Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Элегический модус художественности в литературном произведении : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08

Год: 2005

Номер работы: 200249

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Проблема литератзфных модусов художественности является одной из самых актуальных в отечественном и зарубежном литературоведении, так как связана с учением о феномене искусства как такового. Художественность - основное понятие, дающее представление о специфике искусства, отличающее данный род деятельности от других способов творческой активности. В.Е. Хализев, например, говорит о данной категории следующее: «Художественность - яркое, последовательное и широкое раскрытие в произведении свойств

Глава I Элегическое как эстетическая категория

1.1. Категория элегического в европейской и отечественной эстетике и литературной критике к. XVin - нач. XIX веков Подробный анапиз элегической проблематики в зарубежной и русской критике осуществлен в работе В.Э. Вацуро «Лирика пушкинской поры: "элегическая школа"». Выделим существенные моменты, необходимые для осознания элегизма в качестве эстетической категории. В 1764 году публикуется труд Вильяма Шенстона «Предуведомительный опьгг об элегии» («Prefatory Essay on Elegy»). Шенсто

Исследование элегического модуса художественности требует выявления его связей с жанром элегии. Это необходимый этап, так как элегический Tiffl художественности формируется на почве элегии, со временем отделяясь от нее. Жанр элегии появляется в ттгичиой литературе. Свое начало элегия берет от плачей по умершим. «Одни соединяли это слово с греческим выражением "хорошо говорить о ком - нибудь", так как умершего полагалось восхвалять, другие выводили название элегш! из припева, будто б

Глава 2 Поэтика элегического произведения 2Л. Элегические мотивы Анализ поэтики элегического произведения мы начнем с выделения элегических мотивов. Под мотивом мы понимаем, вслед за В.И. Тюпой, «транстекстуальные единицы художественной семантики» \ Подчеркнем, что элегические мотивы сами по себе не обеспечивают наличие элегического модуса художественности в произведении. Элегические мотивы можно обнаружить в текстах, написанных задолго до второй полови1п>1 XVIII - начала XIX веков, именно

2.2. Элегический хроиотоп Рассмотрим способ освоения времени и пространства в элегии и элегической прозе. О зависимости жанра от времени-пространства, хронотопа, М.М. Бахтин говорит следующее: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение ... жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведупщм началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет и образ человека». ^^ Полагаем, что не только жанр опре

Проанализируем произведения, характеризующиеся элегическим модусом художественности, определяющим особенности поэтики. Выделим черты, свойственные элегическому герою. «Поездка в Полесье» И. С. Тургенева содержггг элегическую картину мира. В этом произведении носителем элегического переживания является рассказчик. Произведение открывается описанием природы, передаюпщм Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.

- М., 1975.

-С. 247.

2.4. Система голосов в пропзвсдсшш с элегической картиной мира Обратимся к анализу композиционного уровня элегического произведения. Под композицией мы понимаем организацию субъектов речи,^"* Проанализируем с этой точки зрения стихотворение И,С, Тургенева «Разговор», Стихотворения в прозе И,С, Тургенева 1878-1882 годов, собранные под общим заглавием «Senilia» (старческое), в изобилии содержат элегические мотивы. Стихотворение «Разговор» имеет следующий эпиграф: «Ни на Юнгфрау, ни на Финс

2.5. Авторская позиция и читательское восириятие (элегическая коммуникативная стратегия) Проиллюстрируем наличие особой элегической коммуникативной стратегии в элегии Н.М. Карамзина «Осень», проявляющейся в композиционно-архитектонических формах. Под коммуникативной стратегией мы понимаем позиционирование объекта, субъекта и адресата (в литературном произведении - автора, героя, читателя) в рамках художественного высказывания. М.М. Бахтин дает следующее определение категории автора в литерату

2.6. Особенности сюжета и композиции в литературном произведеппп с элегическим модусом художествеииости Сюжет в произведешш с элегическим модусом художественности связан с мифопоэтическим уровнем произведения, восходящим к долитературной ситуаци обряда мертвых, о которой мы подробно говорили в начале нашей работы. Элегический герой находится между жизнью и смертью. На уровне мифопоэтическом это проявляется в наличии образов, связанных с символикой смерти. Сюжет элегического произведения опред

Глава 3 Элегический модус художественности и другие типы художественной целостности

3.1. Элегический и ндпллнческнн модусы художсствепиой целостности В теории литературы проблему систематизации типов художественной целостности (мы останавливались на этом во введении) нельзя считать до конца разрешенной. Существует необходимость в обосновании места элегического типа художественности в ряду известных эстетических категорий. Прежде всего, сопоставим идиллическую и элегическую художественности. «Для идиллической художественности характерно совмещение внутренних границ «я» с его

3.2. Элегический п драматический модусы художественности Теперь попытаемся показать нетождественность элегического и драматического хронотопов, порожденных соответствующими типами художественности. Для этого обратимся к анализу рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой». В рассказе Чехова «Дама с собачкой», во второй главе, появляется точка зрения героя повести, Гурова, на роман с Анной Сергеевной как на прошлое: «И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и о

Глава 4 Элегизм как эстетическая доминанта и субдоминанта В литературном произведении элегический тип художественности может присутствовать наряду с другими художественными картинами мира, как это было показано на примере «Дамы с собачкой». Проследим основные способы сосуществования элегической художественности с другими типами художественной целостности (идиллическим, драматическим, ироническим). Рассмотрим характер взаимодействия элегической художественности с идиллической, чаще всего прису