Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Мифологические традиции в тувинских героических сказаниях : Сюжеты и образы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09

Год: 2005

Номер работы: 199863

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Центральная Азия является прародиной многих кочевых народов, культура которых насчитывает не одно тысячелетие. Героический эпос, как одно из у высших достижений этой культуры,^также имеет древнейшую историю. Как г^ отмечают эпосоведы, героические сказания народов Центральной Азии во многих отношениях уникальны (Мелетинский, 1963; Неклюдов, 1984; Чагдуров, 1980). Для них продолжают фольклора, оставаться включая актуальными всю важнейшие элементы первобытного совокупность художественного со

Глава I. Мифологические герои

в ТГС С важнейшей мифологической темы - сотворения мира - обычно начинается зачин сказаний. В нем выражено указание на давнее время с перечислением того, что именно совершалось, когда возник мир: «Эртенгинин эртезинде, / Бурунгунун мурнунда, / Буганын мыйызы буступ дужуп, / Тенин мыйызы дээринге шаштыгьш, / Эки шагнын эктинде, / Бак шагнын бажында, / Донгелчиктин бажындан / Дорт он чечек унуп, / Донгур инектин бажындан / Мыйыс унуп турар шагда чувен иргин» (букв. «Раньше раннего, / Древнее др

1.2. Происхолсдение главного героя ТГС Главный герой тувинского эпоса представляет собой сложный и семантически насыщенный образ. Вообще, любой эпический персонаж является многосоставным образованием и обладает не одним, но несколькими свойствами и признаками (см. об этом у Е.С.Новик, 1975; С.Ю.Неклюдова, 1984). Эта особенность структуры персонажа позволяет в немшыявитв признаки как ранние, так и относительно поздние. Учитывая многослойность образа, можно выделить основные, инвариантные свой

1.3. Герой-первопредок Ары-Хаан (ТГС «Ары-Хаан») Выше уже говорилось, что герой ТГС «Ары-Хаан» родился от кустарника ирги. Чудесным образом появившийся герой имеет необычный внешний облик: «...Оон алдын баштыг, / Монгун боскектиг оол / Уштунуп баткаш, / Ыргайнын дозунден туттунуп алгаш, / Олуруп берип-тир» {букв. «Оттуда выпал мальчик / С золотой головой / И серебряной грудью. / Он ухватился за основание деревца / И стал сидеть») («Ары-Хаан», 62). Следует отметить, что ребенок, родившийся меж

1.4. Герой - демоноборец (Хунан-Кара, Кара-Когел, Алдай-Сумбер) ХунаН'Кара (ТГС «Хунан-Кара») > Герой Хунан-Кара при рождении получает следующую характеристику: «Чаа-дайыннын / Кижи сулде толу-дур» (букв. «Это ребенок, / Которому битвьь сражения суждены») («Хунан-Кара», 66-67). У этого ребенка оказывается необыкновенно прочной пуповина: «Хинин иезинин / Ижи бистиг / Хачызы-биледаа / Кезерге, / Бизи артынга чедир / Андарлып-ла турар, / Адазынын аи балдызыбиле-даа / Кагарга, / Бизи артынга

1.5. «Культурный герой» Танаа-Херел (ТГС «Танаа-Херел») В образе этого героя и в его подвигах наиболее ярко отразились культурногероические деяния мифического первопредка. Герой Танаа-Херел обладает всеми свойствами воина-богатыря, но сама героика сохраняет мифологический характер в начале повествования о герое говорится как о сыне древнего старика (туе. «ушпа-кырган») (Танаа-Херел», 101). Но, собираясь в дальний путь, ТанааХерел просит помощи у Неба и Земли, называя их отцом и матерью. Ему п

7.5. Образы противников героя Бесспорно, что все же больше мифолргических_черт^охранилось в образах врагов эпического героя. Об этом писали многие исследователи эпоса (см. работы В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, С.Ю.Неклюдова и др). В тувинских сказаниях враги - это звероподобные соперники героя, чудовища-мангысы {ср. бурят, «мангадхай»), многоголовый водный змей, демонические Албыс, Шулбус хааны, владыка Нижнего мира Эрлик-Ловун-хаан. Нротивник-человек, как правило, это хаан-завоеватель,

Глава II. Женские персонажи Тувинский героический эпос нередко отводит активную роль женскому i персонажу. Это случается обычно тогда, когда главный герой погибает, и для его / спасения в действие вступает его сестра. Женские образы в фольклоре тюрко-монгольских народов были объектом специального рассмотрения в работах Е.Н.Кузьминой, Р.С.Липец, Н.О.Шаракшиновой, А.Ш.Кичикова и др. Исследователями привлекался и тувинский материал. Общим для всех работ является убеждение, что женские персонажи

Образ Алдын дангыны Ближе всех к своим архаическим корням находится образ Алдын дангыны - Золотой-царевны. Этот персонаж присутствует почти во всех героических сказаниях тувинцев, включая тексты, рассматриваемые нами в предыдущей главе. Но для анализа образа Алдын дангыны мы взяли сюжеты ТГС «Алдай-Буучу», «Алдай-Сумбер», «Ары-Хаан», «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», «More Шагаан- ' Тоолай», «Танаа-Херел», «Хунан-Кара», в которых наиболее ярко представлен этот персонаж. У героини, как правило, нет

Глава III. Древние истоки образа коня в ТГС Эпический конь - персонаж, по важности его роли в развитии сюжета стоящий почти в одном ряду с главным героем богатырем. Его ведущая роль в эпосе отмечалась многими исследователями. «Конь наряду с богатырем является v " ^ одним из центральных персонажей сказаний. Он входит в число главных родовых атрибутов богатыря вместе с родовым и верховным божеством и родной страной богатыря, именуемой нарицательно «алтаем», - пишет Л.П.Потапов (Потапов, 19

Героический образ коня Особое положение коня в быту тувинцев не могло не получить своего отражения в их устном народном творчестве. Как было уже отмечено, в тувинском фольклоре образ коня занимает важное место: он является одним из главных действующих лиц, выступает как положительный персонаж, равный человеку. Заслуживает внимания и то, что конь - единственный из персонажейживотных - имеет свое имя. Он всегда рядом с героем. Это единство выражается в устоявшейся формуле произносить имя героя