Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.04

Год: 2013

Номер работы: 16345

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Понятие «эстетизации», вынесенное в заглавие данной работы и являющееся ее основной проблемой, означает, в широком смысле, процесс сообщения тем или иным предметам и явлениям эстетических характеристик, рассмотрение их с эстетической точки зрения. Слово «эстетизация» стало достаточно распространенным в современном философском и культурологическом дискурсе, в первую очередь, в применении к описанию состояния современной культуры. В этом контексте под эстетизацией понимается, в первую очередь,

§ 2. О понятии эстетизации Хотя при своем возникновении в XVIII в. эстетика не была связана исключительно со сферой искусства, тем не менее можно отметить, что уже к началу XIX в. она практически отождествляется с ней, так что предмет эстетики, как кажется, значительно сужается по сравнению с изначальным. В то же самое время он и расширяется, поскольку теперь в область эстетического исследования и в область эстетического чувства входит не только то, что связано с до-понятийным уровнем познан

На основе изложенного мы можем определить основное направление нашего теоретического интереса и обозначить объект и предмет исследования. Он следует из последних фраз предшествующего параграфа. Объектом нашего исследования является тот культурный и мировоззренческий тип, который оказался способным к порождению эстетики в качестве автономной дисциплины. Предметом же процесс тотальной эстетизации в рамках этого мировоззренческого типа. Однако уже контекст, в котором мы определили взаимосвязь ук

Исходя из этого мы можем сформулировать цель настоящего исследования. Таковой является анализ трансформационных процессов, происходящих в современной культуре, и на поверхностном уровне выражающихся, в первую очередь, в тотальной и всесторонней эстетизации культурного распространении эстетических характеристик за пределы пространства, обозначенной классической эстетикой сферы. Анализ, производимый данным исследованием, направлен на выявление истоков этого процесса в структуре западноевропей

Прежде чем перейти к основному предмету анализа, следует подробнее остановиться на определении мировоззренческой специфики того типа рациональности в рамках которой появилась эстетика как отдельная наука. Нашей задачей в данной главе является описание мировоззренческого контекста, оснований и предпосылок возникновения эстетики, а также демонстрация специфики этого'контекста по отношению к предшествующим эпохам. Требуется выявить основные отличительные черты новоевропейской эстетики по отн

Для начала обратимся к определению терминов. Как уже говорилось во введении, к определению эстетики и сферы эстетического можно подходить двояким образом. С одной стороны, мы можем рассматривать эстетику с точки зрения ее предмета, тех явлений, которые она описывает. Т. о., можно применять слово «эстетика» и «эстетический» ко всему, что касается рассуждений о красоте, искусстве, чувственном восприятии, аффективной сфере и т.п. С другой стороны, слово «эстетика» возникает в определенной истори

В работе «Философский дискурс о модерне» (1985), посвященной анализу оснований мировоззрения нового времени - модерна в широком смысле слова, - а также его тупиков и противоречий, Ю.Хабермас говорит: «Принцип Это модерна»1. субъективности определяет... формирование культуры определение он выстраивает на основе гегелевской системы: «Первое, что Гегель открывает в качестве принципа нового времени - это субъективность. Исходя из этого принципа, он объясняет как превосходство мира модерна,

Но если где-то искать истоки этого нового субъектоцентричного подхода к знанию, то, возможно, следует обратиться к основаниям западноевропейской культуры, уходящей своими корнями в Средневековье. Среди важных вех в становлении западноевропейской рациональности хотелось бы обратить внимание на знаменитый схоластический «спор об универсалиях», обособивший два противостоящих направления: реализм и номинализм. Влияние этого спора для последующей мысли столь существенно, что отголоски его - и не

В настоящей главе нам хотелось бы сосредоточить внимание на развитии европейской философской мысли конца XVIII - XIX вв., опираясь на анализ эволюции эстетической теории. Задачей является выявить основания процесса эстетизации в эволюции философской традиции этого времени. Также хотелось бы показать, в какой мере рассмотрение эстетической проблематики и эстетических аспектов философских концепций позволяет распознать единую линию в развитии европейской философской мысли, взаимодополнительност

§ 1. Эстетический переворот И. Канта По словам Ю.В.Перова, «Кант с полным правом считается основоположником новейшей эстетики; многочисленные исследования подтверждают, что и по сей день эстетическая мысль позитивно или критически восходит к Канту и во многом движется внутри заданной им постановки проблем»1. Хотя, как полагает Перов, выделение некоего слоя, связанного с чувством, на грани теоретической и практической философии издавна не было чем-то необычным, тем не менее «способность сужде

§ 3. Проблема «гения»: от И. Канта к А. Шопенгауэру Повышенное внимание новой формы субъективности к внешнему миру вообще, и в первую очередь, к тому миру, который непосредственно воспринимается чувствами, можно связать с формированием и осознанием мира внутреннего. Происходит расслоение, при котором субъективное обращение к внешнему оказывается одновременно не только препятствием, но и единственной возможностью каким-то образом выразить скрытую глубину. Здесь не столько познание оказываетс

§ 4. Ф. Ницше: эстетика между критикой и идеологией Из изложенных мыслей Шопенгауэра, фактически, следует то, что позже объявляет в «Рождении трагедии» Ф.Ницше: «Мир может быть оправдан лишь как эстетический феномен». Если действительно, как мы пытаемся показать, для новоевропейской рациональности свойствен некий особый эстетический способ мышления, то эта знаменитая фраза представляет собой апофеоз его развития. Ницше доводит до конца и возводит на новый, более осознанный, более декларативн

Глава 1. ЭСТЕТИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ В этом разделе мы переходим к анализу процесса эстетизации, имевшему место в XX в., или же к описанию ситуации R культуре .XX в. с точки зрения нарастающей в ней эстетизационной тенденции. Ситуация конца XIX - начала XX вв. особенно интересна для нас тем, что она получила собственное название «модерна», «современности», породив также художественный стиль, хаоактеоизуюшийся как «новый» стиль, «модепн». но охватывающий при этом

К концу XIX - началу XX вв., в эпоху получившую название собственно «модерна», критика всех самоочевидностей, критика метафизики, религии, традиции, любых условностей, достигает своего предела, становясь критикой того субъекта, который эту критику производит. Но поскольку уже кантовская система выстраивает себя в качестве критики разума, т.е. того самого инструмента, с помощью которого она производится, то можно сказать, что модерн — это пиковая точка развития новоевропейского типа рациональ

Как уже говорилось, анализируя позицию Гегеля, Хабермас обнаруживает, что главным принципом нового времени для него выступает субъективность, а точнее, свобода субъективности. Вся история мысли - а по Гегелю, следовательно, вся история в целом, - это «прогресс в сознании свободы» . Проявляясь в познании как движение к предельному рационализму и развитие «объективного» интереса к внешнему MHDV. свою ononv и пель этот ппогпесс. тем не менее, находит во Там же. На проблеме противопоставления

Определяя западную цивилизацию как техногенную , В.С.Степин указывает на ее недостаточное внимание к нравственной сфере. С другой стороны, моральное сознание составляет самую суть и центр новоевропейской субъективности. Т.о. недостаток внимания к нравственности, отмеченный Степиным, а также часто отмечаемый и другими критиками европейской культуры , состоит скорее в исключенности нравственных характеристик из технической сферы, в разделенности сферы познания объективного мира, а также способо

§ 4. Эстетизация истории и исторический релятивизм В предисловии к книге «Возвышенный исторический опыт» Ф.Р.Анкерсмит определяет в качестве ее основной цели поиск ответа на вопрос: «Что нас вообще заставляет осознавать прошлое, что должно случиться или уже случилось с какой-нибудь нацией или каким-нибудь сообществом, чтобы их захватила идея собственного прошлого?»1 Он показывает также, что далеко не все нации и сообщества оказываются захваченными этой идеей. Ответ на свой вопрос Анкерсмит и

Если в предыдущей главе мы рассматривали предпосылки эксплицированного развития процесса эстетизации в культуре XX в. и проследили его развертывание в сферах, базовых для новоевропейской культуры в целом, то теперь перейдем к анализу современной ситуации. Основным предметом настоящей главы является возникновение и функционирование лингвистической проблематики в XX в. Вопрос о языке выходит на первый план в философских дискуссиях XX в. Он, фактически, сменяет в роли центра философского инте

§ 1. «Лингвистический поворот» в философии XX века. Эстетика и язык Исследователь современной философии Дж.Пассмор, сопоставляя такие разные течения XX в. как аналитическая философия, структурализм, герменевтика, постструктурализм и т.п. показывает, как все они непрерывно вращаются вокруг проблемы языка, так что вся философская проблематика так или иначе оказывается структурирована вокруг языковых проблем. Философия науки одной из первых обратилась к логическому анализу и практически полно

В последние десятилетия речь все чаще заходит о медиафилософии как о существенном и важном направлении философского дискурса. Причина этого состоит не только в бурном развитии медиатехнологий: скорее можно предположить, что и медиатехнологий, и медиафилософия берут свои начала в одном и том же источнике. Чтобы говорить о медиафилософии, необходимо, для начала, признавать значимость медианосителя в процессе передачи информации. Потому источником проблематики, связанной с медиасферой, может бы

Во второй половине XX в. философская мысль совершила еще один новый критический поворот, поставивший под вопрос возможность постижения реальности «за пределами текста». Этот поворот можно назвать «критическим». В первую очередь, в кантовском смысле ограничения притязаний разума, доверяющего себе в способности различать, где язык сообщает нечто о мире, а где мы имеем дело лишь с самой языковой структурой. Также потому, что он ведет разум к признанию себя самого лишь результатом способов гово

Если критика европейской культуры, начавшая бурно развиваться еще в XIX в., упрекала ее, в том числе, в упадке эстетической стороны жизни, то критическая теория современной культуры буквально пропитана эстетической терминологией. При этом она имеет принципиально кризисный характер, проявляющийся в том, что даже при самом оптимистическом взгляде на перспективы развития выстраивается как теория перехода и трансформации. «Понятия кризиса и критики настолько близки, что можно утверждать, что вся

Именно Ж.Бодрийяру, как уже упоминалось, принадлежит определение современного культурного состояния как состояния «после оргии»: таково заглавие первой главы его работы «Прозрачность зла» (1990), где он последовательно описывает все стороны современности в одном и том же крайне пессимистическом ключе, употребляя на каждой странице зловещие метафоры вирусных инфекций и раковых метастаз. «Оргия - это каждый взрывной момент в современном мире, это момент освобождения в какой бы то ни было сфер

Произведенный Бодрийяром анализ выводит на поверхность двойственность, самопротиворечивость акцентируемую одновременно. потребления бесконечность. Итальянский философ Дж.Ваттимо исходит из тех же предпосылок - а самое интересное и бросающееся в глаза: «приходит почти к тем же выводам, что Бодрийяр» , однако с противоположной оценкой. Констатация фактов и описание современной ситуации у него весьма сходны, но вывод далек от бодрийяровского пессимизма. Можно сказать, что именно в сфере оценки,

Несмотря на различие оценок, и Бодрийяр, и Ваттимо характеризуют явления, происходящие в современной культуре, как нечто длящееся, продолжающее предшествующее развитие. Бодрийяр оценивает трансформационные процессы пессимистически и как закономерное следствие развития ранее принятых мировоззренческих предпосылок. Ваттимо же видит возможность для преодоления ряда негативных черт и приветствует трансформацию. Однако эта трансформация, пусть и радикальная, происходит внутри той же самой модели,