Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Интеграция знаний о человеке как теоретическое основание гуманизации образования : философские аспекты : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.08

Год: 2013

Номер работы: 16316

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность исследования Беспрецедентные темпы развития современной техногенной цивилизации, изменяющийся образ социальной действительности осложняют положение человека в мире, и по-новому преломляют традиционное понимание гуманизма. Проблема антропологического кризиса - кризиса личности, утраты смысложизненных целей и ценностей, проблема адаптации человека к новым условиям существования, а фактически, - выживания человека как вида в ситуации собственного онтологического предела, превратили

§

1.1 . Философские представления о человеке Проблема человека выступает методологически исходным принципом философствования - его центром, критерием и высшей целью. Понятие «человек» есть тот образ, подходы к которому разрабатывает философия, причем «каждая эпоха в зависимости от своих мировоззренческих потребностей акцентирует внимание на нужных ей характеристиках человека»[275, с. 56]. Философские взгляды на проблему человека начали формироваться в древневосточной философии. В ее основе был

В философии нет однозначного подхода к природе человека, проблема познания которой является одной из самых древних и коренных проблем философии. Решение этой проблемы связано с осмыслением бытия человека, его развития, последствий изменений при переходе к «постчеловеческой» фазе истории. Не существует общепринятого мнения о наличии природы, ее характере, отличии от сущности. Исторической предтечей разделения этих понятий можно считать религиозные воззрения, в которых человек определялся с поз

1.3 Антропосинергетика как новая методология анализа сущности человека Сущность человека - это то определяющее, интегрирующее основание, которое выделяет человека из животного мира, трансцендирует в надприродную, надбиологическую область. Аристотель говорил, что сущ­ ность человека - это те его свойства, которые делают человека самим собой [104]. Проблема познания сущности человека на уровне родового и единичного человека, нацеленная на его философское осмысление, всегда находилась в центре

§

2.1. Междисциплинарная проблематика экологии человека Появление многоотраслевых метанаук, синтезирующих знание - это признак постнеклассического этапа научного познания. Экология человека, ориентированная на познание человека во всем богатстве и разнообразии его связей и отношений - одна из таких метанаук. Подходы к экологии человека фиксируются в работах философов и врачей с древних времен. Закономерности влияния на человека особенностей питания, климата, образа жизни, социального уклада одн

2.2. Стратегия развития человечества: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Возникновение глобальных проблем - комплекса острейших социоприродных противоречий является характерной особенностью цивилизации конца XX - начала XXI века. Постановка глобальных проблем осуществлялась Римским клубом на основе системного подхода к рассмотрению существования цивилизации на нынешней ступени ее развития, ее отношения к природе как основы целостно понимаемого бытия. Глобальность проблем определяется

С конца прошлого века выживание и устойчивое человеческое развитие превратилось в цель и критерий общественного прогресса [1]. Перед лицом глобальных проблем необходимость в коренном изменении модели развития человечества выступает естественной реакцией мирового сообщества. Научной основой для модели устойчивого человеческого развития стала Концепция устойчивого развития («sustainable development» (англ.) - самоподдерживаемое развитие), «при котором удовлетворяются потребности настоящего врем

2.4 Здоровье - интегральная характеристика человека Здоровье человека выступает его интегральной и качественной характеристикой, без которой невозможно системное объяснение человека. Суждения о здоровье видоизменяются соответственно развитию человеческой культуры, по-своему преломляется в рамках различных типов научной рациональности [207, 318]. Доклассическая научная рациональность (до XVII в.) Природа определяет содержание культуры. Натурфилософская концепция Античности: здоровье - это сост

§

3.1 Общенаучный феномен интеграции Масштабность современных проблем, процессы социоприродного развития, выступают причиной интегративных тенденций, преодоления разобщенности в науке, культуре. Преимущественно аналитическое изучение действительности к началу XX века стало бессильным в решении научных, социальных, глобальных проблем. Интеграция востребована исторической необходимостью познавать сверхсложные социоприродные целостности, их функционирование и развитие, способы эффективного управле

3.2 Интегративные тенденции в современном человекознании В современной ситуации глобальной нестабильности, когда под угрозу поставлено само существование человечества, изучение человека становится приоритетной для постнеклассической науки и социальной практики. Разброс подходов к изучению человека огромен, что лишний раз свидетельствует об уникальности, сложности феномена человека, который во все века пытается понять свои истоки («Воспитание ли меня сделало таким, Бог ли меня так создал» (М.Ю

Познание человека осуществляется в рамках естественнонаучной и гуманитарной культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями. В естественнонаучной культуре, к которой кроме естественнонаучных знаний сегодня относят и социально-научные, доминирует научный метод, с помощью которого происходит рациональный способ постижения мира и человека. Язык естественнонаучной культуры обращен к природе человека, он объективен, ценностно нейтрален, способствуют рационально-логическому осмыслению

3.4 Методологические аспекты интеграции знаний о человеке Сегодня ни в философском, ни в конкретно-научном знании не существует общепризнанного представления о человеке в единстве его разнообразных проявлений. Разброс подходов к изучению человека, который весь «сплошное, внутренне-слитое единство» (С.Л.Франк), «проявление системного принципа организации бытия» (М.С.Каган), объясняется множеством углов зрения, под которым он равноправно исследуется. Ученые признают, что каждое отдельное измере

Глава IV Знания о человеке как фактор гуманизации образования

§

4.1 Вызовы современности и гуманизация образования Гуманизм (лат. humanus — человечный) — это мировоззрение, идейная основа всех форм духовной культуры, его центральный принцип - отношение к человеку как высшей ценности. Ядро содержания гуманизма составляет учение о человеке, его сущности, предназначении, духовных качествах. Гуманизм, отражающий различные подходы к проблеме человека, имеет выраженное конкретно-историческое содержание: для каждого типа культуры характерно собственное видение ч

4.3 Тенденции интеграции в современном образовании Доминирующая в настоящее время модель образования зародилась в недрах техногенной культуры, становлению которой способствовала научная революция XVI1-XVIII вв. Вместе с тем, в цивилизации конца XX нач.

- XXI вв, которая стремительно меняет свое лицо, обнаруживается «кричащая» диспропорция между ростом отдельных знаний, аналитической культурой мышления и масштабными цивилизационными проблемами. Для продвижения методологической идеи всеоб