Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Философия искусства Вячеслава Иванова : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04

Год: 2013

Номер работы: 16326

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Серебряный век, как одна из вершин мировой культуры, занимает видное место в истории эстетики. Деятели Серебряного века создали новые философскоэстетические феномены, позволяющие противостоять бездуховности, идеологии общества потребления и вульгарной рациональности. Одним из центральных направлений в искусстве и культуре Серебряного века стал русский символизм, стремившийся синтезировать основные духовно-творческие тенденции европейской и русской культур того времени. В философии русских си

Особенности русского символизма Прежде чем говорить непосредственно о философии искусства Вячеслава Иванова, следует обратить внимание на специфику темы исследования. Вяч. Иванов является одной из наиболее крупных и значимых фигур русского символизма. Сам символизм зародился, как известно, во Франции в последней четверти XIX века. Русский символизм заимствовал многое от французского символизма, но выделяется рядом существенных черт и особенностей, позволяющих говорить о нём как об отдельн

Софиология Одной из важнейших черт русского символизма является осознание софийного начала в искусстве как наиболее значимого. Проблеме понимания Софии Премудрости Божией и её связи с земным миром уделяли большое внимание такие мыслители Серебряного века, как Вл. Соловьёв, Вяч. Иванов, С. Булгаков, П. Флоренский и др. Не укоренено ли женское, софийное начало в самых основах Бытия как Премудрость Божия? Вся жизнь Вл. Соловьёва, заложившего основы русского символизма, пронизана софийной проблем

Теургия Вторым важнейшим духовным источником русского символизма, во многом определяющим его эстетику, является теургия. Теургия особенно важна для понимания проблемы философии искусства у Вяч. Иванова, поскольку она напрямую связывается русским символистом с проблемой творчества, искусства в действии. В.В. Бычков причисляет символиста к представителям теургической эстетики, для которой особенно важен эстетический опыт, искусство в жизни человека [32]. 27 В древности теургия считалась маги

4. Соборность Соборность является значимым феноменом в эстетике русского символизма. Для философии искусства Вяч. Иванова соборное начало особенно важно, так как на основе искусства, понятого как сотворчество с Богом, происходит особое, духовное единение людей. В православии под соборностью понимается единение верующих людей на основе духовности мыслители, близкие в православном богослужении. Русские символисты и к их кругу, внесли своё понимание, существенно усложняющее и углубляющее феном

4. 34 глобальном процессе совершенствования мира. Очень важной на этом этапе была именно проблема связи интеллигенции, элиты с народом, вообще проблема поиска той основы, которая могла бы объединить различных людей на принципах свободы и красоты, не подавляя индивидуальные и неповторимые особенности каждого человека. Единственная подобная основа, по мнению данных мыслителей, - религиозная, включающая в себя соборную идею. Вл. Соловьёв в своих взглядах во многом опирался на славянофилов, од

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СИМВОЛИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА Исходя из проведённого в первой главе диссертации анализа философскоэстетических основ русского символизма, можно отметить чрезвычайно широкий круг взаимосвязанных тем и проблем в философии Вяч. Иванова. Проблемы символа и мифа, красоты, теургии, мистерии, соборности, языка и многие другие не только взаимосвязаны, но и составляют для Иванова некую особую систему, которую можно уподобить огромному организму. Эстетическая проблемат

Символ и миф Вяч. Иванов разрабатывал свою философию и эстетику, ориентируясь на собственные представления о Высшем мире, Реальнейшем [20]. Лишь помня об этом, можно проникнуть в суть его текстов. Высший мир, согласно Иванову, связан с миром обыденным, земным, но осознать незримую связь между ними может только настоящий художник, человек, обладающий внутренним, духовным зрением, противостоящий Он видит мир утилитарно-логическому пронизанным символами, восприятию а символ действительности.

Красота Тема глубинной взаимосвязи мифа и символа как сущностных оснований любого искусства неразрывно сопряжена у Иванова с проблемой красоты как основы и сущности того высшего мира, к которому восходит художник в своем мифозрении и символическом выражении обретенных невыговариваемых истин бытия. Красота является знамением высшего мира. Художник как бы оживляет с её помощью косную материю, осознавая вместе с тем и несовершенство земного мира. Вяч. Иванов подчёркивает, что обилие символов, пр

Искусство по Иванову, как мы уже не раз убеждались, играет совершенно особенную роль в преображении мира, поэтому необходимо внимательнее всмотреться в особенности понимания русским символистом этого трудно поддающегося вербализации феномена, главного объекта изучения и в современной эстетике.

В предыдущих

главах диссертации роль художника уже фрагментарно рассматривалась. В данной главе более глубоко анализируется роль художника и процесс художественного творчества. Вначале целесообразно обратиться к пониманию этого вопроса первыми символистами - французскими, чтобы выявить затем особенности позиции русского символизма, в частности Вяч. Иванова.

§

§1.Миссия художника во французском символизме Появление символизма как школы непосредственно связано с деятельностью С.Малларме, его литературным салоном [106]. В 1886 году выходит манифест символизма Ж. Мореаса, в котором сформулированы основные принципы нового течения, в частности указывается на значимость абсолютного мира Идей, к которому может приблизиться художник, а также на связь высшего мира с миром обыденным. «Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для

§2.Художник в русском символизме Унаследовав многие идеи французского символизма в понимании места, функций и роли художника в обществе, русские символисты расставили по-иному акценты в этой теме, отказались от некоторых идей своих предшественников и старших коллег и внесли в нее свои самобытные аспекты понимания. В работе «Две стихии в современном символизме» Вяч. Иванов пытается раскрыть сущность истинного художника, связать его с высшей формой культурного деяния. Мыслитель разделяет симво

§2. Аполлоническое и дионисийское начала и проблема формы и содержания в искусстве Не без влияния идей Ницше Вяч. Иванов уделил много внимания универсальности исследованию культа Диониса и обоснованию культурной 93 дионисийского начала. В работе «Дионис и прадионисийство» он показывает, что в разных вариациях культы, близкие к дионисийскому, проходят через всю античность [66]. Дионис предстает в них как символом экстаза, хаоса, женского начала, так и богом страдающим, приносящим себя в жертв

§3. Мистерия как синтез искусств Высшее предназначение искусства, по Иванову, на что уже указывалось в этой работе, заключается в том, что оно должно стать основой великого теургического действа по преображению бытия Мистерии. Одно из центральных положений философии искусства Вяч. Иванова состоит в том, что искусство может являться средством того преображения мира, которое далеко выходит за эстетические рамки и приводит мир к обретению им высшего единства. Мистерия, по Иванову, является т