Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Музыка как феномен духовной культуры : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.04

Год: 2005

Номер работы: 199223

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность исследовання. Происходящие в нашей стране коренные изменения в экономике и политике глубоко затронули как материальную, так и духовную стороны жизни общества. Любой исторический момент требует от людей адекватного отражения его особенностей и соответствующего поведения. Человек - социальное и творческое существо, источник всех форм труда и духовной культуры. От социальной активности человека, его духовной и профессиональной культуры зависит будущее новых поколений. И справедливо

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НРАКТИКЕ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время существует около двухсот определений культуры, которые даны в отечественной (В. Библером, М. Каганом, В. Келле., Э. Макарьяном и др.) и зарубежной (Ф. Тоффлером, А. Швейцером) литературе. Исследователи в основном рассматривают культуру либо как систему ценностей человеческого общества, либо как социально значимый оныт. Существуют и различные способы классификации культуры по основным видам. Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную. К духовной культ

§ 2. Кризисное состояние духовной культуры в современном обществе Д]уховная культура общества состоит из внутренней культуры отдельных личностей. Человечество накопило огромный арсенал культурных и нравственных ценностей, способный привести к определенной гармонии весь внутренний мир общества и отдельного человека. Однако годы перестройки затормозили развитие духовности в нашем обществе. Многие люди забыли о самообразовании и человеческом самоутверждении. В этой обстановке культура перестала

ГЛАВА ВТОРАЯ. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

§1. Специфика музыкального творчества и его роль в массовой культуре Прежде чем перейти к вопросам, непосредственно связанным с дифференциацией типов музыкальной культуры, следует отдельно рассмотреть взаимоотношение обшества и музыкальной культуры как целого, поскольку простое соединение различных слоев и групп слушателей еш,е не есть обшество, и цифровая оценка данных по этим социологическим группам не дает адекватного представления о целом. То есть, обш;ество сначала следует рассмотреть к

§2. К проблеме восприятия музыкальпой культуры как формы существовапия особой зпаковой системы Но что такого есть в музыкальной культуре во всех ее тинах (классическом или легком), что позволяет ей играть такую роль в обществе, восприниматься и использоваться обществом? Очевидно в самой природе музыки (и вновь заметим, речь идет обо всем спектре музыкальных явлений - «о неутилитарном звукоизвлечении») общество в целом, совокупность «я» - «мы» отличает произведение музыкальной культуры от «пр

Вопрос о музыкальной культуре в современном обществе встает постольку, поскольку эта культура, которую в современной официальной музыкальной жизни стремятся представить как нечто, существующее автоматически, само по себе, далеко не разумеется само собою. Музыкальная культура считается формой культуры наряду с другими и существует в общем в культурном поле. Выработалось представление об эстетической самостоятельности форм искусства, и музыки в том числе - по крайней мере, в нащу эпоху, которую

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МУЗЫКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НОСТИЖЕННЯ МИРА Обращаясь к проблеме музыкальной культуры в жизни человека, необходимо осмыслить, как интерпретируется музыка философией, как понимаются ее духовная роль и в какой связи она находится с другими видами духовной деятельности человека. К числу выделяемых содержательных аспектов в философии музыки принято называть следующие: мировоззренческий, этический (нравственный), эстетический (чувственно-выразительный). Эти содержате

§ 1. Особенности духовной культуры в свете философни модернизма Модернистский взгляд на культуру и человека формировался во второй половине XIX века в борьбе с вульгарным материализмом, позитивизмом, социологизмом, классическим философским подходом и естественнонаучными установками. С. Кьеркегор и А. Шоненгауэр, К. Маркс и Д. Дьюи, О. Конт и Б. Рассел, Э. Гуссерль и М. Хайдеггер и еще многие и многие другие в своем творчестве и философии стремились преодолеть классические структуры, пересмотр

§ 2. Итоги философии искусства модериистского периода Модернистский период в развитии европейской культуры включал в себя потрясения социально-экономического характера, связанные с развитием империализма, с первой мировой войной, с появлением массового общества, идеологизированностью процессов в государстве, с внедрением массового производства, в том числе средств массовой информации и коммуникации. Модернистским воззрениям присущ антиэволюционизм, исключающий из сферы культуры ее материально

§ 3. Музыка как модель философского прозрения Но и внешний подход при внимательном отношении к содержательноэстетическим аспектам позволяет сделать ряд значимых наблюдений о музыкальной культуре, относящейся к существованию высоких форм музыки. Естественно, что, предполагая «музыкальную культуру» как модель философского осмысления, мы будем обращаться не только к положениям философии модернизма. Но игнорировать их полностью не представляется возможным, поскольку в прямом виде или опосредованн

§ 4. Музыкальная культура и проблема «времени» Музыка в своих лучших образцах предоставляет нам уникальную возможность в процессе исполнения и восприятия почувствовать «окаменевшее время» и сделать его актуальным и эстетически воспринимаемым. Музыкальному образу удается совершить гораздо большее: распахнуть пространство сегодняшней культуры в мир культурной всеобщности и тем самым нреодолеть трагизм исчезновения «наличного» бытия. То есть овеш:ествленный в музыкальном произведении образ облад

§ 1. Особенности музыкального воснриятия Обычно в нашем сознании мысли, наглядные представления и эмоции не разделены, а слиты между собой. Думая, мы и представляем себе какие-то явления жизни, и испытываем то или иное эмоциональное отношение к ним. А с другой стороны, любые переживания связаны с размышлениями и с образными представлениями. Так и в музыке: ее содержание - это переплетение, сплав чувств и пастроений с изображением человека и природы и с раздумьями о мире. Огромную роль играет

Само понятие «ритм», в переводе с греческого, означает «течение». Во всех искусствах, в том числе и музыке, это понятие в широком смысле слова рассматривается как общая последовательность или общее сочетание элементов (составных частей) художественного произведения. В данном смысле огромное значение имеет определенность, четкость в соотношении крупных и мелких составных частей целого, в том числе и определенность отношения звуковых длительностей (одинаковых или различных) друг к другу. Она вы

§ 3. Историко-культурные представления о музыкальном восприятии «Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб» (У. Конгрив, британский драматург XVII в.) Еще в древности люди, замечая огромную воздействующую силу музыки, искали те достаточно заметные структуры, которые были "ответственны" за такой эффект. Древнегреческое учение об этом стало одной из наиболее ранних попыток установить прямые причинно-следственные связи между ха

§ 4. Современные нредставлення о типах воснрнятия музыки Существуют три типа музыкального мышления. Первый - опредмечивающий. Люди данного типа при соприкосновении с музыкальным произведением "опредмечивают" свои восприятия: у них активизируются внемузыкальные представления, связанные с реальными событиями бытия. Второй тин - распредмечивающий, уходящий от предметных, конкретно-зрительных ассоциаций. В своих художественных внечатлениях люди этого тина склонны усматривать в музыкаль

ГЛАВА ПЯТАЯ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Одной из особенностей музыкальной культуры является ее активное развитие. По крайней мере, в европейской музыкальной традиции, европейскими музыкантами-теоретиками отмечается, что европейская музыка активна. Это развитие присуще самой природе музыки. Модус активности, противоположный модусу созерцательности, положен в основу всей западной традиции, а не только искусства классиков, где он наиболее очевиден: музык

ГЛАВА ШЕСТАЯ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творчество остается во многом "непознанным объектом" в силу своей сложности и латентного характера развития. Многими исследователями оно представляется одним из видов мыслительной деятельности, связанной с умением легко генерировать идеи, выбирать оптимальные варианты решения задач, подвергать критическому анализу свои и чужие мысли, переносить приобретенную информацию из одной области знаний в другие. Между тем этот фено