Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Кряшены: факторы формирования этнокультурной идентичности : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07

Год: 2013

Номер работы: 14220

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Кряшены - тюркоязычное православное население Среднего Поволжья (Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской республики). На территории данных субъектов Российской Федерации кряшены проживают компактно, их численность в настоящее время, по разным оценкам, составляет от 19 до 200-300 тысяч человек . Внутри кряшенской общности исследователи насчитывают 5 групп, выделяемых по территориальному признаку: казанскотатарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская и чистопольская . Вопрос

ГЛАВА 1 Этническая идентичность как этнологическая проблема. Идентичность кряшен.

Проблема этнической идентичности имеет свою историю изучения. Она стала особенно актуальной в середине XX века по многим причинам: возникали новые государства, распадались старые, этнические процессы в мире усложнились. Всплески этничности происходили в разные эпохи у многих народов, например, в период национально-освободительных войн, I и II Мировой войны. Но во второй половине XX века это явление приобрело особенную окраску. Всплеск этничности сопровождался процессом все большей унификац

Подъем национальных движений, как показывает российская история, тесно связан, с одной стороны с этническими процессами, протекающими у народов России, с другой, актуализируется на фоне политических событий и государственных решений. Рассмотрим место в хронологическом на территории периода. порядке национальные движения, имевшие Республики Татарстан в течение современной Начиная с длительного присоединения Казанского ханства к российскому государству, шел процесс консолидации татарского н

§3 Этническая идентичность кряшен (на рубеже XX - ХХ1в.) Ситуация, населения, вопросу», сложившаяся в преддверии Всероссийской к переписи привлекла кряшенской внимание научного этнической сообщества в «кряшенскому частности. Те идентичности исследователи, которые обращались непосредственно к проблеме кряшенской идентичности, пришли к выводу, что кряшенская идентичность устойчива Это подтверждают и полевые исследования 1 0 9 . . Итак, полевые материалы показывают, что большинст

В начале 2000-х годов вопрос о статусе кряшен занял особое место в исследованиях этнологии Поволжья, развернулась дискуссия по кряшенской проблеме. В ней проявились полярные точки зрения о статусе кряшен. Мы не можем не остановиться на этой дискуссии, так как именно она стимулировала рост интереса к самоидентификации кряшен. В ходе дискуссии были выявлены те черты, которые сами кряшены или их оппоненты считают дифференцирующими. Рассматривая характерные признаки изучаемой этнической группы (

Итак, у всех исследователей религия кряшен становится первопричиной их самоопределения и самосознания. Одни видят в ней негатив, отрывающий от основной массы часть татарского этноса, другие считают ее благоприятным фактором, который помог утвердить очевидное - своеобразие этнической истории кряшен. Ю.В. Бромлей, отмечая в качестве одной из первых составляющих этнической идентичности религию, писал: «религиозное сознание, религиозные могут полностью интересы подобно территориально-политиче

§2 Традиции как составляющая идентичности кряшен Не менее важной составляющей этнической идентичности являются традиции. Многие представители этой этнической группы — жители крупных городов с многонациональным составом. Безусловно, городской образ жизни не позволяет в быту придерживаться народных традиций. Однако, традиции сохраняются в духовной и культурной сферах. Примером этому являются праздники годового и семейного цикла, проводимые кряшенами. Во время экспедиции в Республику Татарстан

Третья важная составляющая идентичности — это культура. Культуру в качестве одного из признаков, отличающих кряшен от татар, также называли респонденты, опрошенные во время экспедиции 2009 г 172 . Правда, религиозные отличия и отличия в традициях занимают все-таки более существенное место. Однако это совсем не означает, что кряшены равнодушно относятся к вопросу сохранения собственной культуры. В кряшенской среде очень популярны фольклорные коллективы «Сюрекэ», «Берменчек», «Салям», «Ак каз»

ГЛАВА 3 Институты формирования этнической идентичности кряшен На становление идентичности может влиять огромное количество факторов, и этот процесс далеко не всегда подчиняется неким общим законам. Как отмечает Т.А. Титова, «основы этнического самосознания личности формируют этническая среда, характер культурно-бытового уклада, языковая ситуация, сложившиеся в семье традиции, нормы и т.п.»180. Формирование идентичности происходит в условиях постоянного взаимодействия человека с теми, кого

§1 Семья Рассмотренные выше подходы можно взять на вооружение при изучении социальных институтов, участвующих в формировании кряшенской идентичности. В качестве первого и важнейшего института мы выделяем семью. Социализация и инкультурация поколений - одна из основных задач семьи. Семья, по справедливому замечанию Е.Е. Сапоговой, «для любого ребенка является коллективным носителем социокультурных традиций, создающим собственное микрокультурное пространство» . Роль семьи в формировании эт

§2 Образование Другим институтом, способствующим становлению этнической идентичности, является образование. Этот институт становится значимым каналом передачи этнокультурной информации для детей среднего и старшего школьного возраста. Разумеется, система высшего образования будет оказывать малое влияние на формирование идентичности, так как студенты уже находятся в том возрасте, когда человек отчетливо осознает свою этническую принадлежность. Итак, в школах с пестрым национальным соста

Общественные организации так же можно назвать одним из институтов, помогающих формированию и поддержанию идентичности. Если семья или система образования имеют большое значение в формировании идентичности на первых этапах социализации личности, то общественные организации способствуют поддержанию идентичности у людей зрелых. Их работа была бы невозможна без активной включенности национальной интеллигенции. Кряшенская интеллигенция довольно отчетливо ставит задачу сохранения Хотинец В.Ю. Ук

Еще одним институтом формирования идентичности можно считать СМИ . Как пишет Т.А. Титова, «средства массовой информации, и это подтверждается данными опроса, являются одним из основных источников получения сведений о собственно национальных и инонациональных культурных ценностях, образе жизни, представлениях людей, относящих себя к различным этносам» . В Татарстане долгое время (с 1993 по 2002 годы) выходила газета «Кряшен Сюзе». В настоящее время в Набережных Челнах печатаются газеты