действ

монахе» А.П. Чехова При всем многообразии прозы Чехова на общем ее фоне этот текст довольно резко выделяется. Так, его нельзя уверенно отнести ни к «реалистическим» произведениям, как в зрелом творчестве писателя, ни к подчеркнуто игровым (стилизациям или пародиям), как в творчестве раннем. Возможно, это отчасти объясняет наличие в его изучении двух сосуществующих и практически не связанных друг с другом подходов. 1. С одной стороны, в основе трактовки «Черного монаха» может быть реакция на п