Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Фундаментальные метафоры в метаязыке новоевропейской культуры : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01, 09.00.13

Год: 2013

Номер работы: 15859

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Исследование возможных способов описания культурной реальности является одной из самых актуальных проблем в ситуации становления культурологического знания в рамках философии культуры. Невозможно описать современность, исходя только из нее самой. Следует, во-первых, увидеть ее истоки, во-вторых, выйти за ее пределы. Актуальной выбранную тему делает необходимость опереться на определенные априорные или трансцендентальные теоретические положения, которые делали б

- Фундаментальные метафоры не сменяют одна другую в строгой последовательности. Смысл этого процесса предстает как усложнение способа опосредования первичной реальности. Метафоры выступают как репрезентации возможностей, которые могли быть реализованы в европейской культуре при определенных культурно-исторических условиях. От изначального телесного синкретизма (мир как тело) европейская культура, оказавшись на грани метафизического ничто, преодолевает эту пустоту, создавая новый мир европейск

В настоящем параграфе рассматриваются возможности онтологического обоснования метаязыка культуры через те фундаментальные допущения, которые могут стать основой концептуализации фундаментальных метафор, «главных» метафор для описания способа деятельности, конституирующего ту или иную историческую эпоху; дадим обоснование понимания сущности культуры через язык, зададим метаизмерение языка культуры и определим его онтологические границы; определим особенности и специфику концептуализации языков

В предшествующем параграфе мы только обозначили возможности негативного понимания сущего в европейской культуре. Однако было бы ошибкой допустить соскальзывание на чисто понятийный дискурс и пойти тем ложным путем, которым некогда пытался пойти Ф.И.Шеллинг, задумав «Философию откровения». Религиозный или онтологический дискурс в этом смысле гораздо более продуктивен, хотя с высот метаисторического видения мы и вынуждены ставить в скобки религиозный моноцентризм или отстраненность онтологии от

1.3. Классическая метафизика «формы» и строительная метафора Классику в качестве «акме» мировой культуры семиотически можно рассматривать как составной феномен. Как некий рецепт, технологию восставления лучшего в его расцвете. То, что мы называем единством «формы» и «содержания», «идеи» и «вещества», конечно же, проливает свет на проблему «вещности ч вещного», но необходимо посмотреть на проблему с точки зрения проблемы «творения». Но не существует ли такое единство в ущерб цельности? «Разъят

1.4. Проблема метаязыка и трансцендентные инстанции Трансцендентность инстанции сознания. Проблему Бытия как «фюсис» мы уже рассмотрели выше. Теперь же мы рассмотрим проблему приоритета инстанции сознания в связи с проблемой языка в одной из наиболее репрезентативных, на наш взгляд версий - концепции сознания М.Мамардашвили и А.Пятигорского. В ситуации современности, после выдвижения в науке о языке так называемой гипотезы Сепира-Уорфа проблема первичности языка по отношению к фактам сознания

В настоящем исследовании, говоря о фундаментальных метафорах культуры, мы, по сути, говорим о метаязыке культуры в его изначальности, иначе говоря, в трасцендентальном смысле. Однако исходным будут более простые и отчетливые представления - как понимать ее «язык»? Современные исследователи предлагают понимать такой язык как семиотическую систему, сложноорганизованный текст [140; 238]. Здесь возникает опасность ухода от изначальных онтологических оснований бытия культуры. И структурализм и пос

Исследования феномена метафоры. Определение «переносного слова», или метафоры, даваемое Аристотелем в книге «Поэтика», не утратило своей актуальности и по сей день: «Переносное слово или метафора есть перенесение необычного имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии» [13, С.54]. Смысл метафорического акта можно рассматривать как «перенесение» (meta и pherein). Однако нельзя забывать, что подобного рода перенесениями могут быть переносы с рода на вид (вида н

1.4. Метафизический циферблат как проявление машинной метафоры Рассмотрев выше схемы из трех фундаментальных метафор, мы наиболее значимыми для европейской культуры полагаем метафоры «воображаемого» и «машинную». Рассмотрим метафору часов или метафизического циферблата в качестве иллюстрации машинной метафоры. Остановленное время. Вспомним финал трагедии И.В.Гёте «Фауст». Главный герой, который, чем бы он ни занимался - наукой, магией, хозяйственными преобразованиями - «влюблялся лишь в свое

От эпохи Средневековья до наших дней наблюдается довольно отчетливая тенденция, конституирующая специфику европейской культуры. Воображаемое не умирает, но, пройдя через горнило машинного мировосприятия, проецируясь сквозь европейскую научную картину мира обретает собственный неповторимый облик. Этот облик - плод сложного синтеза. Синтеза средневекового мировосприятия, с его верой в чудесное, и метафизических реалий современности. Однако этот синтез - не изначальный синкретизм, это сегментаци

3.2.Телесная метафора (тексты И.Ефремова, С.Лема, А.Тарковского) В настоящем исследовании мы хотели бы показать различие между понятием телесности и образом тела в архаической и современной культуре. Применим для этого метод параллаксного видения на примере романа И.Ефремова «Таис Афинская». Мы бы хотели подчеркнуть, что роман И.Ефремова - только «краеугольный камень», повод для иллюстрации решаемых нами семиотических проблем, связанных с метаязыковым описанием феномена телесности. Ведь кром

«Собор Парижской Богоматери». Изображения химерических чудовищ, «бестий» часто служили элементом украшения средневековых соборов, своеобразных центров не только религиозной, но и культурной жизни. Согласно определению, собором является городской храм, церковь, в которой богослужение совершает епископ. Собор является не только местом для молитвы, но и местом народных (корпоративных) собраний. «Собор возносится высоко над городом, устремляясь ввысь над этим островком продуктового изобилия, след

3.4. Машинная метафора (тексты А.Тарковского, Ч.Паланика, Д.Аронофски) Конструктивная «машина желаний». «Сталкер». Семиотическая вторичность может быть выражена как желание, willing [345, С.37-39]. Посмотрим на опыт семиотического монтажа на примере кинематографе. Фильм А.Тарковского «Сталкер» в контексте философии культуры - явление многоплановое. Необходимо вспомнить, что З.Фрейд в своем проекте метапсихологии отталкивался от того, что человеческой жизнью движет желание или влечение. Так

3.5. Орбитальная метафора (тексты Р.Желязны, Р.Брэдбери, К.Бое) Орбитальный лабиринт и современность. Идея цикличности медиапроцессов, идея взаимоналожения подобных «циклических» схем функционирования весьма для современного мира медиа. Реальность медиа порождает возможность по-новому поставить проблему цикличности, повторения различающегося. Проблема понимания медиа как многосложности может быть проиллюстрирована схематизмом прохождения мирового лабиринта. Ведь попадая в пространство-время м