Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Художественное своеобразие лирики Муэтдина Чаринова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02

Год: 2005

Номер работы: 199653

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

- Махачкала; ДагФАН СССР, 1964. * 5 ли начало систематическому изучению наследия поэта академической наукой. Эта традиция продолжена в двухтомной «Истории дагестанской советской литературы», где Э,Ю. Кассиевым воссоздан творческий портрет М. Чаринова'. В шеститомной истории многонациональной советской литературы также было представлено творчество поэта^. В годы перестройки обостренный интерес к репрессиям 1930-х гг. вызвал к жизни сборник научных статей «Наследие, возвращенное народу» (1990).

ГЛАВА I Жанровое своеобразие лирики Муэтдина Чаринова Исследование жанров и жанровых форм является одним из плодотворных путей рассмотрения художественного своеобразия лирики, так как «они содержательны и активны: они объединяют и подчиняют себе все компоненты произведения - образы, сюжет, композицию, стилистику, придавая им характерность, свойственную данному жанру. В силу названных причин жанр выступает одновременно и как важный фактор, и как показатель стиля произведения, а совокупность ж

Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие /Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, СИ. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец.

- М., 2000.

- С. 332. '' Подобную характеристику дает и Ж. Женетт в книге: Фигуры. Работы по поэтике. Т. 2.

- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.

-С. 312-314. ' Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.

- М., 1963.

- С. 328. 13 достижения литературоведческой науки'. Большинство ученых скло

1.1. Элегия в системе лирических жанров М. Чаринова Одним из ведущих жанров лирики М. Чаринова является элегия - «песня грустного содержания», как охарактеризовал ее В. Г. Белинский. Определения элегии в современном литературоведении в целом соответствуют словам классика. Все они «базируются на перечислении характерных для элегии тем (смерть, разлука, прощание и т. д.) или настроений (тоска, печаль, скорбь, безнадежность и т. д.)»'*. На сложную генеалогию жанра элегии в дагестанской литератур

Определение послания имеет в литературоведении некоторые разногласия. С точки зрения Г.Н. Поспелова «в лирике послание - не жанр, это мотивировка лирической медитации, начинающаяся с обращения к тому или иному лицу. Такой прием мотивировки может быть применен в оде, элегии, романсе и т. д.»'. Б.В. Томашевский считает послание «средним по объему лирическим жанром, занимающим промежуточное положение между лирикой и поэмой»^. Л.В. Гинзбург также называет этот жанр «промежуточным», изначально «от

Большинство произведений изначально М. Чаринов создавал как песни в расчете на музыкальное сопровождение'. Так, в стихотворениях «О чем плачет скрипка», «Чугурданухун» «В сопровождении чунгура» уже само название указывает на инструмент, под который должна исполняться песня, тем самым читатель настраивается на определенный эмоциональный лад. Именно под чунгур исполняет свои произведения герой повести «Оърч1нийрасса ччаву» «Любовь, возникшая еш,е в детстве» Мурад. Из сохранившихся в архиве поэт

- 1998.

- № 4.

- с. 84. Вий хьусса язухърал дак1 къума лаглай, XIacpamcca ламарал ттул хханхха ччучлай, Щимилул макь рутЫай xlacpampcui ц1арабн, Дардирал азар шай ва ттул чурххаву! Никем не понятая небесная гурия, Оставшаяся неоцененной лучистая лампада, Оставшаяся в пренебрежении жемчужина, Неоцененный по достоинству хризолитовый столб! Чтобы судить по справедливости, к кому взывать? Правды вымолить - к кому обращаться? От жалости к тебе сжимается сердце, Пламенем сострадания

Хотя большинство стихотворений М. Чаринова можно отнести к песенной лирике, в его поэтическом наследии представлены также произведения, в которых равностопный, монотонный ритм стиха сломлен. Одной из таких форм, в которой ритм поддерживается лишь приблизительной равномерностью строк, являетсясвободный стих, или верлибр. Авторы «Краткого словаря литературоведческих терминов» полагают, что в основе верлибра «лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, с котор

М. Чаринов в своем творчестве использовал и каноническую форму стихотворения - сонет. В научной литературе сонет трактуется по-разному. Так, в энциклопедических изданиях под сонетом понимается твердая стихотворная форма,^ в то время как многие литературоведы исследуют его как жанр лирики. Непоследовательность в определениях сонета обусловлена недостаточно четким разграничением в литературоведении таких понятий, как форма стиха, жанр, вид литературы. Мы будем придерживаться следующего определе

Наибольшего выражения тенденция к экономии поэтического материала достигает в малых формах лирики. Миниатюра — жанр далеко не новый в дагестанской поэзии и достаточно хорошо исследованный. Она является распространенным жанром дагестанского фольклора, о чем говорит хотя бы то, что в устной народной поэзии разных народов этот жанр имеет свое название: «шанма» у лакцев, «сарын» у кумыков, «беид», «маоми» у лезгин'. Исследователь дагестанской поэзии Ч.С. Юсупова одним из факторов, обусловившим по

Большинство лирических жанров тяготеет к малым формам. «Лирическое произведение, - писал В. Г. Белинский, - выходя из моментального ощущения, не может и не должно быть слишком длинно; иначе оно будет и холодно и натянуто, вместо наслаждения только утомит читателя».' В то же время критик говорит о возможности существования лирической поэмы, которая «не имеет определенных границ для своего объема». Он не признает этот жанр чисто лирическим, заявляя, что лирическое произведение может быть создан

ГЛАВА II Композиционные особенности лирики М. Чаринова Композиция является одним из основных показателей стиля писателя. Она организует единство художественного произведения, обеспечивает целостность его восприятия. Современные литературоведы уделяют большое внимание рассмотрению композиционных особенностей творчества конкретных авторов, а также исследованию композиции как раздела теории и истории литературы. Как и в других областях литературной науки, здесь также наблюдается терминологическ

Если говорить о «формах композиции» М. Чаринова, то следует отметить, что за редкими исключениями все его стихотворения выдержаны в монологической форме, характерной для лирики, отражающей субъективное начало. Субъект речи в лирике М. Чаринова представлен как лирическое «я», которое изменяется на лирическое «мы» только в стихотворениях гражданской направленности. Показательным в этом плане является стихотворение «Лакку к1ану» «Страна лаков», в первой части которого субъект представлен во множ

Художественный параллелизм, зародившийся на основе анимистических и тотемистических представлений древнего человека, является одним из основных способов организации фольклорных произведений. Анализ параллелизма и его видов был дан А. Н. Веселовским в работе «Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля»: параллелизм «покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия как признака волевой жизнедеятельности»'. В «Поэтическом словаре» А. П. Квя

Противопоставление является одним из основополагающих приемов поэтики М. Чаринова. Многочисленны и разнообразны грани контраста, проникшего во все уровни организации его произведений: в поэтическую лексику (антонимия), в синтаксис (уступительные конструкции, отрицательный параллелизм), в образность (оксюморон). В антитезу вовлекаются и звукообразы. Поэтический контраст является конструктивной основой таких произведений М. Чаринова, как «Талых! бакъу» «Несчастный», «Замана» «Эпоха», 81 «Душний

Повторяемость является ведущим элементом композиции поэтического произведения. Она проявляется во всех уровнях его организации (фонетическом, лексическом, синтаксическом, тематическом, ритмическом и других). Словесное искусство, как отмечает В.Е. Хализев, непредставимо без повторов и их подобий («полуповторов, вариаций, дополняющих и уточняющих напоминаний об уже сказанном»)'. Повторы выполняют ряд важных функций в поэтическом произведении: они организуют поэтический текст, способствуя больше

ГЛАВА m Поэтика художественного слова М. Чаринова Термин «поэтика», появившийся еще в древней Греции, в последнее время привлекает большое внимание филологов: как литературоведов, так и лингвистов. Если изначально в ее задачи входило описание общих свойств художественной формы, то в последнее время этот термин часто используют для исследования выразительных средств конкретных авторов. До сих пор сохранился как общепризнанный именно Аристотелевский список тропов. Проявления речевой образности

3.1. Художественно-изобразительные функции эпитета в лирике М. Чаринова В научной литературе сосуществуют разные подходы к определению эпитета, обозначению его границ, на что обратил внимание еще В.М. Жирмунский в статье «К вопросу об эпитете»"*. Одни ученые эпитетом называют любое художественное определение, «усиливающее, подчеркивающее какое-нибудь характерное выдающееся качество предмета», другие - различают понятия эпитет и определение, не несущее в себе образности, и, таким образом,

3.3. Некоторые особенности использования метафор в лирике М. Чаринова Метафора является основополагающей художественной категорией поэтики большинства художников слова. Она органически связана с поэтическим видением мира. Само определение поэзии иногда дается через апелляцию к метафоре. По мнению исследователей, именно метафора делает поэзию поэзией, так как с ее помощью создается особый образный мир, свойственный поэтическому мировоззрению. История изучения этого тропа уходит в глубь веков.

- 190 с. $4.Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы.

- Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1964.

- 190 с. %5.ГюгоВ. Собр.соч.:В 15-тит.

-М., 1956.

-Т. 14.

-С. 106. 86.Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985). Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.

- 456 с. %1Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты.

- М., 1981. ШДалгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана.

- М.: Изд-во вост. лит., 1962.

- 266 с. 1 ХО.Капиева Н.В. От материнской почвы...// Литературная Россия.

- № 33.

- 13 августа 1971 г .

- С . 16. т.Карпов А.С. Стих и время: Проблемы стихотворного развития в русской поэзии 20-х годов.

- М.: Наука, 1966, - 404 с. Wl.Kapnoe А.С. Русская советская поэма (1917 - 1941).

- М.: Художественная литература, 1989.

- 318 с. 1 ХЪ.Кассигв Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы.

- Махачкала, 1959.

-199 с. 172 \ЛАА.Квяткобский А.П.

1986.

- На азерб. яз. 231.Чаринов М. М. ОьрчТнийрасса ччаву // Ц1убарз.

- 1997.

- №№ 5, 6. 232.Чаринов М.М. Письма. Марзият. // Дусшиву.

- 1984.

- №. 2.

- С. 103-105. На лакском языке. 233.Чаринов М.М. Письмо // Илчи.

- № 43.

- 23 октября 1992 г.

- На лакск. языке. 234.Чернеу Л.В. Литературные жанры (проблема типологии и поэтики).

- М.: Изд-во МГУ, 1982.

- 190 с. 235.Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического